Четверг, 02.05.2024, 03:54
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Медицина » Диплом

20555 Особенности самооценки подростков, страдающих детским церебральным параличом

Содержание



Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование самооценки подростков с ДЦП 5
1.1. Особенности формирования самооценки в детском возрасте 5
1.2. Самооценка здоровых подростков 14
1.3. Проблема самооценки подростков с ДЦП 18
1.4. Влияние самооценки на общение и отношение с людьми у подростков,
страдающих ДЦП 27
Глава II. Экспериментальные исследования самооценки подростков с ДЦП 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 32
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 33
2.3.1. Особенности самооценки здоровых подростков 33
2.3.2. Особенности самооценки подростков, страдающих ДЦП 42
2.3.3. Сравнительный анализ самооценки здоровых подростков и подростков,
страдающих ДЦП 52
Выводы 59
Список использованной литературы 61




Введение

Актуальность темы. Необходимость изучения проблемы самооценки у подростков, страдающих ДЦП, велика. Она выражается в том, что самооценка формирует уровень притязаний, влияет на выбор профессии, на своевременное вхождение в социальное пространство, на общение с другими людьми. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее и уровень притязаний, тем адекватнее цели ставит перед собой человек, тем адекватнее его выбор профессии, тем эффективнее происходит его общение с людьми.
В настоящее время в условиях неблагоприятной социальной обстановки в стране (большое количество разводов, неполных семей) большое внимание должно уделяться проблемам самооценки. На данный момент стране нужны коммуникабельные, предприимчивые, способные люди. Но нельзя забывать и о формировании душевных качеств, таких, как доброта, сердечность. Нарушения при ДЦП неизбежно оказывают влияние на личностные черты характера подростка с ДЦП, на его жизненные планы, профессиональные намерения, на социальное и личностное самоопределение подростка. Чем адекватнее самооценка подростка, страдающего ДЦП, тем успешнее сложится его жизненный путь.
Адекватная самооценка способствует развитию личности, влияет на организацию поведения личности, способствует установлению контактов с другими людьми. В настоящее время подростки с ДЦП являются изолированными от общения со сверстниками. Их круг общения ограничивается общением с членами семьи. Общество находится в двойственном положении относительно больных, неполноценных людей. С одной стороны – они стараются относиться к ним справедливо, а с другой – они не знают, как с ними себя вести, а потому стараются избегать контактов с ними. Поэтому для того, чтобы появилась позитивная установка к неполноценным людям, общественность должна сформировать их новый позитивный образ. Исследование самооценки подростков с ДЦП важно для того, чтобы больные люди могли жить полноценной жизнью, вовремя войти в социальное пространство, свободно общаться с людьми.
Цель исследования. Выявить особенности самооценки подростков, страдающих детским церебральным параличом
Задачи исследования.
1. Выполнить анализ литературы по проблеме исследования
2. Выявить особенности самооценки здоровых подростков;
3. Выявить особенности самооценки подростков с ДЦП;
4. Провести сравнительный анализ между самооценкой здоровых подростков и подростков с ДЦП.
Предмет исследования: самооценка подростков с ДЦП.
Объект исследования: подростки с ДЦП.
Гипотеза исследования: у подростков с ДЦП наблюдается преимущественно неадекватно завышенная самооценка.
Практическая значимость: полученные в исследовании результаты можно использовать в центрах реабилитации подростков, страдающих ДЦП.
Методы исследования: в работе использовался тест – опросник «Самооценка» Маленковой Л.И.
Для межгрупповых сравнений использовался t-критерий Стьюдента.
Выборка: исследования проводились на двух группах подростков. Первая группа – это здоровые подростки, не страдающие ДЦП; вторая группа – это подростки, страдающие ДЦП, состоящие на диспансерном учете у врача – невропатолога. Возраст подростков – от 14 до 16 лет.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С ДЦП

