Четверг, 02.05.2024, 11:22
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Медицина » Диплом

21021 Телесно-ориентированная психотерапия в работе с клиентами с повышенной тревожностью

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ 5
1.1. Понятие тревожности в современной научной литературе 5
1.2. Причины возникновения тревожности 14
1.3. Виды и симптомы тревожности 21
1.4. Значимость коррекции тревожности для оптимизации функционирования личности 28
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТОП И ЕЕ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ 39
2.1. Топ: исторический ракурс 39
2.2. Анализ методов ТОП, использующихся в работе с тревожностью 59
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 77
3.1. Эффективность методов ТОП в работе с тревожностью 77
3.2. Пример краткосрочного коррекционного курса по минимизации проявлений тревожности 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
ЛИТЕРАТУРА 100
Приложения 108

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы тревожности как психологической особенности личности и решение указанной проблемы методами телесно-ориентированной психотерапии выражается в значительном интересе, который представляет данная проблема для психологии и психотерапии. Тревожность, как и другие эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у людей разных возрастных групп, и именно симптомы тревожности могут стать препятствием на пути нормального развития и функционирования личности.
Тревога - одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности. Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника. Можно сказать, что тревога - “страх неизвестно чего“.
Термин “тревога“ или, точнее, “тревожность“ используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние [94]. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
По мировой статистике, «реальный факт тревожности» - 15% , в России - 60-75%. То есть, при выборке опрошенных 100 человек в России всего 15 можно отнести к людям, не испытывающим повышенной тревожности. Еще более тревожность проявляется у людей, которые относятся к группе риска: находятся в заключении, инфицированы ВИЧ, страдают от какой-либо зависимости и т.д. Специфические черты развития таких групп личностей состоят в том, что любой внешний фактор может усилить состояние тревожности и особенно это негативно влияет на личность несовершеннолетних [53; 158].
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет – тревожность и методы ее коррекции в телесно-ориентированной психотерапии.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть тревожность как психологическую особенность личности и определить специфику применения ТОП методов как коррекционных.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть тревожность как психологический феномен.
2. Проанализировать причины и особенности проявления тревожности.
3. Сделать экскурс в историю ТОП методов.
4. Рассмотреть специфику применения ТОП методов при коррекции тревожности.
5. Разработать краткосрочную методику коррекционной работы с использованием методов ТОП.
Выдвигается следующая гипотеза: тревожность как черта личности:
1. Может корректироваться методами телесно-ориентированной терапии.
2. Может быть снижена при проведении коррекционной работы, основанной на методах телесно-ориентированной терапии.
В исследовании были использованы следующие методы:
- Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
- Экспериментальные методы (разработка методики).
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в поиске решения проблемы поддержания психического здоровья личности в стрессовых и социально дезадаптирующих ситуациях.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Понятие тревожности в современной научной литературе
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда.
З.Фрейд признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, не известную и не определяемую. Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию — главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности — чувства неопределенности и беспомощности.
Тревожность характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания (122). Первоначально Фрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго.
Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея в дальнейшем, вплоть до наших дней, активно разрабатывалась, причем порой в неожиданных формах.
Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести».
Анализ невротической тревожности позволил Фрейду выделить два ее основных отличия от объективной, то есть от реального страха. Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается». Основной источник невротической тревожности — боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений. Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, — боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.
Правда, с точки зрения Фрейда, разграничение объективной и невротической тревожности весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от внутренней. (122)
Несмотря на то, что в наши дни идеи классического психоанализа уже не столь популярны в психологическом сообществе, как в прежние времена, необходимо признать, что представления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основные направления изучения тревожности.
Проблема тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма (8).
