1. Анализ состояния разработанности проблемы отношения к здоровью 7 1.1 Понятие здоровья в психологии 7 1.2 Состояние здоровья учащихся и факторы, влияющие на его сохранение 13 1.3 Отношение учащихся к собственному здоровью как главный психологический фактор здоровьесбережения 25
2. Экспериментальное исследование проблемы осознанного отношения учащихся к своему здоровью 34 2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 36 2.2 Описание модели, обеспечивающей формирование мотивов осознанного отношения к здоровью 42 2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 49
Заключение 56
Библиография 59
Приложение 62
Введение
Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения приобретает сегодня особую остроту в российских условиях, поскольку современная ситуация отличается высокими показателями детской заболеваемости, снижением уровня жизни, социальными потрясениями, падением качества медицинского обслуживания, ухудшением экологической ситуации. Согласно данным Министерства образования России, «число детей с недостатком развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации». По данным Минздрава РФ, из 6 миллионов школьников в возрасте 15 – 17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания, а наличие болезней, ограничивающих выбор профессии, достигла 30%. Среди 15-летних мальчиков число отстающих по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1 – 2 года составляет 30 – 36%. Почти треть юношей не годна к службе в Вооруженных Силах по медицинским показателям (А.А. Баранов, С. Цымбаленко, С. Щеглова). Проблема «школьной патологии», т.е. негативного влияния школьной среды на физическое и психическое здоровье учащихся имеет многовековую историю. Среди комплекса факторов, способствующих снижению уровня здоровья школьников, выделяют, с одной стороны, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения (И.И. Бецкой, Е.М. Белостоц-кая, К.И. Грум-Гржимайло, Ф.Ф. Эрисман), с другой стороны, – большой объем учебной нагрузки (М.В. Антропова, М.М. Безруких, Н.И. Быстров, А.В. Беляев, С.М. Громбах, В.М. Зубкова, В.Г. Нестеров, А.А. Сычев, Л.П. Уфимцева). Современная система образования наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом несёт в себе противоречия, которые не обеспечивают её соответствия растущим запросам общества и потребностями каждого его члена. Это непосредственно влияет на результаты социального и экономического развития страны. Результаты исследований показывают несовершенство сложившейся практики в научно-методическом, организационно-управленческом, педагогическом функционировании различных звеньев системы образования в аспекте сохранения и развития здоровья детей и подростков. Анализ результативности традиционных подходов к сохранению здоровья школьников (посредством сокращения учебной нагрузки, увеличения числа уроков физкультуры в расписании, ужесточения гигиенических требований к условиям обучения) показывает их декларативный характер, который не затрагивает способы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Следовательно, сложившаяся в современной общеобразовательной школе ситуация требует новых, нестандартных подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения. Среди актуальных проблем реформирования образования сегодня наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья школьников, разработка психопрофилактических и коррекционных программ и методов работы педагогов и детских практических психологов для обеспечения и поддержки физического и психического здоровья детей на всех этапах онтогенеза. Но какие бы методы сохранения и укрепления здоровья учащихся не использовались в школе, ожидаемого эффекта не будет, если у самих школьников не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки в совершенствовании своего физического и психического здоровья. Между тем наблюдения и обследования учащихся показывают, что многие подростки не следят за состоянием своего здоровья, не занимаются его укреплением и часто делают то, что разрушает здоровье (курение, наркотики, алкоголь, увлечение технократической музыкой и т.д.). Актуальность исследования становления субъективного отношения к здоровью у подростков обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, движение науки без интеграции научных данных из разных областей невозможно, так как современный этап социокультурного развития общества характеризуется расцветом человековедческих наук, в том числе и в области индивидуального здоровья. Во-вторых, проблемы здоровья особенно актуальны для России. В силу происходящих социальных преобразований, а также низкой культуры отношения к своему здоровью, ухудшается здоровье детей, особенно в период обучения в школе. В-третьих, необходим поиск эффективных и действенных способов организации школьной образовательной среды, способствующей развитию ценностного отношения к собственному здоровью у подростков. Целью исследования является разработка и апробация психолого-педагогической модели формирования осознанного отношения к собственному здоровью у подростков. Объектом исследования выступает процесс формирования ценностного отношение к собственному здоровью у подростков средней общеобразовательной. Предметом исследования являются психологические особенности ценностного отношения подростков к собственному здоровью. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования: - провести теоретический анализ существующей психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - проанализировать понятие здоровья в психологии; - рассмотреть состояние здоровья учащихся и факторы, влияющие на его сохранение; - описаит отношение учащихся к собственному здоровью как главный психологический фактор здоровьесбережения; - провести экспериментальное исследование проблемы осознанного отношения учащихся к своему здоровью. Методологический подход исследования опирается на общенаучные и прикладные достижения: системный подход изучения личности и деятельности и культурно-историческая теория развития высших психических функций. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов: - теоретические (теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных); - эмпирические (эксперимент, реализуемый средствами социально-психологического тренинга; анкетирование; разнообразные варианты опроса (беседы, открытые и стандартизированные анкеты).
