10532 Пути повышения конкурентноспособности турагентской фирмы (Альянс-Тревел)
Содержание: Введение 3 Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий туризма 6 1.1.Сущность и значение конкурентоспособности предприятий 6 1.2.Методы оценки конкурентоспособности предприятий туризма 11 1.3.Пути совершенствования конкурентоспособности предприятий туризма в условиях рыночной экономики 19 Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия туризма ЗАО "Альянс-Тревел" 37 2.1. Общая характеристика турагентской фирмы ЗАО "Альянс-Тревел" 37 2.2. Анализ конкурентоспособности турагентской фирмы ЗАО "Альянс-Тревел" на туристическом рынке г. Москвы и их оценка 44 2.3. Система управления конкурентоспособностью турагентской фирмы ЗАО "Альянс-Тревел" 57 Глава 3. Разработка и экономические предложения по повышению конкурентоспособности турагентской фирмы ЗАО "Альянс-Тревел" 66 3.1.Совершенствование системы управления конкурентоспособностью турагентской фирмы ЗАО "Альянс-Тревел" 66 3.2.Экономическая эффективность системы мер по повышению конкурентоспособности турагентской фирмы ЗАО "Альянс-Тревел" 72 Заключение 82 Список использованной литературы: 85 Приложение 1 89
Введение Развитие туризма в значительной степени повлияло на развитие инфраструктуры туризма, а конкретно на турфирмы. Эпоха массового туризма способствовала возникновению существенных изменений в инфра- и суперструктуре индустрии (турфирм). В этом заключается актуальность темы дипломной работы. Повышение значимости сферы услуг в социально-экономическом развитии общества является в настоящее время общемировой тенденцией. Рыночный путь становления Российской экономики в последние годы привёл к бурному росту целого ряда отраслей сферы услуг. К их числу относится туризм, более успешно адаптировавшийся к новым экономическим условиям, чем многие другие отрасли. Рыночная модель экономики потребовала принципиально новых подходов к формированию стратегии и тактики действия участников туристического рынка. Для осуществления успешной деятельности в сложных и новых для всех участников условиях туристические компании, являясь основным звеном, связывающим спрос и предложение на данном рынке вынуждены были обратиться к концепции управления фирмой, которая позволяет компании получать прибыль за счёт удовлетворения потребностей потребителей. Отсутствие навыка и опыта работы в таких условиях делают такую задачу для туристических компаний трудновыполнимой. В туристическом бизнесе ещё не сложилось чёткой системы управленческих мероприятий, неразработанными остаются многие существенные в теоретическом и практическом отношении вопросы туристического бизнеса, что объясняется недостаточной проработкой ряда фундаментальных вопросов связанных с теорией и практикой функционирования услуг в экономической литературе. Так до сих пор нет единого мнения по поводу понятийного аппарата для основополагающих в данной сфере категорий: нет единства мнений по определению категории услуга, продолжаются дискуссии по поводу критериев классификации в данной сфере. Управление в сфере услуг имеет ряд характерных особенностей, обусловленных спецификой услуги по сравнению с товаром. Данная специфика требует применения особых приёмов, направленных на снижение неопределённости и риска, связанных с приобретением клиентом неосязаемой по своей природе услуги. В последние годы в России возрастает внимание к исследованию особенностей функционирования рынка услуг вообще и туристического рынка, в частности, к поиску новых направлений его развития и механизмов адаптации. Актуальность исследования широкого круга проблем, связанных с развитием сферы услуг вообще и туризма в частности, а также их недостаточная изученность в литературе и научных исследованиях определили цели и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является проблемы повышения конкурентноспособности российских предприятий туризма на примере турфирмы г.Москвы. Предметом исследования выступают экономико-организационные отношения, возникающие в процессе функционирования туристических фирм. Объектом исследования выступает ЗАО «Альянс Тревел». В соответствии с целью, задачами дипломной работы будут следующие: - изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятий; - повести анализ конкурентных преимуществ; - разработать и экономически обосновать пути совершенствования развития объекта исследования. Методологической основой работы послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей, основными среди которых являются работы следующих авторов: Азар В.И., Александрова А.Ю., Багиев Г. Л., Аренков И. А., Бугаков В.П., Витерс Д., Випперман К., Волошин Н.И., Гомилевская Г.А., Гуляев В.Г., Дурович А.П., Копанев А.С. , Кабушкин Н.И., Каверина Т.П., Кириллова А.Т., Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Папирян Г.А., Попова Р.Ю., Стаханов В.Н., Чеботарь Ю.М. Янкевич В.С.
