Оглавление Введение 3 Глава 1. Сущность туристского региона и роль историко-культурного потенциала в его развитии. 7 1.1. Понятие туристского региона 7 1.2. Туристский потенциал региона 23 1.3. Историко - культурное наследие Псковской области как ресурс региона 32 Глава 2 . Влияние историко – культурного потенциала Псковской области на развитие туризма ( на примере Псковской области) 41 2.1 Оценка туристско-рекреационных ресурсов Псковской области на примере Пушкинских гор 41 2.2 Анализ областной целевой программы развития туризма в Пушкинских горах 48 Глава 3. Авторское проектирование экскурсионного туристского маршрута на территории Пушкинских гор 60 3.1 Требование к проектированию тура, программы обслуживания, план составления программы обслуживания 60 3.2 Авторское проектирование туристского маршрута «В гости к Пушкину» 66 Заключение 80 Список использованных источников 82 Приложение 1 86
Введение Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей современной экономики. Невероятно быстрые темпы развития делают этот сегмент мировой индустрии экономическим феноменом. Во многих странах туризм играет ведущую роль в формировании валового внутреннего продукта, в активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, легкую промышленность и т.п., т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития и является самым крупным сектором на международном рынке услуг. Путешествуя, люди знакомятся с культурой других стран. Гуманитарное значение туризма заключается в возможности развития личности и расширения кругозора. Поездки позволяют реализовать вечное стремление человека к познанию нового. Именно совмещение познания новых аспектов жизни с физическим отдыхом делает туризм таким важным для человека. Современные туристы все более тщательно выбирают места, которые они хотят посетить во время поездок и уделяют большое внимание таким аспектам как качество туристского обслуживания, проблемам охраны окружающей среды, традициям и культурному наследию посещаемых мест. Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что сегодня проявляется интерес к туризму и в Псковской области, обладающей большим туристским потенциалом, но занимающей пока незначительную долю в российском туристском потоке. В большинстве своем Псковская область пока импортирует эти услуги. Под туристским импортом понимают ввоз в страну туристских впечатлений, сопровождаемый с одновременным вывозом туристом денег из данной страны. Исходя из этого, стране и ее регионам следует стремиться экспортировать этот вид услуг, ведь она обладает значительным потенциалом туристских ресурсов. Туристские ресурсы Псковской области представляют собой природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также другие объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил. На основании вышесказанного, особая значимость заключается в необходимости разработки и организационно-экономическом обосновании использования историко-культурного потенциала Псковской области в турах для россиян. Актуальность проблемы определена тем, что бурно развивающаяся индустрия туризма, используя очевидные, лежащие на поверхности резервы развития, нуждается в новом импульсе, в поиске инноваций для обоснования своих позиций в конкурентной борьбе. Постоянно увеличивается рост популярности культурного туризма, что связано с возрастающей потребностью людей в познании мира, живом контакте с отечественной историей. Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности всегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям, как своего, так и других народов, выступает важнейшим катализатором развития культурного туризма. Проблема исследования заключается в существующем противоречии между выявленными потребностями российских туристов, основанными на знакомых с детства образах, связанных с Псковской областью и его ценностями национальной культуры, и реалиями рынка Псковского культурного туризма. Целью исследования является показ возможностей Псковской области для организации программного обслуживания туристов. Объектом исследования выступает историко-культурный потенциал Псковской области и его использование в турах для россиян. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в процессе создания нового туристского продукта. Учитывая развития современного туристского рынка России, в данной работе предлагаются мероприятия по развитию туризма разработка группового тура. Дело в том, что только формирование группы позволяет реально снизить стоимость тура и, тем самым, привлечь больше потенциальных туристов. Основными задачами исследования являются: 1. Изучение культурно-исторического потенциала страны как условия развития туризма; 2. Исследование историко-культурного потенциала Псковской области; 3. Разработка нового туристского маршрута для российских туристов; 4. Разработка мероприятий по продвижению данного туристского продукта на российском рыке; 5. Оценка перспектив развития данного направления на российском туристском рынке. Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование методологических основ культурного туризма и разработка системы мер по использованию историко-культурного потенциала региона будут способствовать его развитию как туристской дестинации. Методы исследования: 1) изучение и обобщение научной и специальной литературы по теме диплома; 2) аналитический метод; 3) метод наблюдения. 4) обобщение опыта работы турфирм на внутренних направлениях. База исследования: статьи и монографии по туристике и памятниковедению, источники по истории культуры Псковской области. Степень изученности проблемы. Теоретической и методологической основой исследования поставленных проблем явились фундаментальные и прикладные научные труды российских и зарубежных специалистов в области технологии внутреннего туризма: Ушаков Д.С.; в области культурного и экскурсионного туризма: Глазычев В.Л., Емельянов Б.В., Ван Циншен; менеджмента туризма В.А.Квартальнов, Зорин И.В., М.А. Жукова, Папирян Г.А., Чудновский А.Д.; в области инновации в туризме Захаров А.Н., Новиков В.С., Талалаева Г.В. Теоретическая значимость заключается в том, что рассмотренные и обобщенные в работе теоретические подходы к возможной организации культурных туров, и в частности туров в Псковскую область, можно использовать в теории и практике работы российских турфирм. Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа конкретного тура и механизм его разработки могут быть использованы в работе туристских фирм. Глава 1. Сущность туристского региона и роль историко-культурного потенциала в его развитии. 1.1. Понятие туристского региона Туристский регион — это определенная территория, на которой осуществляется предоставление туристских услуг. Этот регион интересен для туриста: обладает особыми природно-климатическими, культурно-историческими характеристиками, располагает лечебными, развлекательными или какими-либо другими комплексами. Использование данных особенностей позволяет удовлетворить потребности туриста, именно поэтому он и выбирает их в качестве места пребывания.
---------------------------------- Список использованных источников 1. Аванесова, Г.А. Туризм, гостеприимство, сервис/Г.А. Аванесова. - М.: Аспект-пресс. 2010. с. 133 2. Азар, В.И. Экономика и организация международного туризма/ В.И. Азар. - М.: Экономика, 2011 – 321с. 3. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Уч. пособ. для вузов/ А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2011 – 464 с. 4. Амбарцумян С.Ю., Лочан С.А. Организация и управление санаторно-курортным комплексом: Инновационный аспект:Монография. – М.: Издательство «Палеотип», 2010. – 234 с. 5. Ананьев, М.А. Экономика и география международного туризма. – М.: Новости, 2010 – 322 с. 6. Бовтун, В.С. Санаторно-курортное дело, сервис, туризм, культура: управление, опыт и проблемы развития: Материалы 2-й междунар. конф. / [Под общ. ред. Бовтуна B.C.]. - Барнаул: АлтГТУ, 2011. с. 102 7. Боголюбов, В.С. Финансовый менеджмент на предприятии туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие/ В.С.Боголюбов. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011 – 175 с. 8. Большой глоссарий терминов международного туризма/ М.Б.Биржакова, В.И.Никифорова. - СПб.:Герда, Невский Фонд, 2010 – 704 с. 9. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник/ М.И. Бухлаков.. – М.: Инфра – М, 2010. – 392 с. 10. Ветитнев, А.М. Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг: Учеб.-метод.пособие/ А.М. Ветитнев, Я.А.Ашкинадзе. - М.: Финансы и статистика, 2011 – 160 с. 11. Глушенков, А.В. Постановка задачи исследования внутренних показателей оценки санаторно-курортной деятельности в целях обеспечения круглогодичной загрузки предприятий туристской отрасли // Юридический вестник РГЭУ. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2010 г. - № 2.- с. 22-24. 12. Городничук, С.Е. Управление инновационной деятельностью санаторно-курортных учреждений : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 2010 – 187 с. 13. Драчева, Е.Л. Экономика и организация туризма. Международный туризм: Учебное пособие/ Е.Л.Драчева, Ю.В.Забаев, Д.К.Исмаев и др.: Под ред. И.А.Рябовой, Ю.В.Забаева, Е.Л.Драчевой. - М.: КНОРУС, 2010 – 576 с. 14. Енджейчик, И.