Четверг, 02.05.2024, 09:23
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Медицина » Диплом

21216 Ценностно-ориентационная сфера у андрогинных и мускулинных мужчин. Совладающее поведение и ценностные ориентации

Введение 3
Глава 1. Основы исследования мускулинно-фемининных различий 6
1.1. Ценностные ориентации в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Исследования гендерной идентичности 19
1.3. Теоретические аспекты копинг-поведения 39
1.4. Параметры исследования зависимости совладающего поведения от индивидуально-психологических особенностей личности 64
Глава 2. Порядок и методы исследования 67
2.1. Организация исследования 67
2.2. Методики исследования 67
2.3. Обработка экспериментальных данных 77
Глава 3. Результаты исследования и их интерпретация 78
3.1. Результаты корреляционного анализа 78
3.2. Результаты факторного анализа 97
3.3. Результаты по Т-критерию Стьюдента 102
3.4. Различия показателей ценностно-ориентационной сферы у андрогинных и мускулинных мужчин 105
3.5. Различия взаимосвязей ценностно-ориентационной сферы у андрогинных и мускулинных мужчин 112
Заключение 132
Библиографический список 135



Введение

Особенность современного этапа гендерных исследований является гендерная поляризация и феминизация общества, в связи с социальными последствиями женской эмансипации. Непосредственное изучение мужчин и маскулинности - это одно из молодых направлений данного вида исследований; в эту область были перенесены концептуальные и методические наработки, созданные в рамках более ранней феминистски ориентированной психологии. Мужские исследования возникли не как некий ответ на исследования женские, а в результате осознания сложности и неоднородности самой категории «мужчина». В ХIХ веке «мужские» и «женские» черты и свойства рассматривались как строгая дихотомия, нечто взаимоисключающее, всякое отступление от них воспринималось как патология или движение в ее сторону. Затем женский нормативизм уступил место идее континуума мускулинно-фемининных свойств .
После сексуальной революции ХХ века феминизм начал стремительно развиваться в различных отраслях общества. Идея равенства полов стала ос-новной идеей того времени, так как женщины боролись за эту идею, а муж-чины пытались доказать ее ошибочность и не вероятность. Постепенно женщины «отвоевали» свое право на высокие посты во власти, самостоятельность и силу. Сегодня мы можем видеть результат войны за равенство полов: мужчины сдают свои позиции во власть, чаще становятся домохозяйками и отдают женщине груз ответственности за материальное обеспечение семьи, мужчины стали реже реализовываться в какой либо деятельности и как результат всего этого - возросший мужской алкоголизм в нашем обществе и сокращение продолжительности жизни мужчин. Сейчас, на наш взгляд время, когда маскулинность становиться не сколько эпитетом к понятию и описанию мужчины, а скорее женщины, так как в наше время мужчина обладает большим количеством феминных черт в характере, поведении нежели маскулинных. Социум диктует правила жизни человеку и уже на протяжении полувека мы можем наблюдать как медленно, но верно происходит снижение мужской маскулинности. С годами, поколение за поколением мужчины теряют свою мужественность и женщинам ничего не остается, как самим становиться мужественными и сильными, оберегать и заботиться о своей семье.
Изучением данного направления гендерной психологии занимались: Талкота Парсонс и Роберт Бейлз, создавшие теорию, дифференцирующую мужские и женские роли в структурно - функциональном плане; Джудит Батлер, изучавшая причины доминирования маскулинности; Хофстеде рассматривал разницу между полами с точки зрения антропологических категорий; Маккоби и Джеклин выделили свои четыре психологических отличия между полами; С Бэм разработала методику для определения маскулинности - феминности - андрогинности; Карен Хорни занималась изучение особенностей феминности и.т.д .
На протяжении многих годов вопросом гендерной психологии, в общем, и гендерной идентичности в частности занимались в основном зарубежные исследователи. Только сравнительно недавно (с 1960-хх годов) российские ученные начали вносить свой весомый вклад в данную отрасль психологии. Одним из первых и наиболее весомых исследований является работа Ананьева Б.Г, в которой он выделил глобальные различия между мужчиной и женщиной. Такие исследователи как: В.А.Лосенков, А.А.Бодалев, В.Н.Куницина и многие другие разрабатывали различные аспекты половых различий. Э.С.Чугунова установила различия личностных структур мужчин и женщин .
Сейчас изучение гендерных отношений развивается очень быстро и одной из актуальных тем является тема гендерной идентичности, то есть принадлежность к понятиям «феминность - маскулинность - андрогинность». Этим вопросом непосредственно занималась С.Бем и ее оппонент Джудит Спенс, Дэвид Гилмор, Игорь Кон, Р.Сарсембаева, Сергей Ушакин и многие другие.
