Среда, 08.05.2024, 12:25
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Туризм и гостиничный бизнес » Диплом

21295 Механизм регулирования международного туризма между Россией и странами ЕС

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты международного туризма в системе
международных экономических отноше-ний……….………………….
1.1. Системный подход к анализу экономического значения туризма.…
1.2. Факторы развития международного туриз-ма………………………….
Глава 2. Современные тенденции развития международного туризма
(на примере стран ЕС)…………………………….……………………
2.1. Анализ международных туристических потоков
(региональный аспект)……………………………………………..……
2.2. Роль туриндустрии в развитии национальной экономики
(на примере стран Западной Европы) …………………………………….
2.3. Регулирование международного и внутреннего туризма в ЕС………
Глава 3. Туристические потоки между Россией и Западной Европой:
тенденции и перспективы расшире-ния…….........................................
3.1. Современное состояние российского туризма в странах ЕС………...
3.2. Регулирование туристических потоков между Россией Западной
Европой……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….…..……..
Список использованной литературы……………………….……….……………
Приложения……………………………………………………………………….

.3

.6
.6
12

23

23

38
47

56
56

63
69
75
77

ВВЕДЕНИЕ

Международный туризм как одна из форм международных экономиче-ских отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на экономические, политические, соци-альные и культурные связи между государствами.
Международному туризму уделяется первостепенное внимание во мно-гих странах мира. На государственном уровне сформирована правовая основа, разработана система содействия и стимулирования туристской деятельности, в сфере бизнеса быстрыми темпами развивается новая отрасль экономики – туристская индустрия, в сферу которой вовлекаются гостиничное хозяйство, транспорт, пищевая, обувная, швейная промышленность, машиностроение, экскурсионное обслуживание и многие другие отрасли материального производства и услуг.
По данным Всемирной туристической организации в туризме, призна-ваемом ныне мировой индустрией номер один, занято сейчас свыше 200 млн. чел., обслуживающих за год полмиллиона посетителей, которые находясь за рубежом, тратят более одной трети миллиона долларов. Это составляет от 5 до 10% всех ежегодных потребительских доходов. Из них на Европу приходится 60% посетителей и 48% туристских поступлений (в США соответственно 21% и 30%). Очевиден тот факт, введение единой валюты и функционирование единой для стран ЕС Шенгенской зоны в рамках регулирования единого туристского рынка не может не сказываться на развитии и изменение туристских потоков, как въездных, так и выездных. Другой позитивной чертой мирового туристского рынка стала открытость территории России, что в свою очередь предопределило ее статус как неизведанной страны. А развивающиеся интеграционные процессы обеспечили рост туристских потоков между РФ и странами ЕС.
Сложный характер международного туризма, многогранность его влияния на мировое хозяйство и международные отношения, «взрывной характер» его развития в последние годы явились причиной определенной активизации деятельности правительственных органов многих стран, т.ч. ЕС и России, в решении практических вопросов развития и стимулирования международного туризма, создания индустрии туризма. Исключительно высокие темпы роста подвижности населения, усиление роли туризма в экономике этих стран делает необходимым и актуальным анализ этих явлений и, соответственно темы данной дипломной работы.
Вместе с тем, отсутствие должного анализа данного вопроса в специальной литературе, а также разрозненность информации предопределили цель и задачи данного исследования.
Целью работы является анализ возможностей создания достаточно стабильного туристского рынка стран ЕС и России. Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать системный подход к анализу экономического значения туризма;
- выявить влияние международного туризма на социально-экономическое развитие стран (на примере Швейцарии, Австрии и Германии);
- рассмотреть факторы развития международного туризма;
- определить и проанализировать туристические направления по основным регионам мира;
- выявить особенности российского туризма в странах ЕС;
- проанализировать систему регулирования туризма в этих регионах, в т.ч. совместное регулирование взаимных потоков, с целью определения пер-спектив из развития и расширения.
Объектом исследования выступает туристский рынок ЕС, в.т. его рос-сийский сегмент (туристические потоки между Россией и Западной Европой).
Предметом исследования является механизм регулирования междуна-родного туризма между Россией и странами ЕС
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков теории международного туризма, работы российских и зарубежных специалистов. В частности, в ходе исследования нами были изучены труды таких российских ученых в области туризма как Азара В.И., Папиряна В.Г., Квартальнова В.А., Сапруновой В.Б., Гуляева В.А. и т.д. В ходе анализа использовались статистические материалы, представленные в специальных периодических изданиях, а также расположенные на специальных сайтах сети Internet.
Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием системного подхода, экономической статистики, экспертных оценок.
Структура и объем работы. Логика изложения материала предопределила структуру дипломной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание изложено на 83 страницах, содержащих 12 таблиц, 3 приложения, список литературы включает 54 наименования.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет исследования.
В первой главе представлены различные методики оценки влияния ту-ризма на экономику страны, проведен анализ основных факторов и показателей развития международного туризма.
Во второй главе дается анализ международных туристских потоков по основным туристским регионам. На примере стран ЕС рассматривается механизм регулирования туризма и определяется влияние его развитие на экономику.
В третьей главе рассматриваются основные тенденции развития российского туризма в ЕС и система совместного регулирования взаимных туристских потоков.
В заключении подводятся основные итоги работы, формулируются выводы, вытекающие из результатов исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Системный подход к анализу экономического значения туриз-ма

