Воскресенье, 28.04.2024, 22:12
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Информатика и вычислительная техника » Диплом

20136 Автоматизированная система оценки качества работы преподавателей вуза Методика оценки рейтинга качества работы преподавателей

Автоматизированная система оценки качества работы преподавателей вуза Методика оценки рейтинга качества работы преподавателей
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Основы повышения качества учебного процесса
1.1. Качество повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза
1.2. Рейтинговая методика оценки качества работы преподавателей
1.3. Применение интеллектуальных систем для анализа данных
Глава 2. Разработка автоматтизированной системы оценки качества деятельности преподавателей
2.1. Описание предметной области
2.2. Описание ИАС
2.3. Постановка задачи
2.4. Проектирование работы системы
2.5. Проектирование базы данных
2.6. Оценка деятельности преподавателей
Глава 3. Результаты реализации проекта
3.1. Результаты оценки рейтинга преподавателей
3.2. Расчет экономической эффективности проекта
3.3 Перспективы развития системы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
- Руководство пользователя
- Форма учебного поручения преподавателя
- Нормативные и инструктивные материалы по планированию работы и составлению индивидуальных планов преподавателей
- Дерево “Оценка рейтинга качества работы преподавателей“
- Дерево “Оценка рейтинга качества работы преподавателей“
- Весовые коэффициенты
- Обучающие выборки для задачи оценки деятельности преподавателей

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка будущих специалистов, в совершенстве владеющих своей специальностью и обладающих высокими нравственно-этическими качест-вами, потребностью и способностью к творчеству и самосовершенствованию, всегда входила в функции высших учебных заведений, а в частности их кафедр.
Важным фактором системы образования, оказывающим влияние на учащихся, их уровень подготовки, является профессиональный уровень зна-ний и компетентность преподавателей. Оценка эффективности преподавательской деятельности является обязательным условием, обеспечивающим функционирование системы управления качеством образования, так как позволяет контролировать изменение кадрового потенциала, активность работы, выявлять и поддерживать положительные тенденции в работе преподавательского состава.
Концепция модернизации отечественного образования предъявляет высокие требования к качеству труда преподавателей. От того, в какой степени преподаватель соответствует современным требованиям, зависит качество подготовки специалистов. Вместе с тем, сложившаяся практика оценки преподавателей далека от совершенства, поскольку не имеет четких критериев и зачастую ориентируется на субъективный и обобщающий подходы.
Изменение роли преподавателя и характера его труда в условиях формирующегося информационного общества заставляет по-новому взглянуть на проблемы развития личности педагога, модернизации системы профессиональных знаний и совершенствования его методического мастерства.
Создание “портрета“ качественно работающего преподавателя - насущ-ная задача и гарантия качества образовательных услуг, которые предоставляет образовательное учреждение обучающимся.
Внедрение автоматизированной системы оценки качества деятельности преподавателей является важным шагом в управлении кафедры.
Цель дипломного проекта – разработать автоматизированную систему оценки качества деятельности преподавателей.
Задачи дипломного проекта:
 изучить деятельность кафедры;
 изучить теорию по качеству работы преподавателей;
 изучить опыт существующих методик по оценке деятельности преподавателей вузов;
 спроектировать и реализовать модуль «Преподаватели» информационно-аналитической системы «Кафедра»;
 разработать методику по оценке рейтинга качества работы преподавателей с использованием интеллектуальных компонентов;
 экспериментально оценить рейтинг преподавателей с помощью ин-формационно-аналитической системы.
Во введение обоснована актуальность темы, цель и задачи дипломного проекта.
В первом разделе рассматриваются вопросы деятельности кафедры, качества повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, а также рассматривается рейтинговая методика оценки качества работы преподавателей.
Во втором разделе описываются спроектированный модуль «Преподаватели» информационно-аналитической системы «Кафедра», разработанная методика оценки рейтинга качества работы преподавателей с использованием интеллектуальных компонентов.
В третьем разделе приведены результаты экспериментальной оценки деятельности преподавателей кафедры ИСЭ по разработанной методике с применением информационной системы «Бизнес-Аналитик», а также рассчитан экономический эффект от внедрения модуля «Преподаватели» информационно-аналитической системы «Кафедры».
1 КАЧЕСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ

1.1 Кафедра вуза

1.1.1 Роль кафедры в деятельности вуза
Кафедра - основное учебно-научное подразделение факультета и университета. Учебная и научная деятельность кафедры осуществляется в одной или нескольких областях знаний и подчиняется решению главной задачи - подготовке высококвалифицированных специалистов широкого университетского уровня. Вся деятельность университета и его подразделений строится таким образом, чтобы обеспечить возможности для эффективной работы кафедры [27]. Кафедра может иметь учебные и научные лаборатории, филиалы, кабинеты, учебные базы и другие подразделения. Внутренняя организация кафедры и формы руководства ее подразделениями определяются кафедрой, и утверждается на Ученом Совете факультета.
Кафедра также может вести другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Уставом АлтГТУ, виды хозяйственной дея-тельности, направленные на выполнение вузовских уставных целей, повышение квалификации и благосостояния её работников.Если рассматривать кафедру как основное производственное подразделение вуза, то с точки зрения В.А.Качалова [15] можно выделить несколько видов продукции, которые она выпускает (рисунок 1.1).


Рисунок 1.1 – Продукция кафедры
Образовательные услуги и интегрированная продукция на базе научно-технической продукции и образовательных услуг являются результатом бизнес-процесса (процесса жизненного цикла продукции) – образовательная деятельность. Причем образовательная деятельность подразделяется на подготовку бакалавров, специалистов, магистров различных специальностей и направлений, а также на дополнительное профессиональное образование по различным образовательным программам профессионального обучения. Учебно-методическая продукция может являться товаром, но, как правило, не реализуемым в больших объемах. Поэтому целесообразнее рассматривать ее как продукцию для внутреннего потребления вуза, вспомогательную продукцию для образовательной деятельности, и, как правило, она не выделяется в отдельный бизнес-процесс. Научно-техническая продукция является про-цессом инновационной деятельности, включающим в себя инновационный цикл от маркетинга и фундаментальных исследований до внедрения в произ-водство [32].
Внутренним документом, определяющим статус и область деятельности кафедр вуза, является “Положение о кафедре“. Этот документ закрепляет правовые нормы и гарантии деятельности коллективов кафедр, предоставляет гарантии невмешательства в творческий процесс и академические свободы работников кафедр со стороны администрации вуза и факультета [27].
При этом большое значение имеет механизм управления учебно-педагогическим процессом на уровне коллектива кафедры. Организация образовательного процесса должна обеспечивать академические свободы для преподавателя по выбору методов и форм организации учебного процесса, а для студента - по выбору своей образовательной “траектории“.
Если рассматривать кафедру с точки зрения системного подхода, то ее основными элементами являются сотрудники: заведующий кафедрой, его за-меститель, преподаватели, методисты, заведующие лабораториями, инжене-ры. Каждый элемент системы выполняет свою определённую задачу, но именно взаимосвязь элементов обеспечивает выполнение главной задачи системы – обучение студентов.
Все элементы данной системы связаны между собой и образуют структуру, так как при отсутствии какого-либо элемента система просто не будет существовать.
Взаимодействие системы с внешней средой осуществляется путём опре-деления материальных, энергетических и информационных связей. Информа-ционную связь обеспечивает реклама. С помощью неё абитуриенты могут уз-нать об условиях поступления и обучения на кафедре, о самой спе-циальности. Сотрудничество с поставщиками и производителями оборудования и материалов – это материальные связи [27].
Согласованность действий сотрудников, взаимосвязь и взаимодействие элементов – это механизмы обеспечения единства и целостности системы. Системопрепятствующий фактор – это потребность и нехватка квалифицированных специалистов – выпускников кафедры.