В данной работе предметом обсуждения является тема осознанных стратегий поведения и их взаимосвязь с индивидуально-психологическими особенностями личности (ценностными ориентациями).
К настоящему времени в различных областях психологии накопился уже достаточно большой объём знаний, имеется свой категориальный аппарат и, наверное, не так много возможности для открытия чего-то принципиально нового. Лишь на стыках различных направлений можно ещё совершать открытия. Понятие «копинг» существует на стыке трёх областей психологии – психологии личности, социальной психологии, и психологии здоровья в рамках научной парадигмы «стресс-копинг». Данное направление уже около 40 лет развивается в зарубежной психологии и лишь около 15 лет - в отечественной. Можно сказать, что в России эта проблема ещё мало изучена как теоретически, так и экспериментально.
Говоря об актуальности темы нельзя не затронуть вышесказанное. Проблема осознанных стратегий поведения личности в стрессовой ситуации волнует весь мир, в том числе и Россию. На сегодняшний день стресс является неотъемлемой составляющей жизни человека и в связи с этим возникает вопрос: Как с ним бороться? А если нельзя бороться, то, как с ним можно совладать?

Глава 1. Теоретические положения
1.1. Исследование ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии
Проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из фундамен¬тальных проблем психологии и привлекает к себе внимание многих исследователей в теоретическом и в прикладном аспектах.
Первыми исследователями, которые стали основоположниками исследования нового социально-психологического феномена, принято считать американских исследователей У.Томаса и Ф. Знанецкого, которые впервые определили понятие ценности в связи с психологическим понятием установки. Для авторов ценностью является «любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы .
После появления труда Томаса и Знанецкого начинается широкое теоретическое и эмпирическое исследование социальных установок и ценно-стей. В ряду разнообразных школ и направлений, занимающихся этой проблематикой, выделяется два основных широких направления. Л.Колб отмечает, что с момента появления труда Томаса и Знанецкого понятие ценности «преследовал вопрос о том, чем являются ценности, - объектами ориентации или ее элементами» . В зависимости от решения этого вопроса он выделил социологическое и социально-психологическое направления.
В социологических теориях ценности рассматриваются, прежде всего, как объекты, руководящие и интегрирующие социальные системы. В социальной психологии ценности рассматриваются как элементы ориентации.
Наиболее известным исследователем ценностей и ценностных ориента-ции в зарубежной психологии является М. Рокич. Он рассматривает ценности, как разновидность убеждения и определяет ценностную ориентацию, как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной и социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» . По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками:
1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравни-тельно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Билски выделяют следующие основ¬ные их характеристики:
1. Ценности — это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашива¬ются им.
2. Ценности — желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует до¬стижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).
3. Ценности не ограничены определенными действи¬ями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послуша¬ние, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.
4. Ценности выступают как стандарты, которые руко¬водят выбором или оценкой поступков, людей, событий.
5. Ценности упорядочены по важности относитель¬но друг друга. Упорядоченный набор ценностей форми¬рует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов .
В нашей стране начало изучения ценностных ориентаций совпадает с общим подъемом психологических и социологических исследований в начале 60-х годов. Характерной чертой исследований ценностных ориентаций в этот период является исключительная полисемантичность и отсутствие общепризнанного определения понятия «ценность», обусловленная сложностью самого объекта исследования, а также различием подходов к данной проблеме. Так, например, Д.А.Леонтьев дает такое определение: «Личностные ценности – это некая точка опоры, позволяющая личности встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям» .
Общеметодологической основой анализа ценностных ориентаций является понимание сущности личности как совокупности общественных отношений и ее психики как отражения окружающей действительности. Отсюда вытекает принцип социальной детерминации ценностных ориентаций. Формирование ценностных ориентаций происходит в процессе интериоризации ценностей окружающей среды. М.Х.Титма выделяет в процессе формирования ценностных ориентаций с одной стороны «вербальное» усвоение готовых ценностных стереотипов социальной среды, а с другой – проверку и преобразование усвоенных ценностных ориентаций в практической деятельности каждой личности .
В социальной практике человека не только разрабатываются новые, но и подвергаются проверке уже интериоризованные ценностные представления. То есть, после освоения человеком новой сферы социальной практики, его ценностные ориентации претерпевают изменение. Интериоризация и разработка все новых ценностных представлений характеризует ценностные ориентации человека с количественной стороны, которая сама по себе не обеспечивает ориентировочной функции ценностных ориентаций. Наряду с количественными изменениями в ценностных ориентациях происходят и качественные: ценностные представления не функционируют в регуляции поведения человека изолированно, они образуют целостные функциональные единицы.
