Четверг, 02.05.2024, 05:52
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Медицина » Диплом

20902 Сохранение здоровья детей в ДОУ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Введение

Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг «К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!». При этом понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие. Такая трактовка «здоровья» поднимает роль физической культуры на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека. И основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет.
В период дошкольного возраста у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регуляция его качества. Оно связано с внедрением в практику работы дошкольных образовательных учреждений современных программ и технологий, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку.
Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получивших гриф Минобразования России, постепенно расширяется. Информация о них содержится в инструктивно-методических письмах Минобразования России “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития от 24.03.95 N42/19-15 и “О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений от 29.01.96 N90/19-15 и др. Немаловажную роль в работе детского сада по сохранению и формированию здоровья ребенка играют такие программы, как: “Основы безопасности детей дошкольного возраста“ (Программа для дошкольных образовательных учреждений и методический комплект). Авторский коллектив: Р.Стеркина (Минобразование России), Н.Авдеева (институт человека РАН), О.Князева (институт педагогических инноваций РАО); “РАДУГА“ - комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений. (Авторский коллектив: Т.Доронова, В.Гербова, Т.Гришавин и другие (институт общих проблем образования Минобразования России)), важнейшими компонентами которой являются игра и физическое развитие ребенка, формирование привычки к здоровому образу жизни, приобщение к физической культуре. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. При отсутствии достаточного количества движений, развитие детского организма будет нарушено. Это положение подтверждается наблюдениями К.Д. Губерт, М.Г. Рысс, А.Ф. Тура, М.И. Фонарева, сравнивших развитие детей находившихся в разных условиях физического воспитания. Они утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связано с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение-основное проявление жизни ребенка. Ограничение движений или их нарушение сказывается на всех жизненных процессах, на деятельности органов, отрицательно отражается на обменных процессах, а, следовательно, на здоровье детей, тормозит их умст-венное развитие[30,С.64] .
Другой серьезной проблемой является то, что дети часто болеют простуд-ными заболеваниями. По статистическим данным последних пяти лет заболе-ваемость детей в детских садах г. Соликамска увеличилась почти в 2 раза[54,С.2]. Среди причин такой заболеваемости следует назвать невыполнение программных требований по закаливанию, недостаточный уход за детьми, не соблюдение санитарно-гигенического режима и нарушение двигательного режима в ДОУ, т.е. недостаточная двигательная активность.
Активные движения, появляющиеся у ребенка в определенной последовательности - важнейший показатель правильного нервнопсихического развития. И одна из проблем состоит в том, что дети мало двигаются. Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но снижает их умственную работоспособность, тормозит их общее развитие, делает детей безразличными к окружающему[15,С.11].

Проблемы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое разностороннее отражение в научных трудах (Е.А. Аркин, М.Н. Алиев, В.К. Велитиченко, С.М. Иванов, С.П. Кожин, К.Н. Способина, В.Л. Страковская и др.), в том числе применительно к различным типам патологий - дыхательных путей (М.Н. Алябьева, Н.Д. Горелик, Т.В. Карачевцева), зрения, слуха и речи (Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан), опорно-двигательного аппарата (Л.А. Бородич, Р.Д. Назарова, В.М. Виленский, эндокринной системы (И.И. Анникова) и др.

Однако вопросы построения работы по сохранению здоровья ребенка в условиях детского сада оказались (по нашему мнению) охвачены лишь фрагментарно. Необходима разработка таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинские и педагогические направления работы с детьми изначально будут заданы в органичном единстве [8,С.17]. Эту установку выдвинул еще Е.А. Аркин, однако и по сей день она не получила должной конкретизации. Ее конкретизация предполагает не только создание специфического программно-методического обеспечения, но шире - отработку новых моделей ДОУ (по принятой типологии относящихся к детским садам компенсирующего вида, присмотра и оздоровления и др.)[8,С.18].