1.1. Особенности формирования самооценки в детском возрасте

Что такое самооценка? Самооценка – это не только знание о самом себе, своих способностях, возможностях, но и оценка личностью самой себя, личностных качеств, внешности, возможностей, способностей. Это компонент самосознания. Самооценка формируется под воздействием самосознания, то есть под воздействием представлений о самом себе. Сензитивным периодом для развития самооценки является младший школьный возраст. Самооценка бывает адекватной, неадекватно завышенной, неадекватно заниженной. Самооценка считается адекватной, правильной, когда человек критически, правильно оценивает свои возможности. Завышенная или заниженная самооценка является неадекватной. При неадекватно завышенной самооценке человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле, переоценивает себя, а при неадекватно заниженной – наоборот, недооценивает себя, относится к себе с излишней критикой. Самооценка влечет за собой организацию личностью своего поведения.
В основе самооценки лежит умение соотносить предполагаемый и реальный результат. На развитие самооценки большое влияние оказывает общение с другими людьми, их оценка. Когда мы общаемся с другими людьми, мы отражаемся в них, как в разных зеркалах. Подобно тому, как, глядя в зеркало, мы составляем мнение о своей внешности, так же по реакции на нас партнеров, по общению, по их отношению к нам мы составляем мнение о себе, как о личности. Чем шире круг общения человека, тем больше он знает о себе, поскольку контакты с разными людьми отражают разные наши стороны. Когда партнерами по общению являются взрослые, зрелые люди, они в состоянии сделать поправку на то, что зеркало может оказаться кривым и искажать действительность, однако даже взрослый человек испытывает не слишком приятное чувство, когда в качестве обратной связи он видит неуважительное отношение к себе. Ребенок же просто не способен подвергнуть критике реакцию на себя взрослого, авторитетного для него человека. Он полностью доверяет ему и его оценке самого себя, поэтому его отношение принимается безоговорочно. Таким образом, именно в общении возникает более или менее устойчивое представление ребенка о себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что думают о нем взрослые.
Примерно с полутора лет ребенок начинает узнавать себя в зеркале, начинает употреблять местоимение «Я». В раннем возрасте начинает формироваться самооценка, самостоятельность, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, честолюбие. Дети осознают себя отличными от других, начинают сравнивать себя с другими людьми. Сравнивая себя с окружающими, многие дети уже в три года имеют определенную самооценку. Поэтому, уже, начиная с полутора лет, необходимо заботиться о формировании правильной самооценки у ребенка. Ребенок раннего возраста оценивает себя так, как оценивает его взрослый. Следовательно, именно взрослый формирует самооценку в это время у ребенка. Поэтому, если родители чересчур много или мало хвалят своего ребенка, то соответственно формируется завышенная или заниженная самооценка. И все же ребенок оценивает себя неадекватно. В его самооценке существует предвзятость. Дети могут не осознавать, что у них есть отрицательные качества, или не осознавать их, не осознавать, что они нежелательны. Бывает, что ребенок осознает, что является обладателем отрицательных качеств, но переводит их в разряд положительных. Таким образом, прибегая к самообману, ребенок сохраняет положительную самооценку. В четыре года ребенок способен оценивать свои возможности более реально, чем, скажем в полтора-два года, чем в три года.
В четыре-пять лет ребенок еще не способен корректировать свои действия и суждения на основе сведений, полученных от других людей. Дети и раннего, и дошкольного возраста, как правило, имеют завышенную самооценку, они не склонны думать о себе плохо. Дошкольник оценивает себя неадекватно, так как ему тяжело отделить свои умения от своей личности в целом. Для него признать, что он делает что-то хуже других, значит признать, что он вообще хуже. Поэтому, понимая, что поступил плохо, он это не в состоянии признать. Дети стремятся к тому, чтобы взрослые их оценили, пожалели, они нарочно восхваляют свои достоинства, чтобы их заметили. В этом возрасте для ребенка очень важно, чтобы их способности кто-нибудь оценил. Одобрение и похвала взрослых вызывает чувство гордости, собственного достоинства. При отсутствии похвалы и одобрения ребенок испытывает стыд, огорчение. Бурно переживается отсутствие положительного результата.
У ребенка дошкольного и раннего возраста отсутствует обобщенная самооценка, он не может отделить свои действия от самого себя, он говорит просто: «Я хороший», в то время как взрослый оценивает дифференцированно: «Ты хороший, я тебя люблю». И, как указано выше, ребенок этого возраста считает себя всегда хорошим. Если же он не видит своих достоинств, то он попросту их выдумывает. Дошкольнику легче оценить другого, чем самого себя. Другого он может оценить отрицательно, а себя всегда с легкостью оценивает только положительно. Отрицательная самооценка наблюдается лишь у небольшого количества детей дошкольного возраста. Также ребенок уверен и в своих возможностях: при объективной вероятности успеха на 50% ребенок уверен в своих силах на все 100%. Дошкольник собой полностью доволен, кажется сам себе очень хорошим. Оценивая себя, он стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет собой нечто ценное для окружающих. Таким образом, если взрослый не замечает его достоинств, то он их просто выдумывает. В три-четыре года может приписывать себе все одобряемые взрослыми качества, не зная, в чем они заключаются, но зная, что это хорошо. Ребенок также может просто повторять мнение, которое высказано о нем взрослым.
Младший дошкольник, оценивая других, также может просто повторять чужое мнение, своего-то у него нет, так как нет ни опыта, ни нравственных и моральных представлений. Поэтому и при оценке людей и при самооценке он ориентируется на мнение других людей. Известно, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других.
В раннем дошкольном возрасте многие дети идут в детский сад, таким образом расширяя круг общения. Чем больше ребенок общается с разными людьми, тем больше познает себя, тем больше у него возможности сравнивать себя с окружающими людьми, тем чаще он слышит оценки взрослых в свой адрес, тем адекватнее у него формируется самооценка. Ведь именно оценка взрослых поможет сформироваться адекватной самооценке. Правильная оценка ребенка взрослых положительно влияет на развитие личности ребенка.
Самооценка в раннем и дошкольном возрасте формирует стремление соответствовать требованиям, которые предъявляют взрослые. Если ребенок способен к критическому отношению к себе, то, оставаясь собой недовольным, он может перестроить свое поведение – на это способны дети в дошкольном возрасте. Уже в четыре-пять лет у детей намечается желание что-либо изменить в себе, стремление к одобрению является одним из стимулов поведения. Старший дошкольник уже, в основном, верно оценивает свои достоинства и недостатки, учитывая при этом мнение окружающих. Это связано с тем, что в старшем дошкольном возрасте дети обладают уже какими-то нравственными представлениями, знают, что хорошо, что плохо.
У дошкольника возрастает способность мотивировать самооценку. В четыре-пять лет оно связано с мнением окружающих: хороший, потому что меня хвалят, также они мотивируют ее своей эстетической привлекательностью.
В пять-семь лет самооценка связана с нравственными качествами, но часто, даже в шесть-семь лет не все дети способны мотивировать свою самооценку.
На пороге школы возникает новый уровень самосознания, появляется осознание своего социального «Я». Изменение самосознания определяет его отношение к самому себе, к людям, определяет его поведение. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее требователен к окружающим