«Процесс интериоризации, в сущности, является сравнением, обобщением, переносом и т.п. нового ценностного представления с уже интериоризованным и прилаживанием его к уже существующей системе ценностных представлений». По Ю.Р.Саарнийту, ценностная ориентация есть система ценностных представлений, функционирующая в психике личности как целостная функциональная единица .
В.А.Ядов разграничивает социально-психологический и общепсихологический подходы к исследованию ценностных ориентаций. В социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии – изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» .
Тесная связь ценностных ориентаций личности с ее мотивационной сфе-рой отмечается всеми исследователями данной проблемы. По словам Б.Ф.Поршнева основа личности заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Но для этого должны быть основания, и таким основанием является ценность, «ибо ценность – единственная мера сопоставления мотивов». Кроме того, ценность имеет способность порождать эмоции, например, в случае, когда тот или иной выбор противоречит ей. А это значит, по мнению Ф.Е.Василюка, что ценность должна быть подведена под категорию мотива .
Однако сказать, что ценность и есть мотив или некоторый род мотивов нельзя. Ценность может выполнять функции мотива, то есть смыслообразовывать, направлять и побуждать реальное поведение, но отсюда не следует, что в рамках психологии ценность можно свести к категории мотива. «В отличие от мотива, который всегда будучи моим, твоим или его мотивом, обособляет индивидуальный жизненный мир, ценность есть то, что, напротив, приобщает индивида к некоторой надындивидуальной общности и целостности» . ] Ценность позволяет определить «цену» каждого мотива, установить их иерархию, выявить наиболее значимый мотив. Свои выборы человек осуществляет на основе ценностного отношения к действительности, это значит, что каждый выбор предполагает реализацию и утверждение определенной жизненной ценности. Следовательно, ценностная ориентация является главным и наиболее глобальным побудительным фактором, благодаря своим взаимосвязям с мировоззрением, интересами
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Библиографический список
1. Бендас, Т.В. Гендерная психология. : учеб. пособие / Т. В. Бендас. – Спб: Питер, 2007. - 431с.
2. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психол. Журнал – 2006. – Т.27, №1.
3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол. Журнал – 2006. – Т.27, № 2.
4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3Стратегии и стили преодоления стресса // Психол. Журнал – 2006. – Т.27, № 1.
5. Бубнова С.С., Крылов В.Ю. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой. Тезисы докладов научной конференции института психологии. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Москва,1997
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критической ситуации). Москва,1984
7. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол.Журнал – 2005. – Т.26, № 2.
8. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности, - П., 2004
9. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности / Практикум по гендерной психологии под ред. И.С.Клециной. СПб., 2003.
10. Воронина О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ/ О.Воронина // Знамя. - 1999. - №2. – С. 165-175.
11. Гилмор, Дэвид. Загадка мужественности/ Д. Гилмор // Введение в гендерные исследования. Ч.1 : учеб. пособ. / под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ; СПб. : Алтейя, 2001. – С. 880 – 900.
12. Голод, С.И. Сексуальность, гендер и семья: социологическая интерпретация/ С.И.Голод // Человек. - 2004. - №4. – С. 113-124.
13. Горбатков А.А. О соотношении ориентаций на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентаций личности – в кН. Личность и деятельность. Тезисы докладов Y Всесоюзного съезда психологов СССР. Москва,1977
14. Горбатова М.М., Ляхова М.А. Исследование структуры ценностей студентов как особой стратификационной группы.// Вестник Кемеровского Государственного Университета 2005, №2 (22)
15. Горустович А.С. Понятие о ценностных ориентациях в психологической науке//Психология в вузе 2006,№2
16. Григорьева С.В. Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Ярмарка научно-практических инициатив студентов» ПГПУ. – П.,2004
17. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы// Дисс.на.соиск.уч.ст.к.п.н. Омск,2005
18. Жаров, Л.В. “Третий пол“/ Л.В.Жаров // Человек. - 2005. - №3. – С. 130-136.
19. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения – в кН. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Москва, Наука,1976
20. Знаков, В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы/ В.В.Знаков // Психологический журнал. - 2004. - №1. – С. 41-51.Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004
21. Каменская, В.Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки)/ В.Г. Каменская // Психологический журнал. - 2005. - №4. – С. 77- 89.
22. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре ИИ// Дисс.на.соиск.уч.ст.к.с.н. Пермь,1997
23. Киселева А.В. О методике Ш.Шварца для изучения ценностей личности.//Психологическая диагностика 2006, №3
24. Колб У.Л. Изменение понятия ценности в современной социологической теории – в кН. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория.Москва,1961
25. Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций/ www.owl.ru./ Лекция№1 “Меняющиеся мужчины“.
26. Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций/ www.owl.ru./ Лекция№3 “Российский мужчина и его проблемы“.
