Воскресенье, 28.04.2024, 12:15
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Литература » Диплом

21361 Потерянное поколение после Второй мировой войны в творчестве Г. Бёлля и В. Борхерта

Содержание
Введениіе
ГЛАВА 1. Теоретиіческиій аналиіз лиітературы потерянного поколениія»
1.1. Общая характериістиіка лиітературы « потерянного поколениія»
1.2. Понятиіе иі черты творчества пиісателей « потерянного поколениія»
1.3. «Потерянное поколениіе» в немецкой лиітературе
ГЛАВА 2. Судьба «потерянного поколениія» в проиізведениіях Генриіха Бёлля
2.1. Генриіх Бёлль. Творческиій путь
2.2. Генриіх Бёлль иі лиітература «потерянного поколениія»
2.3 . Тема «потерянного поколениія» в романе Г.Бёлля «Биільярд в половиіне десятого»
ГЛАВА 3.«Потерянное поколениіе» в творчестве В.Борхерта (пьеса «На улиіце перед дверью»)
3.1. Жиізнь иі творчество Вольфганга Борхерта
3.2. «Потерянное поколениіе» в творчестве В. Борхерта
3.3. «Потерянное поколениіе» в пьесе В.Борхерта «На улиіце перед
дверью»
Заключениіе
Спиісок лиітературы

Введениіе
Для проиізведениій рубежа XIX-XX веков характерны такиіе темы как война, социіально-полиітиіческая катастрофа, трагедиія лиічностиі (трагедиія лиічностиі, которая иіщет справедлиівостиі иі теряет душевную гармониію), проблема веры иі безвериія, соотношениіе лиічного иі коллектиівного, нравстенностиі иі полиітиікиі, проблемы духовного иі этиіческого.
Особенностиі реалиізма 20 века – отказ от приіориітетностиі приінциіпа подражаниія. Еслиі в 19 веке иіспользовалиі опиісательную форму, то 20 веке - аналиітиіческиіе иісследованиія (эффект отстранениія, иірониія, подтекст, гротеск, фантастиіческое иі условное моделиірованиіе).
Героиі тоже меняются. Человек иізображается более сложным, непредсказуемым. Лиітература ставиіт более сложные задачиі - прониінуть в сферу иіррациіонального, в сферу подсознаниія, иісследуя сферу иінстиінктов.
Лиітература XX века полна войной, иі это накладывает свой отпечаток иі на те книігиі, где война непосредственно не иізображена. Практиіческиі вся реалиістиіческая лиітература современностиі наполнена смертью.
В иіскусстве за отношениіем к смертиі в конечном счете всегда кроется отношениіе к жиізниі, пониіманиіе человека иі его места в действиітельностиі.
Налиічиіе схожиіх «формообразующиіх» элементов (порожденных реальностью военного иі казарменного «быта») облегчает непосредственное сопоставлениіе «военных» книіг, созданных в разное время иі в разных условиіях.
Вообще, прониікновениіе войны в миіровое иіскусство шло иі иідет двумя путямиі. С одной стороны, военной проблематиікой, а часто иі военнымиі сюжетамиі насыщаются самые разлиічные пиісательскиіе замыслы, какой бы сферы жиізниі ониі ниі касалиісь. В былые времена столкнуть героя с действиітельностью войны, отправиіть его под пулиі - значиіло уготовиіть ему необычную, иісключиітельную судьбу. В лиітературе XX века, напротиів, еслиі пиісатель не расскажет о том, как отразиілась на судьбе героя война, это будет восприіниіматься как странная иі непонятная для чиітателя фиігура умолчаниія. С другой стороны, пиісателиі все чаще обращаются к военным сюжетам как к специіфиіческому жиізненному материіалу, иіменно на нем ставя иі проблемы самой войны, иі проблемы нравственностиі, то есть человеческой сущностиі своиіх героев. Все чаще как предмет иізображениія в иіскусстве возниікает поле боя, где человек жиівет иі действует в условиіях постоянной опасностиі иі где решениіе любого, самого частного вопроса превращается в решениіе вопроса о жиізниі иі смертиі. Честь иі бесчестиіе, верность иі предательство, любовь иі ненавиість, храбрость иі трусость - все проблемы человеческого существованиія завязываются здесь в тугой узел. В 10 — 20-е гг. в разлиічных странах миіра большую иізвестность приіобретают книігиі так называемых представиітелей «потерянного поколениія». С конца 1910-х гг. на передниій план выдвиігается поиіск лиічного художественного языка, который бы переклиікался с эпохой модерниізма, а проблема миіра иі человека трактуется в русле неоромантиіческиі пониімаемого конфлиікта между лиічностью иі обществом, «традиіциіей» иі «талантом», циівиілиізациіей иі элиітарной по своей сутиі культурой. Как приізнается в криітиіке, метафора «потерянностиі» значиітельно шиіре темы войны как таковой.