1. Анализ состояния разработанности проблемы отношения к здоровью 1.1 Понятие здоровья в психологии
Понимание здоровья в психологии сейчас значительно расширяется. Оно привязывается не только к физиологическому и психофизиологическому пространству, но воспринимается как сложный феномен, включающий новые смыслы и значения в процессе социальной эволюции. «Здоровье изменило свой статус в обществе как явление социума. И выражается это изменение глубинно и комплексно как в индивидном понимании, так и в оценке всего человечества. Здоровье сохраняет свое значение для индивида как определенная ценность и соответствующее состояние (отсутствие боли, недуга), обеспечивающее возможность работать. Оно приобретает новые измерения: формируется новое отношение к нему как особому социальному феномену» [12, с. 47]. Здоровье (как особое социальное отношение) во все большей степени становится структурообразующим фактором социального бытия, реализуемого в субъектной жизнедеятельности конкретных индивидов. Меняются содержание, емкость, смысловые показатели физического, психического, духовного здоровья человека и изменяются требования к здоровью. Рассматривая здоровье как особый социальный феномен, необходимо выделить следующие аспекты. Первый - это здоровье как надындивидуальное состояние в соотнесении к сообществу как субъекту истории. Второй - это особое субъектное отношение к здоровью и здоровье в субъектных отношениях индивидов, индивидов и общества в их сложном взаимодействии. Наконец, третье - это здоровье как основание самоопределения и мера свободы индивида в качестве субъекта истории. В осмыслении здоровья происходит переход от «суммарности» в оценке со--стояния здоровья и его ценности к пониманию интегральной целостности здоровья как сложно конструированной и многопланово представленной константы. Социальный смысл здоровья заключается в отношении к здоровью как особого проявления связей между индивидами, предполагающих проективную, целеполагающую деятельность по фиксированию состояния индивидов и реализации нормы здоровья. Начало реального отношения к здоровью как особой общественно значимой ценности трудно установить. Однако определенное отношение к болезни фиксируется достаточно рано в процессе становления человека. В настоящее время здоровье приобретает ценность для индивида не только в плане здоровье – болезнь и не только в плане сохранения возможности своей действенности, когда ценность здоровья имеет своего рода рыночный характер, но и как личностно необходимый компонент, обеспечивающий личную представленность человека в обществе. Здоровье в качестве особой формы проявления природной сущности человека приобретает реальную всеобщность. Не просто общественно-значимым становится здоровье, когда человек заботится о своем здоровье, а общество о его здоровье, но и объективно вводится такое направление, как изучение здоровья здорового человека. Исходя из этих положений и отправляясь от психологической трактовки понятия «отношение», сформулировано понятие «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния и организованную самим человеком жизнедеятельность, способствующую сохранению здоровья, личностному росту, творческому функционированию или наоборот (И.В. Журавлёва, Н.Л. Коновалова, В.Н. Мясищев, А.А.Реан и др.). Будучи обусловлено объективными обстоятельствами и определено движущими силами деятельности и поведения личности, отношение к здоровью проявляется в действиях и поступках, переживаниях и вербально реализуемых
'---------------------------------- Библиография
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с. 2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М., 1991. 3. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общест-во России, 2000. – 192 с. 4. Гарбузов В.И. Практическая психология, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб.: АО «Сфера», 1994. – 160 с. 5. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. – 152 с. (Психология и культура). 6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Изд-во ООО «Речь», 2000. – 310 с. 7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Изд-во «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. – 400 с.: ил. 8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и раду-юсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного воз-раста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000. – 208 с.,ил. 9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с., ил. 10. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. - М.: Интерпраксис, 1994. – 160 с. 11. Нарицын Н.Н. Азбука психологической безопасности. – М.: Изд-во «Русский журнал», 2000. – 224с. 12. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / В.А. Бароненко, В.Н. Лю-берцев, Л.А. Рапопорт / Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1999, - 410 с. 13. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думаю-щих людей / Пер. с англ. Е. Рачковой. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 320 с. (Серия «Как стать психологом»). 14. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с. 15. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного обще-ния. – М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991. – 48 с. – (В помощь лектору. Секция педагогических и психологических знаний). 16. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М., 1977, С. 9. 17. Психология сказки и сказкотерапия (Специальный выпуск) /Журнал практиче-ского психолога. – М.– 1999. - № 10- 11 (октябрь – ноябрь). 18. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 240 с.: ил. – (Азбука психологии). 19. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для сту-дентов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 41 с. 20. Сборник приказов и инструкций Министерства Образования России / Вестник образования. – 2001. – Июнь. - № 12. – С. 13 – 74. 21. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 304 с. (Серия «Как стать психологом»). 22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упраж-нения: практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998. 23. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Прак-тическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 1999. – 256 с.: ил. 24. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 288 с. 25. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 228 с.: ил. – (Психол. наука - школе). 26. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Фёдорова О.В. Счастливый подросток. Про-грамма профилактики нарушений психологического здоровья. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 224 с. (Серия «Как стать психологом»). 27. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педаго-гов. – М.: Интерпраксис, 1994. – 160 с. 28. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Изд-во «Флинта», 1997. – 224 с.