Введение Глава 1. Теоретический анализ проблемы рекламного воздействия на подростка 1.1. Характеристика воздействия рекламы на индивида. 1.2. Психотехнологии в рекламе 1.3. Возрастные и индивидуальные особенности развития подростка Глава II. Эмпирическое исследование влияние рекламы на сознание подростков 2.1. Цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования 2.2. Описание и обоснование методов исследования 2.3. Анализ и обсуждение результатов Заключение Список литературы Приложения
Введение
В середине двадцатого века началось серьезное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь – рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду – сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу – везде, где бы мы не находились мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах. Изучение эффективности рекламной деятельности является одним из са-мых актуальных направлений в современном менеджменте. Применяемые в со-временных условиях средства рекламы разнообразны, многие из них технически весьма совершенны, имеют сложную классификацию по назначению, месту применения, характеру использования, степени эмоционального и психологического воздействия на людей. Из мирового опыта известна сила и роль рекламы. Прежде всего, она несет в себе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенную и доводит до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом следует отметить, что реклама – всегда информация, а информация – не всегда реклама. Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бес-сознательном уровнях. Актуальность работы заключается в научной психологической обосно-ванности характера воздействия рекламы, поскольку в рекламной деятельности широко используются методы и способы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на людей, т.к. реклама – это явление социально-психологическое. Это многоплановый товар, затрагивающий самые затаенные участки психики современного человека Цель работы – выявить влияние на поведение, отношение и принятие по-требителями воздействующих телевизионных рекламных средств. Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач: - изучение литературы по психологии рекламной деятельности, как метода управления людьми; - изучить процесс воздействия и восприятия рекламы; - разработать методику, для определения воздействия на поведение, отношение и принятие телевизионной рекламы на человека; - провести исследование и сделать анализ полученных данных. Объектом исследования является воздействие на подростка телевизион-ных реклам. Предметом исследования явилось исследование влияния на поведение, отношение и принятие рекламы. Для решения поставленных задач были проведены три процедуры исследования: - первая процедура включала в себя наблюдение за поведением людей в торговой точке, где имелись стенды с товарами рекламируемыми по телевиде-нию; - вторая процедура состояла в ранжировании списка тех же реклам, наиболее часто демонстрируемой по телевидению; -третья процедура состояла в выявлении субъективного отношения к рек-ламе того или иного товара полученные на основании опроса. Соответственно методами исследования были: 1. Наблюдение за поведением потребителей к рекламе; 2. Ранжирование списка рекламируемых товаров; 3. Опрос. Методологическую основу исследования составили труды З. Фрейда о подсознательных комплексах, активизация которых может влиять на отношение к товару и мотивировать его приобретение. Кроме того, мы опирались на труд И.П. Павлова, который понимал внимание как концентрацию возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном торможении остальных участков коры, о формировании новой доминанты через эмоциональный механизма, а также на информационную теорию эмоций российского психофизиолога П.В.Симонова, основным положением которого является возникновение эмоций при наличии информации о вероятности удовлетворения имеющихся у субъекта потребностей. Проводимые исследования были направлены на проверку гипотезы: реклама оказывает воздействие на сознательный и бессознательный уровень психической деятельности человека. Теоретическая значимость: исследование вносит вклад в изучение характера воздействия рекламы на личность, и на этой основе, могут быть скорректированы новые подходы к производству рекламы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы рекламного воздействия на подростка
1.1. Характеристика воздействия рекламы на индивида