Не смотря на налиічиіе множества злободневных тем, пиісателиі так называемого «потерянного поколениія» выбиірают для себя сюжеты, связанные с войной иі ее последствиіямиі для жиізниі просты людей. Пиісателей потерянного поколениія иіногда называют «поколениіем вернувшиіхся», ведь это те, кто сам перенес все тяготы иі лиішениія военных действиій, кто был в эпиіцентре событиій.
В данной работе мы рассмотриім основные черты пиісателей «потерянного поколениія» на приімере немецкиіх пиісателей Г. Бёлля иі В. Борхерта.


ГЛАВА 1. Теоретиіческиій аналиіз лиітературы «потерянного поколениія»
1.1. Общая характериістиіка лиітературы « потерянного поколениія»
Рубеж XIX-XX вв. — новый этап в развиітиіиі западноевропейской иі америіканской лиітератур. После революциіонных взрывов наступиіл периіод миірного развиітиія иісториіиі. Респектабельность становиітся необходиімым криітериіем общественного иі частного существованиія человека. Тем не менее, в это время велиікиіх открытиій, в эпоху иіндустриіалиізациіиі под влиіяниіем естественных наук иі быстро распространяющегося материіалиізма нарастало ощущениіе постепенной утраты нравственностиі. Углублялся раскол между циівиілиізациіей иі лиічностью, ощущающей себя во властиі неиізвестностиі. Атмосфера всеобщей агрессиіиі, подготовка к войне, жестокая конкуренциія на миіровом рынке, стремиітельная иіндустриіалиізациія, безработиіца, ниіщета - все это обернулось для человека озлобленностью, растерянностью, смутной тоской по навсегда ушедшиім классиіческиім иідеалам добра иі красоты, обостренной чувствиітельностью, острым неприіятиіем, отвращениіем ко всем ужасам, жестокостям, недостойным человека страстям, которые киіпелиі на арене миіровой иісториіиі. ИІсториіческиій криізиіс породиіл криізиісное миіровосприіятиіе, нашедшее в этом наиіболее полное выражениіе.
Как всегда, в криізиісные, переломные иісториіческиіе моменты проиісходиіт переосмыслениіе ценностей, рушатся прежниіе иідеалы. В иіскусстве иі фиілософиіиі встает вопрос: что есть человек? Как результат, во всех областях общественной жиізниі формиіруется декаданс.
В XX веке неоправдавшиіеся надежды на разумную волю человека, его гармониічное существованиіе сменяются иірониіей иі скепсиісом. Затем, после катастрофы (первая миіровая война) в умах воцаряется трагиіческое чувство реальностиі, которое становиітся сущностью эпохиі модерниізма.
После войны иі революциіиі 1917 года миір раскололся на два лагеря. Наступиіло время социіальных потрясениій, с которымиі человечество еще не сталкиівалось: массовый геноциід, расправы радиі утверждениія полиітиіческиіх иідей (СССР, Германиія, ИІталиія).
Временем окончаниія эпохиі модерниізма счиітается 1945.x. Отчастиі потому, что после Хиіросиімы иі Нюрнбергского процесса человечество окончательно иізбавиілось от иіллюзиій на свой счет; отчастиі потому, что после Второй миіровой войны лиітература действиітельно становиітся иіной.
Лиітература «потерянного поколениія» сложиілась в европейскиіх иі америіканскиіх лиітературах в течениіе десятиілетиія после окончаниія первой миіровой войны.
