Четверг, 02.05.2024, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Медицина » Диплом

21013 Страх речи и отношение к окружающим у детей дошкольного возраста с диагнозом логоневроз

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОНЕВРОЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность и природа происхождения заикания 6
1.2. Особенности заикания у детей старшего дошкольного возраста 8
1.3. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА РЕЧИ И ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ЛОГОНЕВРОЗ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Результаты исследования 35
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 64

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей имеющих речевые нарушения. Как отмечает Виктор Калягин: «Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать – без речи нет человека. А заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи». Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребенка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатленных, болезненные переживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживание отрицательно действует на психику, изменяет характер ребенка.
На наш взгляд, преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Коррекционно-воспитательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, психических процессов, развивают такие качества как сосредоточенность, сообразительность, умение согласовывать свои движения с правилами, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений мышечных групп. Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и коррегирования его общей и речевой моторики.
Вопросам заикания посвящено немало работ многих авторов М.С Самойленко, Л.И. Беляковой, Г.А. Волковой, В.А. Гиляровского, А.И. Скрытник и многих других и, тем не менее, недостаточно используются коррекционно-воспитательные упражнения в работе с детьми разными специалистами, это актуализирует проблему нашего исследования. Проблема, которую мы освещаем в своем исследовании – это возможно ли использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике для преодоления заикания, их эффективность.
Практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Использование коррекционно–воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние коррекционно–воспитательных упражнений на преодоление страха речи и отношения к окружающим у детей дошкольного возраста с диагнозом логоневроз.
Объект исследования: процесс преодоления заикания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекционно–воспитательные упражнения для преодоления заикания.
Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил в качестве гипотезы выдвинуть предположение о том, что возможно активное использование коррекционно–воспитательных упражнений для преодоление заикания. Эта работа будет более эффективной, если:
- коррекционно–воспитательные упражнения будут систематически включаться в логоритмические занятия;
- работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу и практический опыт по исследуемой проблеме.
2. Экспериментально апробировать влияние коррекционно-воспитательных упражнений на преодоление заикания.
Ведущим методом исследования являлся педагогический эксперимент. Также были использованы дополнительные методы: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседы и другие.
Экспериментальная работа проводилась на базе специальной коррекционной школы № 37.
Основные этапы исследования:
На первом этапе проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы; составлялся критериально-оценочный аппарат; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе подбирались и апробировались коррекционно-воспитательные упражнения на логоритмических занятиях с детьми страдающими заиканием.
На третьем этапе анализировались и обобщались результаты исследования, были сформулированы основные выводы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОНЕВРОЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и природа происхождения заикания
Заикание — это своеобразное, по преимуществу реактивное (функциональное) дискоординационное расстройство речи. Внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в сфере эмоциональной и волевой. Заикание теснейшим образом связано с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение.
По внутренним механизмам заикание неоднородно, встречаются различные его виды. Поэтому, хотя многие случаи заикания связываются с невротическими состояниями и нередко трактуются как логоневрозы, в целом заикание не покрывается понятием невроз и, следовательно, термином логоневроз.
Доказательством реактивной, функциональной сущности заикания служит тот факт, что речевые механизмы (как центральные, так и периферические) не имеют каких-либо органических повреждений: заикающийся в определенной ситуации в течение больших отрезков времени может говорить вполне нормально, и само заикание изживается в основном путем воспитания; вне акта обычной речи в большинстве случаев соответствующие механизмы также работают вполне правильно (при пении, дыхании, в ритмической речи и т.п.). Однако имеются и такие (сравнительно редкие) случаи, когда заикание явным образом связано с органическими поражениями мозга (при реституирующей афазии, алалии, при постконтузионной немоте и т.п.). Будучи по своей природе связано с судорожными явлениями, заикание как-то динамически связано с соответствующими органическими нарушениями.
Различаются три степени заикания, которые К. Кондовым и В. Ивановым (Болгария) определяются так: легкая степень — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться; в этом случае задержка легко преодолевается, говорят, не стесняясь своего дефекта. Средняя степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание. Тяжелая степень — заикаются в течение всей речи, постоянно с сопутствующими движениями.
Причина заикания. Заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике человека при наличии особо благоприятствующих условий («почвы»).
Благоприятствующие факторы. a) Невротическая отягощенность родителей… б) Невропатические особенности самого заикающегося… в) Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорганизация — база для заикания…
Производящие причины.
1. Причины анатомо-физиологические. Сюда относятся: а) всякого рода физические заболевания с энцефалическими последствиями и травмы… б) другие органические нарушения мозга… в) истощение или переутомление нервной системы… г) болезни носа, глотки, гортани и несовершенство звукопроизносительного аппарата в целом… д) общая моторная неполноценность.
2. Причины психические и социальные.
а) Испуг, страх.
б) Обострение эмоциональной напряженности…
в) Неправильное формирование речи в детстве. 1) Речь на вдохе, косноязычие; 2) скороговорка… 3) быстрая нервная речь родителей…
Перегрузка способных, но нервных детей младшего возраста речевым материалом, особенно декламацией перед взрослыми гостями в плане демонстрации своих талантов нередко завершается заиканием.
Отмечаются случаи заикания из-за подражания заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции (психического заражения); пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося, активная — он передразнивает его и сам начинает заикаться.
Многими специалистами отмечается возникновение или усиление заикания впервые месяцы поступления в школу…
Заикание возникает не только под действием данной конкретной причины (травмы, испуг и т.п.), но и под влиянием сложного комплекса условий, видоизменяющих результативный эффект. Вот почему испуг, например, в одном случае вызывает заикание, тогда как до этого, при другой обстановке, многократно проходит в этом отношении безрезультатно.
Особое место занимают случаи заикания, связанные с каким-либо другим заболеванием. Оно не только неблагоприятно воздействует на течение заикания, но и изменяет самый характер последнего.
1.2. Особенности заикания у детей старшего дошкольного возраста
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или “вторичного“ заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах (Власова Н.А., 1974; Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др., 1978).
По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (Меньшикова С.В.; Селиверстов В.И.). Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 (Белякова Л.М., Дьякова Е.А.). С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1 (Миссуловин Л.Я.; Карвасарский Б.Д.).
В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка (Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П.).
Причины и механизмы развития заикания
До настоящего времени причины, и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др.
Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского, не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами, значение которых у детей дошкольного возраста обычно невелико, а у взрослых они часто становятся доминирующими.
Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание - это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др.).
Заикание - следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать “срыв“ речи - заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы (Карвасарский Б.Д.; Шкловский В.М.; Селиверстов В.И.).
К врожденным предрасполагающим факторам относят тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы (Шкловский В.М.).
В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме (Мастюкова Е.М.).
Определенное значение в развитии заикания придается наследственным факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных - в 77%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей - 9%, а для женщины соответственно - 36% и 17% (Белякова Л.М., Дьякова Е.А.).