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий туризма 1.1.Сущность и значение конкурентоспособности предприятий Конкурентоспособность - способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены. Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места . Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке. Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные. Положительные стороны конкуренции: 1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; 2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; 3. конкуренция стимулирует повышение качества товара; 4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); 5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; 6. конкуренция ориентирует
Список использованной литературы: 1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – М.: Профиздат, 2003 – С.534. 2. Акуленок Д.Н., Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план фирмы. – М.: Гном-Пресс, 2003 – С.442. 3. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч. пособие. – М., 2003 – С.332. 4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2003 – С.312. 5. Аренков И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики - СПб.: СПбУЭФ, 2004 – С.413. 6. Арман Дайан, Фернан Букерель,Робер Ланкар и др.; Академия рынка "Маркетинг", Москва Экономика 2003 – С.212 7. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований - СПб: СПбУЭФ,2003 – С.312. 8. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие- СПб.: СПбУЭФ, 2003 – С.413. 9. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации - СПб.: СПбУЭФ, 2003 – С.331. 10. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг №2. – 2002 – С.615. 11. Ветитнев А.М. Маркетинг. 2003. № 6 . 12. Витерс Д., Випперман К. Как продать свои услуги. СПб., 2003 – С.331. 13. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. – М., 2003 – С.553. 14. Гембл П. и др. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. М., 2002 – С.312 15. Годин А.М. Маркетинг. Учебно-методическое пособие. М., 2002 – С.413 16. Голубков Е.П Проектирование элементов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом №1.- 2003 – С.514 17. Голубков Е.П. Общая характеристика методов сбора данных. Маркетинг в России и за рубежом. № 1(4), 2003 – С.112. 18. Гомилевская Г.А. Организация предпринимательской деятельности в туризме и гостиничном хозяйстве. Учебное пособие. Владивосток. Издательство ВГУЭС. 2003 – С.551. 19. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2003- С.116. 20. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. – Мн.: "Экономпресс”, 2003 – С.422. 21. Егоров А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности - М., 2003 – С.514. 22. Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях - М., 2003 – С.312. 23. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг - М.: Международные отношения, 2003 – С.413. 24. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003 – С.441. 25. Каверина Т.П. Основы туристской деятельности. М., 2003 – С.413 26. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб, 2003 –С.413 27. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 2003 – С.413 28. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 2003 – С.443 29. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. СПб., 2003 – С.443 30. Маркетинговый анализ. Книга 3(35). Издание 2, переработанное и дополненное // под ред. Ковалев А.И., Войленко В.В., М., 2003 – С.554 31. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М., 2003 – С.112. 32. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. Саратов, 2003 – С.552 33. Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований - СПб.:СПбУЭФ, 2003 – С.554 34. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. Ростов н/Д. 2002 – С.442 35. Папирян Г.А. Экономика туризма. Ростов н/Д. 2003 – С.423 г. 36. Попова Р.Ю. Туризм // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2004 – №1(13). С. 28-31. 37. Робинсон К. Конкурентоспособность и маркетинг // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2003 – С.442 38. Ромат Е.В. Маркетинговые исследования. Сборник статей по теории и практике маркетинговых исследований. М., 2003 – С.552 39. Свиридов Д. Общие принципы маркетингового анализа рынка туристских услуг. // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2003 – С.132 40. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. Учебное пособие. СПб., 2003 – С.413 41. Туризм: нормативно-правовые акты: Сб. актов / Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2003 – С.514 42. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. М. 2003 Мир деловой книги - С.432 43. Чернов В.А. Анализ операций с клиентами турфирмы // Маркетинг №6.-2003 – С.67 44. Шведенко В.В., А.И.Тяжов. Маркетинговая концепция. – Кострома 2003 г. – С.542 45. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. – М.: Спб.: Издательский Торговый Дом "Герда”, 2003 – С.531 46. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт. М., 2004 – С.413