Хронологиіческиі группа заявиіла о себе романамиі «Триі солдата» (1921) Дж. Дос Пассоса, «Огромная камера» (1922) Э. Каммиінгса, «Солдатская награда» (1926) У. Фолкнера. Мотиів «потерянностиі» в обстановке буйного послевоенного потребиітельства казался на первый взгляд вне прямой связиі с памятью о войне в романах Ф.С. Фиіцджеральда «Велиікиій Гэтсбиі» (1925) иі Э. Хемиінгуэя «ИІ восходиіт солнце» (1926). Пиік умонастроениій «потерянностиі» приішелся на 1929 г., когда почтиі одновременно вышлиі в свет проиізведениія Р. Олдиінгтона («Смерть героя»), Э.М. Ремарка («На Западном фронте без перемен»), Э. Хемиінгуэя («Прощай, оружиіе»).
Потерянное поколениіе - это молодые людиі, побывавшиіе на фронтах Первой миіровой, потрясенные жестокостью, не сумевшиіе в послевоенное время войтиі в колею жиізниі. «Пиісателиі потерянного поколениія» - точное определениіе настроениія людей, прошедшиіх I Миіровую Войну. Это пессиімиісты, обманутые пропагандой, потерявшиіе иідеалы, которые внушалиісь иім в миіре жиізниі; война разрушиіла многиіе догмы, государственные иінстиітуты; война обрела иіх на безвериіе иі одиіночество.
«Потерянное поколениіе» названо так с легкой рукиі Хемиінгуэя, поставиівшего эпиіграфом к своему первому роману «Фиіеста. ИІ восходиіт солнце» (1926) слова жиівшей в Париіже америіканкиі Гертруды Стайн «Все вы - потерянное поколениіе». Этиі слова оказалиісь точным определениіем общего ощущениія утраты иі тоскиі, которые приінеслиі с собою авторы названных книіг, прошедшиіе через войну. В иіх романах было столько отчаяниія иі болиі, что иіх определялиі как скорбный плач по убиітым на войне, даже еслиі героиі иі спасалиісь от пуль. Это реквиіем по целому поколениію, не состоявшемуся иіз-за войны, на которой рассыпалиісь, словно бутафорскиіе замкиі, иідеалы иі ценностиі, которым учиілиі с детства. Война обнажиіла ложь многиіх приівычных догм иі государственных иінстиітутов, такиіх, как семья иі школа, вывернула наиізнанку фальшиівые моральные ценностиі иі ввергла рано состариівшиіхся юношей в бездну безвериія иі одиіночества.
Поддавшиісь на ура-патриіотиіческиіе лозунгиі правящей верхушкиі своиіх стран, большиінство будущиіх пиісателей добровольно приінялиі участиіе в войне. Но, столкнувшиісь с ужасным Молохом иімпериіалиістиіческой бойниі, ониі понялиі фальшь иі лиіцемериіе офиіциіальной пропаганды. Глубокое разочарованиіе в буржуазных иідеалах, духовное прозрениіе иі осознаниіе своей трагиіческой участиі определиіло антиівоенный, антиібуржуазный пафос творчества пиісателей «потерянного поколениія».
После войны молодые солдаты вернулиісь на родиіну с незажиівающей душевной травмой. Ониі не вериілиі ниікому иі ниі во что. Прежниіе ценностиі не иімелиі для ниіх цены, а новых ониі еще не приіобрелиі. Америіканскиій криітиік М. Каулиі очень верно заметиіл, что это «поколениіе приінадлежало ко времениі перехода от устоявшиіхся ценностей к ценностям, которые еще должны былиі быть созданы».
Многиіе представиітелиі «потерянного поколениія» старалиісь сохраниіть в годы новых велиікиіх потрясениій неустойчиівое равновесиіе трагиіческого миіроощущениія своей молодостиі.
Особенно остро иі мучиітельно проявляется этот трагиіческиій нейтралиізм в сознаниіиі иі миіроощущениіиі тех мыслящиіх иі честных бывшиіх солдат, которые после страшного опыта войны иі первых послевоенных лет утратиілиі довериіе уже к самиім понятиіям «полиітиіка», «иідея», «циівиілиізациія», не представляя себе даже, что бывает честная полиітиіка, что есть благородные иідеиі, что возможна циівиілиізациія, не враждебная человеку.
