Содержание: Введение 3 Глава 1. Современное состояние туристского рынка РФ 5 1.1. Особенности туристского рынка России на современном этапе 5 1.2. Анализ развития выездного и внутреннего туристского рынка РФ 15 1.3. Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности в РФ 27 Глава 2. Анализ конкурентных преимуществ тур. фирмы Интурист на рынке тур. Фирм г. Москвы 41 2.1. Краткая характеристика тур. фирмы Интурист 41 2.2. Анализ системы управления в тур. фирме Интурист 48 2.3. Анализ конкурентных преимуществ тур. фирмы Интурист на рынке 52 Глава 3. Разработка и экономическое обоснование путей совершенствования работы тур. фирмы Интурист 62 3.1. Мероприятия по совершенствованию деятельности турфирмы Интурист 62 3.2. Экономическое обоснование путей совершенствования деятельности тур. фирмы Интурист 68 Выводы и предложения 77 Список литературы: 80 Приложения
Введение Российский туристический бизнес в какой-то степени явление уникальное. Туристический продукт на российском рынке – сама по себе вещь необычная, несравнимая ни с какой другой услугой или товаром. Это демонстрируется такими его свойствами, как: неосязаемость (покупается некая мечта или ожидание клиента), достаточно высокая стоимость (недельный отдых минимально обходится клиенту в месячный заработок, не считая дополнительных расходов на месте), ограниченность использования (намеченную поездку нельзя перенести или отказаться от нее, полностью вернув себе деньги), кредитование со стороны клиента (оплата турпоездки в визовые страны происходит за несколько недель и даже месяцев). Сюда можно добавить риски, связанные с техническими и природными катастрофами, а в последние годы – и с угрозой терроризма. Поэтому не случайно динамика изменения числа туристических фирм очень подвижна, а сроки их существования невелики. К особенностям российского туристического рынка можно также отнести следующее: • переизбыток количества турфирм (около 20 тысяч по России, а в одной Москве зарегистрировано и работает около 4500 турфирм разного калибра), что приводит к дополнительной конкуренции на рынке и постоянному его расшатыванию; • недостаток хороших кадров, которые 10-15 лет назад формировались в основном за счет прихода энтузиастов из других областей, а в настоящее время полностью не компенсируются из-за достаточно слабой системы подготовки и обучения туристических кадров в России; • относительно условное разделение фирм на туроператорские (призванные формировать туристический продукт, обеспечивать его необходимыми местами в гостиницах и билетами) и турагентские (призванные продавать готовый турпродукт клиентам). Это приводит к дополнительному усилению конкурентной борьбы, довольно частому изменению направлений работы и расширению сферы деятельности туроператоров. • высокая степень зависимости региональных турфирм от Москвы в связи с необходимостью оформления визовых документов и отправки львиной доли рейсов на основных туристических направлениях через столицу; • отсутствие в широких масштабах свободных финансовых средств для локализации последствий непредвиденных ситуаций и формирования достаточных объемов блоков мест в гостиницах и на авиарейсах. В этой связи актуальность проблем удержания своих позиций на рынке услуг туризма крупнейших фирм туроператоров становится все очевиднее. Целью дипломной работы является всесторонний анализ и изучение крупных туристических фирм, их состояние и развитие. Объектом исследования выступает ВАО «Интурист». В соответствии с целью, задачами дипломной работы будут следующие: - обзор современного состояния туристского рынка РФ; - провести анализ конкурентных преимуществ турфирмы Интурист на рынке турфирм г.Москвы; - разработать и экономически обосновать пути совершенствования работы турфирмы Интурист.
Методологической базой исследования послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей. Среди которых можно отметить: Аакер Дэвид А., Анн X., Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В. и др.
Список литературы: Закон РФ "Об основах туристской деятельности " от 24.11.96 г. №132 Трудовой Кодекс РФ от 4 октября 1997 года N 70 В редакции Законов РФ от 25 июня 1998 года N 82,31 октября 1998 года N 138) (Введен в действие Законом РФ от 4 октября 1997 года N 71) Положение о государственной инспекции труда при Министерстве труда РФ от 15.03.99 № 149 1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – М.: Профиздат, 2003 – С.534. 2. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч. пособие. – М., 2003 – С.332. 3. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг №2. – 2002 – С.615. 4. Бухалков М.И. Планирование на предприятиях туризма: Уч. пособ.. – Самара: Сам. ГТУ, 2005. – 392 с.. 5. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала Москва «Юристъ» 2005 г. 496с 6. Волков И.М. Грачева М.В. Проектный анализ. Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. 7. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. – М., 2003 – С.553. 8. Вудкок М. Френсис Д. "Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика "Издательство Дело" Москва 2005 г.- с.122 9. Гомилевская Г.А. Организация предпринимательской деятельности в туризме и гостиничном хозяйстве. Учебное пособие. Владивосток. Издательство ВГУЭС. 2003 – С.551. 10. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. и др. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005. – 328 11. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2003- С.116. 12. Гусева Е.Г. "Управление производством на предприятии" учебно-практическое пособие - М. : МГУЭСИ, 2005 - 114с. 13. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. – Мн.: "Экономпресс”, 2003 – С.422. 14. Ильенкова С.Д. "Экономика и статистика фирм" - М. : Финансы и статистика, 2005. - 240с 15. Кабаков В.С., Казанцев А.К. Внутрифирменное управление инновациями. Уч. пособ. СПб.:СПбГИЭА, 2005. – 110 с. 16. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003 – С.441. 17. Каверина Т.П. Основы туристской деятельности. М., 2003 – С.413 18. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб, 2003 –С.413 19. Ковалев В.В. Метода оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2006. 20. Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности.» - М.: Финансы и статистика, 2005 - 512с. 21. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 2003 – С.443 22. Крейнина М.Н. "Финансовый менеджмент" учебное пособие. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2005. - 304с. 23. Крейнина М.Н. «Финансовое состояние предприятия. Методы оценки».- М. .: ИКЦ «Дис», 2006- 224с. 24. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 400 с. 25. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М., 2003 – С.112. 26. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. Саратов, 2003 – С.552 27. Моляков Д.С. "Финансы предприятий отраслей народного хозяйства". - М.: ФиС , 2005. 28. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. "Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий” изд. "Машиностроение” - 2006 29. Папирян Г.А. Экономика туризма. Ростов н/Д. 2003 – С.423 г. 30. Попова Р.Ю. Туризм // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2004 – №1(13). С. 28-31. 31. Свиридов Д. Общие принципы маркетингового анализа рынка туристских услуг. // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2003 – С.132 32. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. Учебное пособие. СПб., 2003 – С.413 33. Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. "Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия". - М.: Перспектива, 2005 34. Туризм: нормативно-правовые акты: Сб. актов / Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2003 – С.514 35. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. М. 2003 Мир деловой книги - С.432 36. Чернов В.А. Анализ операций с клиентами турфирмы // Маркетинг №6.-2003 – С.67 37. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. – М.: Спб.: Издательский Торговый Дом "Герда”, 2003 – С.531 38. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт. М., 2004 – С.413
|