1.1.2 Структура, цели и задачи кафедры
Главная цель кафедры – удовлетворение потребностей в обучении или повышении квалификации с использованием новых образовательных технологий и качественного обеспечения учебного процесса.
Эффективная реализация образовательных технологий подготовки спе-циалистов возможна лишь при создании соответствующих организационных, кадровых и материальных условий.
В связи с этим можно выделить основные задачи кафедры:
 проведение по всем формам обучения лекций, лабораторных, практических, семинарских и других видов учебных занятий, предусмотренных учебными планами, на высоком теоретическом и научном уровне;
 руководство учебной, производственной и преддипломной практи-кой, курсовым и дипломным проектированием, курсовыми и дипломными проектами (работами), а также самостоятельной работой студентов по изуче-нию дисциплин кафедры;
 проведение курсовых экзаменов и зачетов;
 удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, куль-турном и нравственном развитии посредством получения высшего и послеву-зовского профессионального образования;
 удовлетворение потребностей общества и государства в квалифици-рованных специалистах с высшим образованием и научно–педагогических кадрах высшей квалификации;
 разработка, представление на утверждение в установленном поряд-ке и внедрение учебных планов и вузовских образовательных стандартов по направлениям и специальностям подготовки, образовательных стандартов по учебным дисциплинам кафедры, а также подготовка заключений по учебным программам, составленным другими кафедрами;
 подготовка учебников, учебных и методических пособий, в том числе с грифами УМО, Минобразования РФ, Сибирского учебно–методического центра высшего профессионального образования (СибРУМЦ), монографий и научных публикаций, а также составление заключений по поручению ректората на учебники, учебные пособия и учебно–методическую литературу;
 организация и проведение фундаментальных и прикладных науч-ных исследований, научно-технических и опытно-конструкторских работ в соответствии с утвержденными планами, в том числе по проблемам образо-вания;
 руководство научно–исследовательской работой студентов;
 обсуждение законченных научно–исследовательских работ, внедре-ние результатов этих работ в производство; рекомендации для опублико-вания законченных научных работ;
 проведение мероприятий по организации воспитательной работы среди студентов;
 рассмотрение индивидуальных планов учебно–воспитательной, научной, методической и другой работы сотрудников кафедры;
 изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей;
 оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;
 разработка и осуществление мероприятий по использованию при проведении учебных занятий современных информационных и компьютер-ных технологий, аудио–, видеотехники и других технических средств;
 подготовка научно–педагогических кадров, рассмотрение диссертаций, представляемых к защите сотрудниками кафедры или по поручению ректората и диссертационных советов факультета другими соискателями;
 оказание практической помощи в трудоустройстве молодых специалистов и организация систематической связи с выпускниками кафедры и руководством предприятий, учреждений и организация, на которых они работают;
 установление связи с предприятиями, учреждениями и организациями в целях обобщения и распространения передового опыта, оказания им научно–технической помощи;
 проведение мероприятий по повышению квалификации специали-стов, занятых в различных отраслях народного хозяйства, культуры, просвещения и здравоохранения;
 организация участия преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов кафедры в конкурсах, конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.;
 участие в наборе абитуриентов;
 обеспечение сохранности закрепленных за кафедрой лабораторий, помещений, а также оборудования, приборов и других материальных ценно-стей;
 обеспечение внутренней и внешней аттестации кафедры в соответст-вии с решением учёного совета университета [27].
В состав кафедры входят профессора, доценты, старшие преподаватели (преподаватели), ассистенты, старшие и младшие научные сотрудники, аспи-ранты, докторанты и учебно-вспомогательный персонал: заведующие лабораториями, инженеры, инженеры-программисты, учебные мастера и другие категории специалистов.
На рисунке 1.2 изображена организационная структура кафедры (на примере кафедры «Информационные системы в экономике»).