Так, Бирюкова Н.Г. и Шумилова О.П. в своей работе «Диагностика, как основа индивидуального подхода в оздоровлении детей» раскрывают методы проведения диагностики школьников в ДОУ, которые позволяют учитывать разные стороны в развитии каждого ребенка и группы в целом, а так же подобрать комплекс методик и приемов, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие). В исследованиях Н.С.Собельмана, А.Е. Рабухина, М.П. Похитоновой, Л.Н. Алексеевой доказано, что изнеживающий режим для детей в ДОУ (и особенно лечение длительным покоем) оказывают неблагоприятное воздействие. Многие специалисты считают, что наиболее сильно страдает от отсутствия или дефицита движений детский организм, поскольку двигательная активность стимулирует рост и развитие не только здорового, но и больного ребенка (А.А. Кисель, В.И. Молчанов, Е.Г. Леви-Гориневская, О.Н. Булычева, В.Л. Страковская и др.). В работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.Ф. Лесгафта, В.М. Бехтерева, Е.А. Аркина, А.Ф. Тура, А.Б. Гандельсмана, К.М. Смирнова, И.М. Фонарева и др. установлено, что полноценное развитие движений с самого раннего возраста способствует формированию нервной системы, строения и функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Лопуга В.Ф. заостряет внимание на том, что образовательная среда является основной системой, содействующей сохранению здоровья детей. В ряде экспериментальных работ обнаружено, что движения детерминируют развитие и нормальное функционирование таких важнейших систем организма ребенка-дошкольника, как костно-мышечная (Е.А. Клебанова, Т.В. Панасюк), дыхательная (Ц.В. Какабадзе, В.И. Козлова), сердечно-сосудистая, терморегуляционная (Э.И. Аршавская, В.Я. Еремеева, Т.О. Чернякина, Г.П. Юрко). В работах Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, М.Ю. Кистяковской сформированность моторики ребенка рассматривается как один из важнейших показателей развития этих функций. Авторы выдвинули идею ак-тивного воздействия на развитие движений и функций организма путем соответствующей организацией целостной деятельности ребенка раннего возраста[31,С.23]. Эта идея может быть распространена и на область работы с дошкольниками. В медико-биологических исследованиях экспериментально доказано влияние двигательной активности на сохранение здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность дошкольников (Г.П. Юрко, О.В. Силина, В.Г. Фролов и др.). В.А. Кривошей, Т.С. Некрасова, А.Н. Ромаева выявили положительную динамику показателей окружности грудной клетки, мышечной силы рук, массы тела у детей в условиях экспериментального двигательного режима. По данным М.В. Антроповой, Г.П. Салышковой, Р.В. Силла, Н.Т. Тереховой и др., систематические физические упражнения, будучи эффективным средством профилактики умственного переутомления, способствуют повышению умственной работоспособности детей[39,С.32]. В целях сохранения высокого уровня ра-ботоспособности дошкольников на занятиях, требующих значительной умст-венной нагрузки, предлагается применять разнообразные формы активного отдыха (М.П. Голощекина, Т.И. Осокина, А.П. Ерастова, Н.П. Кочетова, Н.А. Ноткина, Г.П. Лескова и др.). Результаты ряда исследований свидетельствуют о значительном улучшении качественных и количественных показателей основных движений детей, занимающихся по усовершенствованным двигательным режимам (Ю.Ф. Змановский, С.П. Громова, Г.В. Сендек, Л.В. Карманова, Г.В.Шалыгина, Ю.Ю. Рауцкис, В.А. Шишкина, В.Г. Фролов, Е.Н. Вавилова и др.). Данные С.М. Громбаха, Г.П. Юрко, Т.Л. Богиной раскрывают значение двигательной активности для профилактики различных заболеваний дошкольников. При этом благодаря организации двигательного режима, обеспечивающего оптимальный уровень двигательной активности, снижается число острых респираторных заболеваний, а число часто болеющих детей сокращается в два раза[3,С.12].