И Современный туристический бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: Пер. с польского. – М.:Финансы и статистика, 2011 – 320 с. 15. Ефремова, М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Уч. пособ./ М.В. Ефремова. - М.: Ось-89, 2009 – 192 с. 16. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2010 – 200 с. 17. Запесоцкий А.С “Стратегический маркетинг в туризме: теория и практика“ Издательство: СПбГУП , 2011 г. – 321 с. 18. Здоров, А.Б Экономика туризма: Учебник/ А.Б. Здоров. - М.:Финансы, 2010 – 272 с. 19. Зорин, Г.И. Основы туристкой деятельности: Учебник/ Г.И. Зорин, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга [и др.]. - М.: Советский спорт, 2011 – 200 с. 20. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Уч. пособ./ Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. - Минск: Новое знание, 2010 – 215 с. 21. Квартальнов, В.А. Туризм как вид деятельности/В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2012 – 464с. 22. Кику, П.Ф. Оценка деятельности санаторно-курортных учреждений. - М.: РДЛ, 2010 – 7 с. 23. Кортунов, А.П. Организационно-экономические основы управления развитием санаторно-курортного комплекса (На примере субъекта Федерации) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : СПб., 2009 – с.203 24. Кортунов, А.П. Разработка бизнес-плана санаторно-курортного учреждения/Богданов Е.И. Никитин А.С., Кортунов А.П. Учеб. пособие Часть1/ Филиал Санк- Петербурской Гос. Инженерно-экономической академии г.Чебоксары: 2011. - 203 с. 25. Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме: Учебник/ В.А. Квартальнов, И.В. Зорин [и др.]. - М.: Финансы и статиска, 2011 – 336 с. 26. Никитина О.А. Исследование процессов функционирования и стратегического развития региональных санаторно-курортных комплексов / О.А. Никитина. – СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2010. – 166 с. 27. Никоноров, С.М. Развитие туризма в регионе : инновации, инвестиции, стратегии/ С.М.Никоноров, Г.Л.Белов, И.Г.Краснова, Н.М.Белова; под общ. ред. В.В.Пыжа. - Чебоксары: Изд-во Волга, 2010. - 367 c. 28. Основы туристской деятельности: Учебник/ Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н. Ильина. - М.: Советский спорт, 2011 – 102 с. 29. Папирян, Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства (отели и рестораны)/Г.А. Папирян. - М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2009 – 149 с. 30. Прентис, Р.Р. Опыт становления и развития культурного туризма: Уч.пособ./ Р.Р. Прентис. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010 – 232 с. 31. Романов, А.А. География туризма: Учебное пособие/ А.А. Романов. - М.: Советский спорт, 2012 – 464 с. 32. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие/ А.Э.Саак, Ю.А.Пшеничных. - СПб.: Питер, 2011 – 512 с. 33. Севастьянова, С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе/ С.А.Севастьянова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010 – 180 с. 34. Семеняк, Н.Г. Стратегическое управление развитием санаторно-курортного комплекса / Н.Г. Семеняк; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: СПбГУЭФ, 2011. с. 34 35. Солодухина, О.И. Менеджмент туризма. Финансы и бухучет в туризме. М. :Финансы и статистика. 2012 – 113 с. 36. Стоянов, Е.А., Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия/ Е.А. Стоянов. - М.: Перспектива, 2010 37. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Уч-к 2-е изд./ Р.А. Фатхутдинов. - М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2011 – 624 с. 38. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. - М.: КНОРУС, 2010 – 448 с. 39. Экономика и организация туризма Международный туризм. Под ред.И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой, 2-е изд.М.: КОНРУС 2011 – 576 с. 40. Экономика туризма: теория и практика: Учебное пособие т.1/ К.Купер, Д.Флетчер, Д.Гильберт, С.Ванхил, Е.Богданов; Под. Ред.Богданова, О.Йоргенсена. - СПб.: Омега, 2010 – 199 с. 41. Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие/ Г.А. Яковлев. - М.: РДЛ, 2011 – 240 с. 42. Официальный сайт министерства спорта, туризма и молодежной политики http://tourism.minstm.gov.ru/ 43. Официальный сайт Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества http://tourism.minstm.gov.ru/23/ 44. Официальный сайт ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТУРИЗМУ (РОСТУРИЗМ) http://www.russiatourism.ru/ 45. Информация о России http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140477/ 46. Основные виды туризма в России http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140243/ 47. Обзор туристского потенциала России http://www.russiatourism.ru/map/
|