Рисунок 1.2 - Организационная структура кафедры
«Информационные системы в экономике» АлтГТУ им. И.И. Ползунова

Вопросы деятельности кафедры рассматриваются, принимаются и утверждаются на заседаниях кафедры, на которых присутствуют все научно-педагогические работники и учебно-вспомогательный персонал кафедры.

1.1.3 Описание деятельности кафедры
1.1.3.1 Управление деятельностью кафедры
Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, избираемый на эту долж-ность из числа профессоров или доцентов, ведущих активную научную и учебно-методическую работу. Избрание на должность заведующего кафедрой проводится Ученым Советом факультета сроком на 5 лет с учетом мнения собрания научно-педагогических сотрудников кафедры, выраженного путем тайного голосования. В случае необходимости выборы заведующего кафедрой могут быть проведены Ученым Советом университета.
Заведующий кафедрой является научно-педагогическим работником и должностным лицом, выполняющим административные функции на кафедре и отвечающим за состояние учебной, научной, методической и воспитательной работы на кафедре.
Заведующий кафедрой непосредственно подчиняется декану факульте-та.
Для управления кафедрой заведующий кафедрой наделяется всеми необходимыми для этого полномочиями и ресурсами, определяемыми федеральными и вузовскими нормативно-правовыми актами.
В пределах своих полномочий заведующий кафедрой издает распоряжения по кафедре, обязательные для всех её преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов [27].
Можно выделить ряд функций управления деятельностью кафедры (ри-сунок 1.3). Ответственность за выполнение этих функций возложена на заве-дующего кафедрой.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Алексеева Л.П., Шаблынина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. - М.: Б.и., 1994. – 216 с.
2 Ахметова Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшее образование в России. – 2001. - № 4. – С. 138-144.
3 Базы знаний интеллектуальных систем / Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
4 Благодатских В.А., Волнин В.А., Поскакалов К.Ф. Стандартизация разработки программных средств: Учеб. пособие; Под ред. О.С. Разумова. — М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 с.
5 Благодатских В.А., Енгибарян М.А., Ковалевская Е.В. и др. Экономика, разработка и использование программного обеспечения ЭВМ: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 288 с.
6 Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. - М.: Финансы статистика, 2003. – 315 с.
7 Веригин Ю.А. Качество деятельности преподавателя – основа качества подготовки специалиста / Современные технологии обеспечения качества образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. – с. 319.
8 Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Экологическое право России. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. – 266 с.
9 Ветрова А.А., Музыченко Р.В. Рейтинговая методика в основе мониторинга и управления качеством образования // Высшее образование в России. – 2005. - № 9. – С. 8-10.
10 . Востриков А. Аудит и оценка качества: вопросы и проблемы // Alma mater («Вестник высшей школы»). - 2002. - № 6. – С. 10-12.
11 . Замулин О.А., Капустин Б.Г. Трансформация университетов: новые реалии жизни преподавателей в вузах США // Высшее образование в России. – 2005. - № 3. – С. 38-40.
12 . ъ Интеграционные процессы в образовании и профессионализм преподавателей высшей школы (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе): Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. – М.: Вып. 10., – 2003. – 52 с.
13 Исаева Т. Преподаватель как субъект качества образования / Т. Исаева // Высшее образование в России. – 2003. – № 2. – С. 17-23.
14 . Калинин А.А., Сафонов Г.Н., Березикова В.Н. Профессионализм педагогов и эффективность деятельности образовательного учреждения / Современные технологии обеспечения качества образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. – С. 354-358.
15 . Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч. 7. Вузы России и современные методы менеджмента качества: простое признание или активное внедрение. // Стандарты и качество. – 2000. – № 12. – С. 82-87.