С выводами этих физиологических, психофизиологических, медико-педагогических работ согласуются положения современной детской психологии и дошкольной педагогики. В психологических исследованиях А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Э.В. Ильенкова, А.И. Мещерякова, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и др. движение и действие интерпретируются как фундаментальное основание развивающейся психики ребенка, ее когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Психологами приоткрыт отнюдь не метафорический смысл таких выражений, как «ручное мышление» (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Новоселова), «двигательное воображение» (В.Т. Кудрявцев).
В последние годы общеразвивающий потенциал двигательной активности становится предметом проектирования в русле ряда образовательных проектов (программы «Старт», «Театр физического воспитания», программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с дошкольниками В.Т. Кудрявцева и др.).
Все выделенные выше направления исследований и практических разработок несут в себе существенную предпосылку для сохранения и укрепления здоровья детей, построения оздоровительной работы в детском саду. Однако в свете решения последней задачи они нуждаются не только в конкретизации, но и в частичном переосмыслении. Такое переосмысление может быть осуществлено в рамках целостной модели работы по сохранению здоровья детей.
Сегодня, оздоровление детей в ДОУ должно трактоваться не как совокуп-ность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей[28,С.39].
Здоровье детей включает в себя характеристики физического и психического развития, адаптационные возможности организма. Исходя из этого, по мнению М.В.Андроповой, состояние здоровья детей должно оцениваться по следующим направлениям: физическое развитие, развитие движений, уровень зрелости нервных процессов, психическое развитие, адаптационные возможности[16,С.57].
В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улуч-шение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.
Здоровье детей - самый важный вопрос для родителей, работников детских дошкольных учреждений и педагогов школ. По данным Минздрава России, за последнее десятилетие здоровых дошкольников около 10 процентов, школьников - от 5 до 10 процентов, при этом 79 процентов детей имеют пограничные нарушения психического здоровья[55,С.14]. Министерство образования России обращает внимание руководителей органов управления образованием на здоровьесберегающую организацию учебного процесса. Над злободневной темой охраны здоровья детей постоянно работают специалисты отделов образования, педагоги и воспитатели. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна строиться по принципу «не навреди» и быть направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка, на сохранение эмоционального благополучия и здоровья детей[50,С.72].
Анализ региональной образовательной деятельности дошкольных учреждений показывает, что существует значительный разрыв между целями и результатами практической работы дошкольных учреждений по причине:
• слабой ориентации педагогов в современном программно-методическом обеспечении;
• преобладание учебно-дисциплинарных методов в работе с детьми;
• недостаточной психолого-педагогической, валеологической, методической подготовкой педагогов;
• развитие валеологических, коммуникативных, экологических, конструк-тивных умений и навыков руководящего, медицинского и педагогического состава ДОУ находится пока еще на недостаточно высоком уровне[32,С.286].