Системный подход в анализе экономики туризма предполагает комплексный анализ данной индустрии. Различают три этапа в развитии методики исследования туризма: экономический метод (1950-е гг. - до начала 1980-х гг.); экологический метод (1980-е гг.); социокультурный метод (конец 1980-х – начало 1990-хгг.).
На наш взгляд все перечисленные методы могут одновременно использоваться в рамках анализа прямого и косвенного проникающего воздействия туризма.
Прямое воздействие – это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами тури-стов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.
Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности.
Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристкой продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономик, где перемещение трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д. Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.
Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения там и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.
Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов.
Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора.
Так как местные предприятия зависят от других предприятий-снабжен-цев, любые сдвиги расходов туристов в «туристкой местности» приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма – это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе.
Существует коэффициент, на который должны умножаться расходы ту-ристов. Для оценки общего изменения производства им является мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов (мультипликатор доходов).
Расходы в первую очередь идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы употребляют на месте пребывания или на оплату услуг, предлагаемых туристскими организациями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг. Оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде дохо-дов (заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле происходит утечка капитала из системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.
Расходы в туристской инфраструктуре отражают огромное бремя, которое несет государственный бюджет. Давление на бюджет особенно высоко в развивающихся странах, вследствие сокращения в последнее время природных ресурсов. Главная проблема развивающихся стран состоит в задержке по времени затрат из собственного бюджета на развитие инфраструктуры и увеличение поступлений от туристского сектора, а решение этой проблемы перекладывается на государственное ил частное финансирование из зарубежных источников. Последние становятся дорогими из-за большого процента по займу и повышения курса иностранной валюты. Из-за сильной зависимости от иностранных финансов развивающиеся страны иногда пытаются применять краткосрочные меры для увеличения поступлений от международного туризма, такие, как обложение налогами и запрещение товаров и услуг, импортируемых специально для туристского сектора. Эти меры могут увеличить резервы иностранной валюты на короткий промежуток времени, но для продолжительного периода в основном неэффективны. Они оказывают негативное воздействие на конкурентоспособность страны и ее туристский имидж за рубежом.
Обмен услугами международного туризма между странами, так же как и обмен товарами, является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны. Оказание первой медицинской помощи туристу в стране пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, которое туристы получают за рубежом, считается импортом для страны отправления этих туристов.
Международный туризм является также активным генератором международных торговых потоков товаров и услуг других сфер экономики. Многие страны удовлетворяют запросы иностранных гостей с помощью импортных продуктов и услуг, а развитие туристской инфраструктуры в стране тоже может стимулировать импорт различных строительных материалов, сырья, технологий. В свою очередь, для продвижения туристского за границу могут экспортироваться рекламные товары, одежда, журналы и т.д.
Последний Уругвайский раунд переговоров в рамках Генерального со-глашения по торговле и тарифам (ГАТТ) показал, что в структуре международной торговли усиливается роль обмена финансовыми, страховыми, транспортными и, конечно же, туристскими услугами. Соответственно в экономиках разных стран увеличивается доля сферы услуг: 40% валового внутреннего продукта (ВВП) в развивающихся странах и 65% ВВП в индустриальных странах.
Вклад международного туризма в платежный баланс страны (примеры – в табл. 1) выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом. Международный туризм может оказать существенное влияние на политику, проводимую государствами по стабилизации платежного баланса. Поэтому для содействия государствам при сборе необходимой информации по учету расходов туризма и поступлений от него ОЭСР и ВТО упростили процедуру учета в международном туризме. Используемая в туристском учете статистическая информация исходит из данных, предоставляемых ВТО.
Таблица 1.
Динамика доли туристских поступлений в структуре макроэкономических показателей стран Центральной и Восточной Европы
Страна Доля туристских поступлений в объеме ВВП, % Доля туристских поступлений в объеме экспорта това-ров и услуг, %
1994 г. 1997 г. 2000 г. 2003 г. 1994 г. 1997 г. 2000 г. 2003 г.
Албания 0,8 0,4 2,6 5,6 9,8 3,9 29,9 29,2
Беларусь 0,4 0,2 0,1 0,1 1,3 0,5 0,2 0,3
Болгария 3,6 4,0 7,8 8,7 8,6 7,0 23,7 22,3
Венгрия 3,3 4,9 7,1 7,2 13,7 14,6 13,6 12,2
Латвия 0,3 3,0 2,0 1,9 3,3 7,1 6,9 7,0
Литва 2,0 4,1 5,0 3,6 4,8 8,5 15,1 7,7
Македония 1,1 1,0 1,0 1,0 2,5 2,8 3,4 2,3
Молдова 0,0 1,7 0,2 0,3 1,2 2,4 0,3 0,6
Польша 7,2 6,1 5,9 3,8 26,1 25,4 22,3 19,3
Россия 0,3 1,7 1,9 2,9 2,4 9,1 10,1 10,5
Румыния 1,6 1,7 0,8 1,0 3,3 5,3 3,0 3,5
Словакия 5,2 3,4 2,3 2,2 5,9 6,3 4,6 3,6
Словения 5,8 6,3 4,8 5,5 9,8 11,6 11,1 10,9
Украина 0,2 0,4 5,5 5,5 2,9 - 11,3 11,0
Хорватия 7,1 10,4 12,5 14,5 14,6 28,0 57,9 32,3
Чехия 5,6 7,6 5,5 5,7 11,8 17,4 11,3 9,9
Эстония 1,3 9,6 11,2 10,3 10,9 15,7 19,1 16,2
Всего 1,6 2,8 4,1 4,1 7,3 11,9 16,7 8,7