В работах К.Хорни особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, Хорни оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции. Существуют различия между пониманием тревожности в ранних и более поздних работах Хорни. Неизменным, однако, оставалось подчеркивание роли среды в возникновении тревожности у ребенка. Возможности удовлетворения основных потребностей ребенка зависят от окружающих его людей. У ребенка есть и определенные межличностные потребности: в любви, заботе, одобрении со стороны других. Более того, по мнению Хорни, человек нуждается в определенных столкновениях — «здоровых трениях» — с желаниями и волей других. Если эти потребности удовлетворяются в раннем опыте ребенка, если он чувствует любовь и поддержку окружающих, то у него развивается чувство безопасности и уверенности в себе. Но слишком часто близкие люди не могут создать для ребенка такой атмосферы: их отношение к ребенку блокируется их собственными искаженными, невротическими потребностями, конфликтами и ожиданиями. Вот как описывает Хорни искаженные отношения: «Они могут быть доминирующими, гиперопекающими, запугивающими, тревожными, чрезмерно требовательными, чрезмерно снисходительными, колеблющимися, некритичными, безразличными и т.п. В результате у ребенка развивается не чувство «мы», а переживание глубокой ненадежности и смутной озабоченности, для которой используют понятие «базисная тревожность». Это чувство изолированности и беспомощности в мире, который он воспринимает как потенциально враждебный себе». (126)
Наиболее значимым в работах Хорни представляется именно выделение неудовлетворения потребности в межличностной безопасности, надежности как основного источника тревожности — прежде всего для детей.
Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации Э. Фромм считал самые различные формы любви между людьми. Недаром один из первых разделов своей книги «Искусство любви» он назвал «Любовь — разрешение проблемы человеческого существования».
Г.С.Салливен говоря о тревожности, использует понятия из психосоматики. Он отмечает, что удовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения, как во внутренних органах, так и в скелетных мышцах; происходит это непроизвольно. Под действием парасимпатической нервной системы расслабляются внутренние органы (удовлетворение снимает необходимость в дальнейших действиях), и внешняя мускулатура, находящаяся под контролем ЦНС, также стремиться к редукции напряжения.
Тревожность, опасность и препятствие в удовлетворении желания производят противоположный эффект: симпатическая стимуляция приводит к повышению тонуса внутренних мышц, что сопровождается напряжением скелетных мышц под действием ЦНС. Естественный цикл младенца: сон – голод (сокращение мышц желудка) – крик – удовлетворение – сон.(122)
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. (98). По мнению Р.С. Немова (77), тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.(37)
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх»,
«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого. Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
Рассмотрим определения понятия тревожности данные отечественными авторами.
Рубинштейн С.Л. (1940) определяет тревожность как склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [104, С.109].
По мнению Вилюнаса В. К. (1976), тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий [25, С. 68].
Прихожан А.М. (2000) рассматривает тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность — как устойчивое личностное образование, применяя последний термин и для обозначе¬ния всего явления в целом. Некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям, и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Наличие тревожности как устойчивого образования — свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению.
Тревожность рассматривается как эмоционально-личностное образование, которое, как всякое сложное психологическое образование, имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты [89, С.5].
Краткий психологический словарь дает следующее определение понятия тревоги. Тревога – состояние опасности, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей. Причины тревоги разнообразны: эмоциональная неустойчивость, резкое изменение условий жизни, предстоящее выполнение сложной задачи и т. д. Может возникнуть на почве предчувствия будущей угрозы. Обычно тревога ведет к возникновению защитных реакций [66 С. 292].
В педагогической науке тревожность рассматривается как переживание эмоционального благополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиении, повышении артериального давления, возникновении общей возбудимости, снижении порога чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску [19, С. 445].
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.(40, 41)
И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный. Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы (64).
По мнению А.М. Прихожан, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, а под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
ЛИТЕРАТУРА
1. www.world-of-body.ru
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург. - 1999.
3. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург. - 1995
4. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб., 2003.
5. Антонин Ю.М., Гулъдман В.В. Криминальная патопсихология. - М 1991. - С. 124.
6. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М., 2006.
7. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. Хрестоматия по конфликтологии.
8. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М., ПЕРСЭ, 2001
9. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
10. Аудиовизуальная психодиагностика осужденных / Под общ. ред.А.И.Ушатикова. - Рязань, 1997. - С. 95-100.
11. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. - М., 1999.
12. Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. Управление персоналом. – М., 2002, 465с.
13. Бандура А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. - М., 2000.
14. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти// Хрестоматия по ТОП и психотехнике.- М.,2001. - С. 108 – 125.
15. Баскаков В.Ю. Танатотерапия посттравматического стресса, Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих (Материалы всеармейской научно-практической конференции). - С-Петербург, 2001.
16. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходовю// Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1991. – С. 13-20
17. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М, 1993.
18. Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978.
19. Божович Л.И. Проблемы формирования личности// Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. – С. 352.
20. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вести. Моск. ун-та. - Серия 14.- Психология. - 1986. - № 3. - С. 21—30.
21. Браун Дж. Фрейд и постфрейдисты: статьи.- М., 1993. - С.12.
22. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.
23. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета. – 1994.
24. Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. - М., 2000.
25. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976.
26. Возрастная и педагогическая психология //Под ред. Петровского. - М., 1979.
27. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.// Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.
28. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., - М. 1979. -288с.
29. Газарова Е.Э. Психология телесности, Институт общегуманитарных исследований, М, 2002.
30. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990г. -176с.
31. Гернет М.Н. Общественные причины преступности. - М., 1989.
32. Гомеопатия и психокоррекция: новые возможности телесно-ориентированной терапии /Е.В.Башмакова, Н.В.Башмакова, М.В.Лазарева и др. – Эл. ресурс.
33. Гранжорж Д. Дух гомеопатического лекарства. - Санкт-Петербург, 1993. – 112 с.
34. Гринберг Д. Управление стрессами. - М., 2002.
35. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
36. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М, 1994.
37. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 19888г. - 399с.
38. Журавлев А.Л., А.А. Вахин Социально – психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001. – С. 357-372.
39. Заруцкая Г.В, Савина О.О. Смысл и достоинство в школе: современные проблемы адаптации детей и подростков. – М., 1999.
40. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.
41. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - М., 1995.
42. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986.
43. Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта» М., АО Аспект пресс 1994.
44. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Ростов н/Д: «Феникс», 1998. - 480с.
45. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. -М., 1971. - С. 148.
46. Изард К. Эмоции человека. - М., 2002.
47. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980.
48. Изард Кэррол Э. Психология эмоций/Пер. с англ.- СПб.: Питер, 1999.-464с
49. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - Питер. - 2001.
50. К. Леонгард Акцентурированные личности.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
51. Кent J.T. Repertory of the homoepatic Materia Medica. – New Delhi: B. Jain Publishers, 1995 – 1494 p.p.
52. Кант И.. Соч., т. V., с. 268
53. Киртбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2 изд. – М.: Смысл, 2000.
54. Ковалев О.Г., Ушатиков А.И., Деев В.Г, Криминальная психология. Рязань, - 1997, С. 129.
55. Козер Л.А. Завершение конфликта: статьи. – М., 2004.
56. Козлов В.М. Свободное дыхание. - М., 1993.
57. Коллиндж У. Альтернативная медицина. - М.: Вече-АСТ, 1997. – 416 с.
58. Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, 'Унiверсiтэцкае', 1997г.
59. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992.
60. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.
61. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХXI в. - Дубна, 2001.
62. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - С.-Петербург, Речь, 2002.
63. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.
64. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги// Семья и школа. -№11. - 1988.
65. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. -№9. - 1988.
66. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,1999. - С.195.
67. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1965.
68. Кьеркегор С. Понятие страха. – М., 1993. - С. 143.
69. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии.- 1969 - №1- С. 131-138.
70. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991.
71. Личко А.Е., Лавкай И.Ю. Акцентуации характера у подростков. // Психол. журн.Т.8. - 1987. - № 2. С. 112-117.
72. Лоуэн А. Предательство тела. - Екатеринбург, 1999.