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список использованной литературы

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. /Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С.30-32.
2. Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду М.: Физическое воспитание, 1987. 64с.
3. Богина Т.Д., Терехина Н.Т. Режим дня в детском саду. М.: Здоровье, 1981. 48с.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. /Кн. Для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1997. 207с.
5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. /Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 240с.
6. Брязгунова И. П. Все о здоровье ребенка. Руководство для родителей. Оренбург, Изд-во Труд, 2000. 766с.
7. Вавилова ЕЛ. Учиться бегать, прыгать, лазать, метать М.: Заря, 1993. 86с.
8. Воротилкина И.П. Организация двигательной активности дошкольников. /Дошкольное воспитание. 1998. №6. С.17-21.
9. Воспитателю о работе с семьей./Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. С.39-43.
10. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М.: АРКТИ, 1999. 79с.
11. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. /Программа и программные требования. М.: ВЛАДОС, 1999. С.28-38.
12. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. М.: Просвещение, 1999. С.16-24.
13. Голубева Л.Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей. Калуга, 2001. 105с.
14. Долотина О.П. Родители и дети. /Начальная школа. 1999. №8. С.70.
15. Дошкольное воспитание. /Ежемесячный методический журнал Министерства народного образования РСФСР. М: Просвещение, 1989. № 5. С.10-23.
16. Жданова Л.А., Руссова Т.В. Актуальные аспекты формирования здоровья подростков /Российский педиатрический журнал. 1998. № 3 . С.57-61.
17. Жданова Л.А., Руссова Т.В. Роль адаптивных реакций в формировании здоровья детей. /Российский педиатрический журнал. 1999. №2. С.42-57.
18. Жданова Л.А., Руссова Т.В. Возрастные особенности развития и формирования здоровья детей. /Вестник ИГМА. 2000. № 12. С.12-21.
19. Жданова Л.А., Бобошко И.Е. Охрана психического здоровья детей в условиях детские яслей. /Материалы Российской конференции “Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике“ 26-28 мая 1999 г. Санкт Петербург - Иваново, 2000. С.39-47.
20. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. /Ответственный редактор - начальник Управления дошкольного образования МО РФ Т.И. Оверчук. М.: Гном и Д, 2001 (Домодедово: ДПК). 320с.
21. Иванов Е.С., Л.М. Шипицина. Дети с проблемами (расстройствами) в развитии и общество. /Тез. докл. и сообщ. III Междунар. конф. “Ребенок в современном мире“. СПб., 1996. C.112-128.
22. Инструктивно-методическое письмо “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития“ от 24.03.95г. N 42/19-15
23. Инструктивно-методическое письмо “О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений“ от 29.01.96г. N 90/19-15. М.: АКТ. 1999. 112с.
24. Казаковская Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». Киров, 1997. 86с.
25. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. /Пособие для воспитателя дет.сада. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1985. 112с.
26. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. /Учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 1998. 432с.
27. Комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений “РАДУГА“. Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гришавин и другие (институт общих проблем образования Минобразования России). Санкт-Петербург. Изд-во Акцидент, 2001. 118с.
28. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоравливания. М.: Линка-пресс, 2000. 124с.
29. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. /Учебное пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. 528с.
30. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Здоровье, 1991. 117с.
31. Латохина Л. Как быть здоровым душой и телом. /Дошкольное воспитание. 1999. № 1. С. 21-24.
32. Мандров С.И., Жданова Л.А. Прогностическое и диагностическое слежение за здоровьем детей дошкольного и младшего школьного возраста и мероприятия по его управлению. //Сб. научных трудов “Актуальные проблемы здоровья семьи“. М.: 2000. С. 285-288.
33. Маханева М.Ю. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М.: АРКТИ. 1999. 89с.
34. Петренко А.В. «Пермская область в цифрах и фактах». Изд. Красная звезда, Пермь, 2001. С.6-8.
35. Подласый И.П. Педагогика. /Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. 432с.
36. Пустыниикова Л.Н. Здоровый образ жизни с детства. Методические рекомендации. Пермь, 1994. 58с.
37. Розанова Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике. /Социологические исследования. 2000. №10. С.130-133.
38. Рунова М.Н. Характеристика моделей оптимального двигательного режима. /Дошкольное воспитание. 1999. № 12. С.16-18.
39. Сорокина А.В., Жданова Л.А., Мандров С.И. Преимущества биоритмологических методов диагностики здоровья детей //Вестник Ивановской мед. академии, 1997. Т.2. С.51-53.
40. Социальная технология Научно-практической школы им. Ю.Р. Змановского «Здоровый дошкольник». М.: АРКТИ, 2001. С.12-24.
41. Справочник педиатра. /Под ред. М.Я.Студеникина. М.: Издатель Пресс, Полиформ-3, 1997. 189с.
42. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. /Пособие./ Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. Челябинск, 1997. 96с.
43. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. Красноярск, Изд-во КГПИ, 1998. 58с.
44. Федорова Л.Г., Л.Н. Клименов, С.А. Поляков. Анализ показателей состояния здоровья дошкольников города Перми. /Тез. докл. межрегион. научн.-практ. конф. “Валеологические аспекты образования“. Пермь, Звезда. 2001. С.13-18.
45. Фертик Э.Р. Организация двигательной среды в дошкольном учреждении. /Дошкольное воспитание. 1995. № 2. С.16-24.
46. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.: ТЭИС, 1993. 97с.
47. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Здоровье, 1998. 102с.
48. Чиркова Т.Н. Учет индивидуально–психологических особенностей детей. /Дошкольное воспитание. 1986. №5. С.38-42.
49. Шепелева К.Г. Из опыта работы с родителями. /Начальная школа. 1994. №11. С.75-76.
50. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? /Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. С.3-8.
51. Газета «Наш Соликамск» [23.10.2002] № 234(12)
52. Демографический ежегодник России. Статистический сборник. М., Госкомстат, 2001. С.12-16.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