Бухгалтерская система туризма должна совмещать с системой нацио-нальных счетов, отражая специфику туризма в стране. Статистическая информация содержит три основные составляющие:
- статистику, собранную на границе, которая отражает международные туристские потоки. Она собирается в результате иммиграционного контроля и с помощью опроса на границе;
- статистику мест проживания, которая очень ценна для анализа предложения;
- транспортную статистику, обычно получаемую непосредственно от транспортных фирм и обеспечивающую информацией и видах транспорта, используемых туристами, объеме перевозок и экономическом воздействии туризма на выручку фирм.
ВТО провела классификацию стран по положению туризма в их платежном балансе, т.е. по поступлениям от международного туризма и платежам резидентов страны для осуществления путешествий. Поступления в расходы, связанные с потоком капиталов, затраты на импорт товаров и услуг, предназначенных для потребления туристами, и платежи от инвестиций и работы за рубежом были исключены из баланса. Баланс туристского счета отражает экономическую ситуацию той ил иной страны и может характеризовать ее как с положительным, так и с отрицательным балансом. Текущий туристский баланс, как правило, положительный в странах Средиземноморья. Это Франция, Италия, Испания, Кипр, Мальта, а также Австрия и Швейцария. Из развивающихся стран к ним можно отнести Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна и др.
Отрицательный текущий туристский баланс в основном присущ индустриальным странам с высоким уровнем жизни, например Скандинавские страны, Германии, Канаде и нефтедобывающим странам Персидского залива.
Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т.е. от текущего платежного баланса и баланса движения капиталов.
Оценить точно влияние туризма на платежный баланс очень сложно. В последнее время ведется разработка единого международного счета туризма на базе сбора всей финансовой статистики о международном туризме.
Рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабочих мест.
Согласно информации Международного бюро труда по числу занятых туризм представляет собой крупнейшую отрасль мирового хозяйства, обеспечивая работу для более 100 млн. человек, т.е. для каждого шестнадцатого из всего количества экономически активного населения земного шара, половина из них работает в гостиничном хозяйстве.
Однако эта пропорция различна для разных стран. В развивающихся странах число работников, занятых в гостиничном хозяйстве, очень велико, поскольку труд там очень дешев, гостиницы строятся в отдельных местно-стях и требуют большей технической оснащенности.
Статистика занятости показывает, что доля женщин в индустрии гости-ничного хозяйства составляет больше 50%. В странах Европы в этой сфере в основном заняты иностранцы, например, во Франции и Германии их число составляет около 25%.
Туризм охватывает множество разнообразных секторов экономики, и это усложняет точную оценку численности работников, занятых в сфере ту-ризма. Более того, решение проблемы реальной оценки затрудняется из-за специфического характера труда и разнообразных связей между туристским секторам и другими секторами экономики.