Реклама - явление социально - психологическое. Это многоплановый то-вар, затрагивающий самые затаенные участки психики современного человека. Реклама в мире бизнеса обрушивает на потребителей огромное количество информации. Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений - эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя. Так или иначе, рекламный процесс оказываются вовлеченными феномены переработки информации - ощущения, восприятия, внимание, память. С другой стороны, в процессах переработки рекламной информации активно участвуют отношение человека к рекламному сообщению, его эмоции и чувства, например чувства удовольствия, собственного достоинства, зависти, его понимание и принятие в сознание или, напротив, отторжение воспринятого и понятого, но не разделенного, не принятого потребителем содержания. Исследованиями психологов доказано, что восприятие и переработка рекламной информации осуществляется под воздействием множества различных факторов, но три из них присутствуют практически всегда: это когнитивный, эмоциональный и поведенческий факторы. Когнитивный компонент связан с тем, как рекламная информация воспринимается человеком. Изучение когнитивного компонента предполагает анализ ряда процессов переработки информации
'---------------------------------- Список литературы
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994 г. 2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. — 175 с. 3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с. 4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1984. 5. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — М., 1991. 6. Ажикин Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения.-М.: Высшая школа, 1976. - 160 с. 7. Акимова М К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М., 1989. 8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 231 с. 9. Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.-382 с. 10. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. /Методические основы/. -М.: Просвещение, 1982. - 192 с. 11. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности. — Майкоп, 2000. 12. Бандурка A.M., Бочарова СП., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. -464 с. 13. Батищев Г.С Найти и обрести себя // Вопросы философии. 1995. № 3. 14. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990. 15. Айзенберг М.Н. Менеджмент рекламы. – М. 1991. 16. Артеменко В.Г. Реклама в торговле. – Новосибирск. 1996. 17. Беттджер Ф. Обаять клиента. – М. 1995. 18. Бэрри Э. Карьера в рекламном агентстве. – М. 1997. 19. Введение в практическую социальную психологию. – М. 1996. 20. Викентьев И.Г. Приемы рекламы: методика для рекламодателей и рекламистов. – Новосибирск. 1993. 21. Власова Н. М. Рекламный конструктор. – Новосибирск. 1998. 22. Володеева В. Н., Исакова Г. А. Основы психологии торговой рекламы. – Л.1983. 23. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. – М. 1991. 24. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. – М. 1994. 25. Датян А. Реклама /Пер. с фр. – М.1993. 26. Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе/Пер. с польск.. – Мн.1996. 27. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. – М.1984. 28. Зазыкин П.И. Психология в рекламе. – М. 1993. 29. Картер Г. Эффективная реклама. – М. 1991. 30. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М. 1990. 31. Критсотакис Я.Г. Торговые выставки и ярмарки. Техника участия и коммуникации. – М. 1997. 32. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М. 1996. 33. Лебедев А.Н. Особенности психологического воздействия в российской рекламе. – М. 1995. 34. Мануйлов М.А. Психология рекламы. – М. 1925. 35. Мокшанцев Р.И Психология рекламы. – М-Новосибирск, 2000. 36. Паккард Б. О психоанализе в рекламе// Бизнес для всех. 1994. 37. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность.- М. 2000. 38. Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента / Пер. с англ. – СПб.1996. 39. Разумовский Б.С. Искусство рекламы. – Минск. 1984. 40. Рейтынбарг А. Реферат по книге Бенса Паккарда "Скрытые увещеватели: психоанализ в рекламе”. – М.1968. 41. Рябинский Л.С. поведение покупателей рыночной экономики. – М. 1991. 42. Скотт Дж. Учитесь эффективно продавать и управлять сбытом. – Киев. 1992. 43. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, В. Е. Автухова. – М. 1991. 44. Сэндидис Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. – М. 1986. 45. Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы.- Спб. 1995 46. Усов В.В., Васькин Е.В. Волшебный мир рекламы.- М. 1982 47. Ученых В.В., Старых Н.в. История, детство и отрочество рекламы. – М. 1994. 48. Феофанов О.Н., Москалева Н.Н. Реклама в торговле. – М. 1994. 49. Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. – Петрозаводск. 1994. 50. Хопкинс Т. Искусство торговать. – СПб.1996. 51. Хопкинс Т. Умение продавать для "чайников”. – К. 1997.