16 . Кельчевская Н.Р., Попова М.А. Качество подготовки специалистов – основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений. - Екатеринбург: Б.и., 2001. – 124 с.
17 . Корольков В. Кадровая политика в высшей школе: методологические принципы / В. Корольков, В. Мануйлов, В. Приходько и др. // Высшее образование в России. – 2003. - № 1. – С. 53-58.
18 . Куприянова Л. Педагогическое мастерство: принципы оценки / Л. Куприянова // Высшее образование в России. – 2003. - № 1. – С. 78-80.
19 . Лельчицкий И.Д., Лукацкий М.А. «Идеал учителя» как научное понятие: историко-педагогический аспект // Педагогика. - 2005. - N 1. - С. 79-85.
20 . Макарова Л.Н. Развитие стиля педагогической деятельности преподавателя вуза // Педагогика. - 2005. - N 6. - С. 72-80.
21 . Матушанский Г.У. Система непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы: Автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г.У. Матушанский. - Калуга: КГПУ, 2003. - 44 с.
22 . Мозгарев Л.В. Структура качества повышения квалификации работников образования // Педагогика. - 2004. - N 10. - С. 48-53.
23 . Нормативно-правовой справочник по бухгалтерскому учету в сфере образования и науки. Книга 9. Т. 1: Единая тарифная сетка. Тарифно-квалификационный справочник. - М.: Нефть и газ, 1998. – 420 с.
24 . О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы“. Приказ МО РФ N 180 от 24.01.2002.
25 . Перфильев Ю.С., Тремясов В.А. Подбор и подготовка преподавателей высшей школы / Современные технологии обеспечения качества образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. – С. 19-21.
26 . Положение об оценке качества работы преподавателей Томского политехнического университета. – Томск: ТГУ, 1996.
27 . Положение о кафедре Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова / СМК НПД 01-02-2004. – Барнаул: АлтГТУ, 2004.
28 . Положение о рейтинге преподавателей, кафедр и факультетов (методические указания для расчета) Московского автомобильно-дорожного института (государственный технический университет). – Москва: МАДИ, 2005.
29 . Положение о рейтинговой системе оценки качества работы преподавателей в АГПУ – Армавирский государственный педагогический университет. – Армавир: АГПУ, 2003.
30 . Положение о системе индивидуальной оценки качества работы преподавателя – Бийский технологический институт (филиал) Алтайского государственного технического университета. – Бийск: БТИ, 2003.
31 . Пятковский О.И. Интеллектуальные компоненты аналитических информационных систем управления организацией: Учебное пособие / АлтГТУ им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. – 219 с.
32 . Руководство по качеству государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова» - Барнаул: АлтГТУ. – 2004.
33 . Руководящие материалы по составлению индивидуальных планов работы преподавателей / СМК АлтГТУ. – Барнаул, 2004.
34 . Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей. – М.: РПА., 1998. – 102 с.
35 . Скок Г.Б. Некоторые нормы качества деятельности преподавателя // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 3(26). - С. 84-90.
36 . Скок Г.Б., Горлов Б.Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: учебное пособие / отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. - Новосибирск, 1982. – 115 с.
37 . Теоретические основы построения автоматизированных систем управления. Разработка технического задания. Воронов А.А., Кондратьев Г.А., Чистяков Ю.В., Наука, 1977. – 232 с.
38 . Тишков О.И. Информационно-аналитическая система «Кафедра»: Дипломный проект. Барнаул: АлтГТУ, 2005 - 214 с.
39 . Тютина М.В. Разработка методов и алгоритмов настройки гибридной экспертной системы на решение задач оценки в социальных и экономических объектах: Автореф. дис. … канд. тех. наук / М.В. Тютина. - Барнаул: АлтГТУ, 2003. - 164 с.
40 . Щербакова Т.К. Подготовка преподавателя в вузе: возможности создания модели / Т.К. Щербакова // Высшая школа. – 2003. - № 1. – С. 53-57.
41 . http://astu.secna.ru.
42 . http://ecsocman.edu.ru/db/msg/157092.html Клячко Т.Л. Интернет-конференция «Финансирование и доступность высшего образования». Мифы, легенды и реальность российского высшего образования / ГУ-ВШЭ, Москва.
43 . http://nsu.ru. Хабаров В.И., Кобылянский В.Г.. Новое поколение систем организации учебного процесса в вузе.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