1.2. Факторы развития международного туризма

Условно факторы развития международного туризма можно подразде-лить на внутренние и внешние. По мнению аналитиков, к числу важнейших внутренних факторов следует отнести, прежде всего, социально-экономичес-кие, а именно: рост числа наемных рабочих и служащих в развитых странах, повышение их профессионального и культурного уровня, усиление интенсификации труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков, рост заработной платы, доходов и т.д.
В современных западных экономических исследованиях о влиянии международного туризма на рост национального хозяйства довольно широкое распространение получила концепция так называемого внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой концепцией утверждается, что эффект, оказываемый международным туризмом на размер занятости, на динамику роста национального дохода, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой национальной экономики вполне определенными количественными зависимостями и может быть исчислен и выражен в виде некоего коэффициента. Очевидный эффект от международного туризма проявляется в виде поступлений иностранной валюты.
Следует согласиться с утверждением о том, что в туристском экспорте реализуются товары и услуги, которые не могут быть проданы в традицион-ном экспорте. В целом высокая рентабельность туристского экспорта по сравнению с традиционным экспортом проявляется только в отношении немногочисленных видов продукции сельского хозяйства, сбыт которых затруднен на мировых рынках. Это относится также к некоторым промышленным товарам, экспортная конкурентоспособность которых невелика, производство требует значительного импорта сырья и инвестиционных затрат. Эффект туристского экспорта проявляется также и при продаже услуг, которые нельзя экспортировать обычным способом.
Международный туризм входит в число трех ведущих экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Суммарный доход стран мира от международного туризма составляет около 102% от общего объема мирового экспорта.
Международный туризм представляет собой одно из направлений меж-дународной торговли услугами, роль которых в мировой экономике за последнее десятилетие существенно возросла.
Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список использованной литературы

1. Доклады о развитии человека за 2001-2004 годы. Нью-Йорк; Оксфорд: Оксфорд юниверсити пресс, 2001-2004.
2. Дорогая ЕВРОпеизация//Горячая линия. Туризм. - 2002.- № 3.
3. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. – М., 2002.
4. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001.
5. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика, М.: Финансы и статистика, 1998.
6. Квартальнов В. А. Иностранный туризм, М.: Финансы и статистика, 2001.
7. Мальков Э.Д. Экономические аспекты международного туризма/Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - № 7.
8. Нечипоренко В. Спрос и предложение на рынке туризма/Туризм: проблемы, практика, перспективы.-1998.-№ 9.
9. Нечипоренко В. Коэффициент сравнения спроса и предложения/Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1998. - № 12.
10. Осадин Б. Прогнозы в туризме в свете теории ошибок/Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2000. - № 2.
11. Папирян Г. А. Международные экономические отношения. Экономика туризма, 2003.
12. Россиянам потребуется венгерская виза//Турбизнес, 2001. - №7.
13. Сапрунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 2001.
14. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник/Пер. с англ. – М: ЮНИТИ, 1999.
15. Янкевич В., Безрукова Н. Туристический бум на рубеже тысячелетий/Туризм: проблемы, практика, перспективы. - 2003. - № 5.
16. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. - М.: Infogroup, 2003.
17. Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2001. - № 2.
18. Туризм: практика, проблемы, перспективы.- 2001. - № 4.
19. Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2001.-№5.
20. Туризм: практика, проблемы, перспективы.- 2001.- № 9.
21. Турбизнес. - 2002. - № 5.
22. Турбизнес. - 2003. - № 9.
23. Турбизнес. - 2004. -№ 8.
24. Турбизнес. - 2002. - № 7.
25. Турбизнес. - 2003. - № 1.
26. Турбизнес. - 2004. - № 2.
27. Турбизнес. - 2004. -№ 3.
28. Compendium of Tourism Statistics. WTO. Madrid, 1994 – 2003.
29. www.asiatravel.com.
30. www.world-tourizm.org
31. www.travel.ru/news/
32. www.tourindo.ru/ost
33. www.ratanews.ru/
34. www.mata.ru
35. www.tppp.ru
36. www.tourbus.ru
37. www.austria-all.ru
38. www.bulgaria.ru
39. www.germanyclub.ru
40. www.tourspain.ru
41. ww.mek.fi/ru
42. www.nta.tvtravel.ru
43. www.arcco.ru
44. www.rtg.ru
45. www.vizit.ru
46. www.visa.ru
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