73. Лоуэн А.. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.
74. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 2002.
75. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.
76. Мэй Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
77. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.
78. Немов Р.С. Психология / книга 3. - М: - Владос 2001.
79. Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг как средство перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в условиях ВТК. - Пермь, 1984.
80. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПБ., 2000.
81. Нюнберг Г. Процесс защиты. Защитный барьер против раздражителей и принцип удовольствия – неудовольствия. // Г.Нюрберг. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. Пер.с агнл. М: Институт общегуманитарных исследований, 1999. - С. 202-239.
82. Обозов Л.Н. Психодиагностика. –М., 1999.
83. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. - СПб, 1995.
84. Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. - Харьков, 1999.
85. Пирожков В.Ф. Преступный мир молодежи. - Тверь, 1994.
86. Пирожков В.Ф. Психологические основы перевоспитания осужденных в воспитательно-трудовых колониях. - М. 1993.
87. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. “Адукацыя i выхаванне“, 1997. -212с.
88. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования. – 1998. - №2.
89. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.
90. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодаление тревожности //Психологическая наука и образование. – 1998. - №2. – с.11-17.
91. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. Москва–Воронеж, 2000.
92. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.-144с.
93. Психологические состояния. Хрестоматия /Сост. Куликова Л,В. СПб., 2000.
94. Психологический словарь /Под ред. Давыдова В.В. - М.,1983.
95. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990.
96. Психология личности: Хрестоматия. - СПб. - 1997.
97. Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999.
98. Психотерапевтическая энциклопедия / Под редакцией Б. Карвасарского. - СПб., 1998.
99. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) - М., 1996.
100. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М, 2000. – 672 с.
101. Райх В. Анализ личности. - М., 1999.
102. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.
103. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996. -529с.
104. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,2000
105. Рудестам К.. Групповая психотерапия. - СПб., 1998
106. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Журнал высшей нервной деятельности. - 2001. - Т.51. - №2. - С.158-165.
107. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. – СПб, 2000
108. Симонов П. Познание неосознаваемого. - М., 2002.
109. Скотт Г. Дж. Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991.
110. Сперлинг Абрахам П. Психология:Пер. с англ./А.П.Сперлинг.-Минск: Попурри,2002.-432с.:ил.
111. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты.– М., 1984.
112. Справочное пособие по социальной работе / под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И. - М: 1997.
113. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Практикум. - Ростов – на – Дону. Феникс, 2001.
114. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М., 1975. - 237с.
115. Техника групповой психотерапии. СПб.: Питер. 2001.
116. Трудные судьбы подростков. Кто виноват? – М., 1996. - С. 120-122;
117. Фаррингтон Э. Гомеопатическая клиническая фармакология. – К.: Колос&ИТЭМ, 1992. – 600 с.
118. Фейдимен Д., Фрейгер Р.. Личность и личностный рост. М, 1994.
119. Философия. - / Под ред. Ефанова А.Т. – М., 2002.
120. Философская энциклопедия, т. V. – М., 1978. - с. 139.
121. Флоренский П. Человек умирает только раз в жизни / “Не восхищением непщева“ (Филип.2,6-8) (К суждению о мистике). - Сергиев Посад, 1915.
122. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997.
123. Фресс П. Природа эмоций //Психология аномального развития ребенка. - Т.1. – М., 2002.
124. Хван Ю. Система здоровья Норбекова. Расширенный и ускоренный курс. Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, Москва, Олма-Пресс, 2001.
125. Холмс П. Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений.- М., 1999. - 277с.
126. Хорни К. Собрание сочинений в 3 томах. - М.: Смысл, 1997.-Т.2. – С.174-180.
127. Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение. - 528с.
128. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Баскакова. - М., 1997.
129. Шнайдер Г.Й. Криминология. - М, 1994. С. 416.
130. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990.
131. Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. Обнинск, 1993.
132. Ясперс Карл. Всемирная история философии: введение/Пер. с нем.- СПб.:Наука,2000.-272с
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