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Просвещение, 2008.
2. Анпилогова Б.Г., Сосенко Э.Ю., Федяковская Н.К. Пособие по развитию навыков устной речи. - М.: Русский язык, 2005.
3. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. - М.: Эребрус, 2003.
4. Афанасьева Т.М. Семья. - М.: Просвещение, 2005.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учеб. пособие для сткд. Пед. Институтов по специальности “Логопедия“. - М.: В.Секачев, 2008.
6. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер Пресс, 2007.
7. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. - СПб.: Спб. гос. академ. театр. иск-ва, 2006.
8. Грабенко Т. Зинкевич - Евстигнеева Т. Чудеса на песке. - СПб.: ПИТЕР, 2007.
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии - Л.:ЛГУ, 2008.
10. Белякова Л.И. Дьякова Е.Д. Логопедия заикания.- М.: Владос, 2007.
11. Борисова Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников. //Логопед №1, 2005.
12. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 2000.
13. Бурлачук А.Ф. Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2005.
14. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. - М.:Педагогика, 2006.
15. Дель С.В. Исследование невербальных средств общения у младших школьников с заиканием. // Логопед №3, 2005.
16. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. - Минск: Лерокс, 2008.
17. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника. - М.:Просвещение, 2005.
18. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 2006.
19. Захаров А.И. Детские неврозы. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
20. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. - Минск: Лерокс, 2007.
21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.
22. Калмыкова И.Г. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. - Ярославль: Академия развития, 2008.
23. Касаткина Ю.В. Клюева Н.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 2007.
24. Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой: Программа развивающе - коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Ростов-на-Дону, 2007.
25. Крюкова С.В. Слабодняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Педагогика, 2005.
26. Кряжева Н.Л. Кот и пёс спешат на помощь (Анималотерапия для детей). - Ярославль: Академия, 2000.
27. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей 5-7лет. - М.: Академия развития, 2000.
28. Марцинковская Т.Д. Психология развития. - М.: Просвещение, 2001.
29. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: Академия, 2000.
30. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2007.
31. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000.
32. Мудрость веков. Древняя медицина о сохранении здоровья. - Ленинград: Петрополь, 2001.
33. Мягков И.Ф. Боков С.Н. Медицинская психология. - М.: Логос, 2006.
34. Начатой В.Г. Халмурад Упур Секреты Китайской медицины (1-том). - М.: Просвещение, 2002.
35. Начатой В.Г. Халмурад Упур Секреты Китайской медицины (Лечение травами и минералами). - СПб.: Издательство имени А.С.Суворова, 2002.
36. Немов Р.С. Психология (книга 1). Общие основы психологии. - М.: Прорсвещение, 2007.
37. Новикова Е.В. Зондовый массаж (коррекция звукопроизношения).-М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000.
38. Нора Ньюкомб Развитие личности ребёнка. - СПб.: Питер, 2002.
39. Никольская И.М. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей.-СПб.: Речь, 2000.
40. Овечкин А.М. Основы Чжень - ЦЗЮ терапия. // Под редакцией заслуженного деятеля науки РСФСР проф. В.Г. Вогралика - Самарск: Голос, 2006.
41. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. - М.: Психология развития, 2007.
42. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: Педагогика, 2008.
43. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 2005.
44. Поваляева М.А. Педагогическая диагностика и коррекция речи (из опыта работы). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
45. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. - СПб.: Союз, 2001. - 287 с.
46. Перре М. Баумана У. Клиническая психология - СПб.: Питер, 2002.
47. Петрусинский В.В. Дегтерёв Ю.В. и др. Игры - обучение, тренинг, досуг. - М.: Новая школа, 2008.
48. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 2005.
49. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Владос, 2004.
50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 2008.
51. Рябышева С.В. Эмоциональное благополучие матери в период беременности как условие формирования психического и физического здоровья будущего ребенка. (Материалы 2-ой всероссийской научной- практической конференции: Образование основной фактор развития культуры и духовности человека). - Волгодонск: МОУ МВЦ, 2000.
52. Тополянский В.Д. Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 2006.
53. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: Медицина, 2007.
54. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Ласкутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребёнка. - М.: Педагогика, 2006.
55. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: Владос, 2006.
56. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 2005.
57. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: ПИТЕР-КОМ, 2002.
58. Шванцар Й. Диагностика психологического развития. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000.
59. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В.Секачев, 2005. - 128 с.
60. Шмелёв А.Т. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Просвещение, 2006.
61. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2009.
62. Ясюкова А.С. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. - СПб.: Питер, 2007.
63. Ястребова А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста. - М.: АРКТИ, 2000. - 96 с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