27. Кон, И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И. С. Кон // Введение в гендерные исследования. Ч.1 : учеб. пособ. / под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков : ХЦГИ ; СПб. : Алтейя, 2001. – С. 562 – 606.
28. Кон, И.С. Психология половых различий/ И.С.Кон // Вопросы психологии. - 1981. - №2. –С. 43-57.
29. Красова, Е.Ю. // Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002.-256с.Крюкова Т.Л.
30. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.,1992
31. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Москва, Смысл, 1993
32. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М.: Смысл, 1992.
33. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. - № 4
34. Малкина - Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога)/ И.Г. Малкина – Пых. - М.: Эксмо. 2006, - 928с..
35. Материалы Международной научно-практической конференции, Кострома, 16-18 мая, 2007.
36. Михайлова Н.Ф., Смирнова А.В. Формирование совладающего поведения у детей // Российский психологический журнал. – 2006. Т.3, № 3.
37. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах//Психологическая наука и образование,2005, №3
38. Морозов, И.А. Гендерные роли в субкультурах/ И.А.Морозов // Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. – С. 3-
39. Мошкина Л.Д. Половые особенности интегральной индивидуальности студентов//Дисс.на.соиск.уч.ст.к.с.н. Пермь,2000
40. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. Москва,1956
41. Надирашвили Ш.А.Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбиллиси, 1974.
42. Нартова – Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. Журнал – 1997. – Т.18, № 5.
43. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – Спб.: Речь, 2000.
44. Нурлыгаянов И.Н. Cамоопределение личности и ее ценностно-смысловая сфера: индивидуаьно-типологические и половые различия. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пс. н., Уфа, 2007
45. Остроух, И.Г. Метросексуал - стиль жизни, форма самореализации и самосознание мужчины в постиндустриальном обществе/ И.Г.Остроух //Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. – С. 14-22.
46. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону, 1998
47. Практикум по гендерной психологии/ Под ред. Клециной. - Спб.: Питер, 2003. - 479с.
48. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990-1993гг. (на примере Костромской области) Автореф. Дисс. На соиск. Уч. Ст канд социологич наук. Москва,1994
49. Равинский, Д.К. “Петербургский хлыщ“ как модель мужского поведения/ Д.К.Равинский // Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. – С. 8-13.
50. Разумникова, О.М. Проявление половых различий в творческой деятельности/ О.М. Разумникова // Вопросы психологии. - 2006. - №1. – С. 105- 112.
51. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Москва,1976
52. Сарсембаева, Р. Феминизм как политическое явление/ Р. Сарсембаева // Вестн.Моск.Ун-та. Сер 18. Социология и политология. - 2004. - №3. – С. 73- 79.
53. Саарнийт Ю.Р. Проблема измерения социально-психологической структуры ценностных измерений. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пс. н., Таллин,1981
54. Савченко Н.А. Смысложизненные ориентации в юношеском возрасте. – М,2002
55. Синявская Т.В. исследование базисных стратегий преодоления (копинга) эмоционального стресса сотрудниками налоговой полиции // Журнал прикладной психологии. – 1999. - № 1.
56. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). – Ярославль,1991
57. Ташлыков В.А. психология лечебного процесса. Л.: «Медицина», 1984.
58. Тиайнен, Т.В. “Государственный феминизм“ в Швейции во второй половине XX века/ Т.В. Тиайнен // Вопросы истории. - 2007. - №1. – С. 135-145.
59. Титма М.Х. Жизненные ориентации как феномен сознания – Формирование молодежного сознания. Таллин,1978
60. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Москва,1966
61. Ушакова А.С. Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Ярмарка научно-практических инициатив студентов» ПГПУ. – П.,2005
62. Ушакин, С. Видимость мужественности/ С.Ушакин // Знамя. - 1999. - №2. – С. 152-164.
63. Хазова С.Л. Совладающее поведение одарённых старшеклассников // психологический журнал – 2004. – Т. 25, № 5.
64. Хохлова, Т.П. Гендерные проблемы в современном управлении/ Т.П.Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №2. – С. 79-86.
65. Файнбург З.И. Личность и ее ценностные ориентации. Москва,1969
66. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс,1990
67. Шушляпин О, Сердюк А. Гендерное неравенство: два полюса в психологии управления лидеров - мужчин и женщин/ О.Шушляпин, А.Сердюк // Консультант директора. - 2007. - №1. – С. 25-29.
68. Щербакова Е.Е. Направленность как показатель целостности природы человека//Мир психологии 2004 №4
69. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон. - М.,1996.
70. Юпитов В.А. Проблематика особенности психологического консультирования в вузе.//Вопросы психологии.-1995, №4
71. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Ленинград,Наука,1979
72. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М.,1975
73. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система интернет. Кемерово: Изд-во Кузбасс вузиздат, 2000
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