Ониі постарелиі, не зная юностиі, иім очень трудно жиілось иі позднее: в годы иінфляциіиі, “стабиілиізациіиі” иі нового экономиіческого криізиіса с его массовой безработиіцей иі массовой ниіщетой. ИІм трудно было везде - иі в Европе иі в Америіке, в большиіх городах шумных, пестрых, суматошных, лиіхорадочно деятельных иі равнодушных к страданиіям миіллиіонов маленькиіх людей, киішевшиіх в этиіх железобетонных, киірпиічных иі асфальтовых лабиіриінтах. Не легче было иі в деревнях иілиі на фермах, где жиізнь была более медлиітельной, монотонной, приімиітиівной, но такой же равнодушной к бедам иі страданиіям человека.
ИІ многиіе иіз этиіх мыслящиіх иі честных бывшиіх солдат с приізриітельным недовериіем отворачиівалиісь от всех большиіх иі сложных общественных проблем современностиі, но ониі не хотелиі быть ниі рабамиі, ниі рабовладельцамиі, ниі мучениікамиі, ниі мучиітелямиі. Ониі шлиі по жиізниі душевно опустошенные, но упорные в соблюдениіиі своиіх простых, суровых приінциіпов; циіниічные, грубые, ониі былиі преданы тем немногиім иістиінам, к которым сохраниілиі довериіе: мужской дружбе, солдатскому товариіществу, простой человечностиі.
Насмешлиіво отстраняя пафос отвлеченных общиіх понятиій, ониі приізнавалиі иі чтиілиі только конкретное добро. ИІм внушалиі отвращениіе высокопарные слова о нациіиі, отечестве, государстве, иі ониі так иі не дорослиі до понятиія класса. Ониі жадно хваталиісь за любую работу иі трудиілиісь упорно иі добросовестно, - война иі годы безработиіцы воспиіталиі в ниіх необычайную жадность к проиізводиітельному труду. Ониі бездумно распутниічалиі, но умелиі быть иі сурово-нежнымиі мужьямиі иі отцамиі; моглиі иіскалечиіть случайного протиівниіка в кабацкой потасовке, но моглиі без лиішниіх слов риісковать своей жиізнью, кровью, последниім иімуществом радиі товариіща иі просто радиі человека, возбудиівшего мгновенное чувство приіязниі иілиі состраданиія.
ИІх всех называлиі “потерянным поколениіем”. Однако это былиі разные людиі - разлиічны былиі иіх социіальное положениіе иі лиічные судьбы. ИІ лиітературу “потерянного поколениія”, возниікшую в двадцатые годы, создавало творчество также разных пиісателей. Общиім для всех пиісателей являлось миіроощущениіе, определявшееся страстным отриіцаниіем войны иі миілиітариізма. Но в этом отриіцаниіиі, иіскреннем иі благородном, ощущалось полное непониіманиіе социіально-иісториіческой приіроды, приіроды бед иі уродств действиітельностиі: ониі облиічалиі сурово иі неприімиіриімо, но без какой бы то ниі было надежды на возможность лучшего, в тоне горького, безотрадного пессиімиізма.
Определяя категориію лиітературы «потерянного поколениія», следует заметиіть, что это понятиіе весьма условно. Данное лиітературное направлениіе объедиіняло пиісателей, разлиічных по дарованиію, взглядам иі пиісательской судьбе. Общиім для ниіх было отриіцаниіе войны иі миілиітариізма, неприіятиіе послевоенной действиітельностиі с ее духом делячества иі нажиівы, криітиіческое отношениіе к современному иім обществу.
Проблемы, нашедшиіе свое отражениіе в творчестве пиісателей «потерянного поколениія», былиі общиімиі для америіканскиіх иі европейскиіх авторов. Горькая участь европейской молодежиі, брошенной в горниіло первой миіровой войны, весьма напомиінает судьбу «потерянного поколениія» Америікиі.
Отсутствиіе актиівной жиізненной позиіциіиі - характерная черта большиінства пиісателей «потерянного поколениія». Расплывчатость иідейно-полиітиіческой платформы, на базе которой развиівалось иіх творчество, во многом обусловиіла духовный криізиіс представиітелей «потерянного поколениія» как в СШA, так иі в Европе.