'----------------------------------
Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие для студ. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 1999.-320 с.
2. Ананьева Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Воронеж, 1995. –301 с.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984. – 199 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений (сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан., В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.
6. Гришак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1984. – 320 с.
7. Гусев Е.И. и др. Нервные болезни: Учебник / Е.И. Гусев, В.Е. Гречко. – М.: Медицина, 1988. – 640 с.: ил. – (Учеб. лит. для студ. мед. ин-тов).
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 1997. – 256 с.
9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1982. – 365с.
10. Зверева О.Л. Ганичева А.К. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е издание., Стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
11. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: гос-во МГУ, 1985. – 353 с.
12. Кабанов М.М.: Личко А.Е., Смирнова В., Метод психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., «Медицина», 1983. – 199 с.
13. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции, особенности формирования личности у больных детским церебральным параличом и принципы их коррекции. М.: 1982. – 258 с.
14. Климов Е.А. Основы психологии; Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
15. Климов Е.А. Школа… а дальше. Л., 1971. – 165 с.
16. Климов Е.А. Основы психологии; Учебник для вузов. – М.: Культура и Спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295с.
17. Ковалев А.Т. Психология семейного воспитания. – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 256 с. – (Родителям о детях).
18. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979 .-–306 с.
19. Ковалев В.В. Психогенные патопсихологические формирования личности у детей и подростков. М.: 1976. – 202 с.
20. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: 1985. – 286 с.
21. Конечный Р., Базхал М. Психология в медицине. Прага, 1983. – 405с.
22. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн, 1981. – 110 с.
23. Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, «Наукова думка», 1984. – 421 с.
24. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. вышс. учеб. заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.
25. Куликова Т.А. Семейное воспитание: Учебники для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
26. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 260 с.
27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – изд. 2-е, доп. и перераб. – Л., 1983. – 260с.
28. Матейчик З. Родители и дети Кн. для учителя: Пер. с чеш. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. – Издательский центр «Академия», 1999. – 456с.
30. Мухина В.С. Детская психологи: Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. Л.А. Вегнера. – 2-е изд. перераб.и доп. Мухин В.С. Просвещение, 1985. – 372с.
31. Немов А.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995. – 496с.
32. Обухов Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – м.: Тривола, 1995. – 360с.
33. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 240с.
34. Практикум по патопсихологии (под редакцией Б.В. Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В. Лебединского). М.: Издательство МГУ, 1987. – 408 с.
35. Прихожан А.М. Педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М., 1980. – 521с.
36. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова – М.: – Педагогика, 1990. – 520 с.
37. Психология личности: тесты, опросники, методики. (Авторы-составители: к.п.д., доцент Н.В. Киреева и Н.В. Рибчикова – М.: Гелион, 1995. – 220 с.
38. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского; научн.-исслед. ин-т Общей и педагогической психологии. Акад. пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1997. – 240с.
39. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Научн.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1978. – 240с.
40. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. обл. ред. А.М.Фонарева. – М.: прогресс, 1978. – 272с.
41. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – 982с.
42. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглян М.Я. Клиника и реабилитация – аннатерапия детских церебральных параличей. – М., 1972. – 306с.
43. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / А.В.Петровский, В.В.Абраменкова, А.Е.Зеленова и др.; Под ред. А.В.Петровского, 1997. – 224с.
44. Справочник педиатра / [Авт.: М.М. Алимова, А.Г. Антонов, Л.Г. Афонина и др.]; Под ред. акад. АМН СССР М.Я. Студейникина. – Т.: Медицина, 1984. – 686 с., табл.
45. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. – 284с.
46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянска школа, 1974. – 268с.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336с.
48. Ушаков Т.К. Пограничные нервно-психический расстройства. – М., 1978. – 303с.
49. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М.: просвещение, 1983. – 196с.
50. Шабалина Н.Б., Добровольская Т.А. Психологические критерии рационального трудоустройства инвалидов. – М., 1996. – 245с.
51. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544с.
52. Шемуратов Ф.А., Фукина Л.И. Элементы высшей математики: Учебник для студентов вузов физической культуры. – Набережные челны: Издательство КамПИ, 1999. – 368с.
53. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европейский институт экспертов. – Спб.: Из-во Микалинова В.А.; Из-во «Полиус», 1998. – 639с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