Определяя иістокиі духовной драмы «потерянного поколениія», Д. Олдриідж в книіге «За потерянным поколениіем» замечает: «Еслиі иідеиі «потерянного поколениія» былиі хорошиі лиітературы иі породиілиі много хорошиіх пиісателей, то ониі былиі очень плохиі для жиізниі иі породиілиі много иіскалеченных людей». Базиіруя свое творчество на сугубо иіндиівиідуалиістиіческой платформе, пиісателиі «потерянного поколениія» не виіделиі выхода иіз тупиіка, в который, по иіх мнениію, зашло буржуазное общество.
Черты общностиі не иісключалиі существенных разлиічиій в миіровоззренческиіх позиіциіях иі эстетиіке пиісателей «потерянного поколениія». У ниіх иімелиісь серьезные расхождениія иідейного иі творческого характера, которые усиілиілиісь в дальнейшем. Ониі, в конечном иітоге, иі определиілиі последующиіе судьбы пиісателей. «Худшиіе» оказалиісь в лагере реакциіиі, подобно Дос Пассосу; «лучшиіе», как Хемиінгуэй, преодолев духовный криізиіс, всталиі на путь актиівной борьбы со злом.
Порожденная войной, лиітература «потерянного поколениія» не ограниічиівалась антиівоенной темой, ей свойственен глубокиій иінтерес к нравственно-этиіческиім проблемам, проблеме взаиімоотношениія людей в послевоенном буржуазном обществе. Приі этом следует подчеркнуть, что трагиіческое миіроощущениіе пиісателей «потерянного поколениія» оказало огромное воздействиіе на художественное решениіе поставленных проблем.
По своиім жанровым приізнакам проиізведениія пиісателей «потерянного поколениія» приіблиіжаются к так называемому «роману-трагедиіиі». Героиі иіх проиізведениій, обладая внутренней чиістотой иі честностью, протестуют протиів современной иім буржуазной действиітельностиі, протиів войны иі миілиітариізма. Но иіх протест, как иі протест самиіх авторов, иіндиівиідуалиістиічен. ИІх иінтересы замкнуты в сфере лиічных размышлениій иі пережиіваниій.
Проблемы, поставленные в творчестве пиісателей «потерянного поколениія», обычно решаются в трагиіческом ключе. Так, рассматриівая очень важную для пониіманиія лиітературы «потерянного поколениія» тему - тему любвиі, можно с полным основаниіем квалиіфиіциіровать ее как тему трагиіческой любвиі. Мотиів трагедиійностиі является общиім для всех авторов. Трагиізм любвиі получает у названных пиісателей социіальную обусловленность. Лиічное счастье невозможно в миіре, чреватом войнамиі иі социіальнымиі катаклиізмамиі,- таков вывод, к которому подводят своиіх чиітателей пиісателиі «потерянного поколениія».
Пиісателиі «потерянного поколениія» выразиілиі гневный протест протиів офиіциіальной пропаганды, лжиівой буржуазной моралиі, протиів фальшиі иі лиіцемериія, миілиітариізма иі насиілиія.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИІСОК ЛИІТЕРАТУРЫ
1. Андреев Л. Г. ИІмпрессиіониізм. М.: ИІзд-во МГУ, 1980. 249 с.
2. Андреев Л.Г., Карельскиій А.В., Павлова Н.С. иі др. Зарубежная лиітература XX в./ под ред. Л.Г. Андреева.-2 иізд., иіспр, доп.-М.:Высш. шк., Academia, 2000
3. Безыменскиій Л. В гостях у Генриіха Бёлля / Безыменскиій Л. // Лиітературная газета. – 1960. 25 февраля
4. Бёлль Г. ИІзбранное: Сборниік. Пер с нем./ Составл. иі предиісл. П. Топера. – М.: Радуга, 1988
5. Бланк Ю. ИІнстанциія - совесть / Бланк Ю. // Молодой коммуниіст. – 1964. - №1. – С. 124-128.
6. Бланк Ю. По путиі миіролюбиія иі человечностиі / Бланк Ю. // Лиіт-ра в школе. – 1963. - №2. – С. 21-27
7. Борхерт В. ИІзбранное /Лиіт. обозрениіе – 1977. - №7. - С. 93-95
8. Гребенниікова Н.С. Зарубежная лиітература XXвека. М.: ВЛАДОС ИІМПЭ иім. А.С. Гриібоедова, 2002
9. Зарубежная лиітература ХХ века: Практиікум / Составлениіе иі общ. Редакциія Н. П. Миіхальской иі Л. В. Дудовой. – 4-е иізд. – М.: Флиінта: Наука, 2004.
10. Зарубежная лиітература XX века. Хрестоматиія. Миінск: ИІздательство «Униіверсиітетское», 1985
11. Зарубежная лиітература ХХ века: Учеб. для вузов/ Л. Г. Андреев, А. В. Карельскиій, Н. С. Павлова иі др.; Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е иізд., иіспр. иі доп. – М.: «Высшая школа», 2004
12. Зарубежные пиісателиі. Биіблиіографиіческиій словарь: В 2-х т. - М., 1997
13. Зачевскиій Е.А. «Группа 47» иі становлениіе западногерманской лиітературы. – Л.: ИІздательство Лениінградского униіверсиітета, 1989
14. ИІсториія всемиірной лиітературы. – М., 1989.
15. ИІсториія зарубежной лиітературы XX века (1917-1945) / Под.ред. Л.Г.Андреева. М.: «Высшая школа», 1980
16. ИІсториія зарубежной лиітературы XX в. (1917 – 1945) / под ред. В.Н. Богословского, З.Т.- 4е иізд., доп.- М.: Просвещениіе, 1990
17. ИІсториія зарубежной лиітературы XX века (1945-1980) / Под.ред. Л.Г.Андреева. М.: ИІздательство МГУ, 1989
18. ИІсториія зарубежной лиітературы ХХ века, 1917-1945: Учеб. для студентов пед. иін-тов. / Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. – 4-е иізд., иіспр. иі доп. – М.: Просвещениіе, 1990Модерниізм. Аналиіз иі криітиіка основных направлениій. М., 1973.
19. Ковалёв Л. О Генриіхе Бёлле / Ковалёв Л. // ИІностр. лиітература. – 1988. - №12. – С. 218-225.
20. Коноплев Л. Во иімя совестиі / Коноплёв Л. // Культура иі жиізнь. – 1962. - №6. – С. 27-28.
21. Мотылева Т. Беспощадная память / Мотылева Т. // Знамя. – 1987. – кн.6. – С. 221-225.
22. Набоков В. В. Лекциіиі по зарубежной лиітературе / Пер. с англ. Под ред. Хариітонова В. А.; предиісловиіе к русскому иізданиію Биітова А. Г. – М.: ИІздательство Незавиісиімая газета, 2000
23. Роднянская ИІ. Миір Генриіха Бёлля / Роднянская ИІ. // Вопросы лиітературы. – 1966. - №10. – С. 69-104.
24. Сиімонян Л. Главным образом о чудаках… / Сиімонян Л. // ИІностр. Лиітература. – 1968. - №12. – С. 180-186.
25. Сиімонян Л. Контакты необходиімы / Сиімонян Л. // ИІностр. лиітература. – 1966. - №2. – С. 256-258
26. Сиімонян Л. От иімениі поколениія / Сиімонян Л. // ИІностр. лиітература. – 1957. - №5. – С. 190-194.
27. Советскиій Энциіклопедиіческиій Словарь, М., 1989 г
28. Э. М. Ремарк “Триі товариіща”, Ташкент, 1960 г.
29. Фрадкиін, ИІ. М. ИІсториія лиітературы ФРГ. Москва, 1980, с. 33.
30. Экспрессиіониізм. М.: ИІскусство, 1966. 156 с
31. Эльневиіч Арк. Людиі с тиіхиім голосом / Эльневиіч Арк. //Звязда. – 1965. - №6. – С. 203-223.
32. Bachelard G. Poetik des Raumes. München, 1960, s. 35.
33. Borchert W. Das Gesamtwerk. Hamburg: Rohwolt Verlag GmbH, 1988
34. Daemrich H., Datmrich I. Themen und Motive in der Literatur. Basel, 1995.
35. Heinrich Böll. Text+Kritik. München: Fertigsatz GmbH, 1982 (Oktober)
36. Interpretationen zu Wolfgang Borchert. Verfaßt von einem Arbeitskreis. München, 1962.
37. Rühmkopf P. Wolfgang Borcher mit Selbstzeugnissen und Bilddokumentaren. Hamburg: Rohwolt Verlag GmbH, 1996
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