Содержание: Введение 2 Глава 1. Теоретические основы ценообразования и его роль в системе гостиничного бизнеса 7 1.1. Теоретические аспекты ценообразования в гостиничном бизнесе 7 1.2. Ценовая политика или стратегия ценообразования 11 1.3. Доходы гостиничного бизнеса. 14 Глава 2. Ценообразование как метод исследования. 21 2.1. Определение и классификация цен 21 2.2. Методы ценообразования. 31 2.3. Анализ процесса ценообразования и доходности предприятия. 39 Глава 3. Практическая часть 59 3.1. Характеристика гостиницы «Спутник» 59 3.2. Формирование цены в гостинице «Спутник» 69 3.3. Рекомендации по увеличению доходности предприятия путём правильного ценообразования. 72 Заключение 80 Список использованной литературы: 82 Приложения 86
Введение Темой дипломной работы выбрана: Ценообразование в гостиничном бизнесе как метод управления доходами предприятия. Современная цивилизация вступает в стадию постиндустриального развития, когда доминирующими сферами хозяйства становятся услуги и информация. Одной из наиболее динамичных «сервисных» отраслей народного хозяйства является туризм. По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) к 2010 году количество международных туристских поездок составит 937 млн., а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долл. США. На долю международного туризма приходится около 7% мирового экспорта, а это означает, что в сумме поступивших доходов от экспорта услуг туризма занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов, автомобилей. Бурное развитие туризма в мире за последние десятилетия, главным образом, объясняется повышением спроса на туристские услуги в результате роста общественной производительности труда, увеличения доли свободного времени и материального благосостояния людей, улучшением качества их жизни. В России ввиду объективной необходимости развитию туризма за последние годы стали уделять больше внимания. Были приняты: Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», Федеральный Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ и законов субъектов РФ о туризме и туристской деятельности. Все это наряду с либерализацией внешнеэкономической деятельности и снятием многих бюрократических процедур, связанных с поездками за границу, способствовало развитию российского туристского бизнеса. Туристский бизнес привлекает предпринимателей сравнительно небольшим объемом стартового капитала, быстрым сроком его окупаемости, постоянным спросом на туристский продукт и услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат и быстрой возможностью завоевать соответствующий сегмент на туристском рынке. Изменчивость современной экономической среды заставляет предпринимателей постоянно совершенствовать методы и технику управления, в том числе и управление ценами. Возможности предприятия по установлению и варьированию цен в первую очередь связаны с конкурентной ситуацией на рынке и маркетинговой активностью конкурентов. Дело в том, что многие закономерности формирования цен определяются структурой рынка. Так, в условиях совершенной (чистой) конкуренции у предприятия практически отсутствует какая-либо свобода в отношении установления цены: цены по сути дела уже заданы рынком и предприятие вынуждено приспосабливаться к ним. С целью улучшения своего положения оно имеет возможность только изменять объем поставок, регулируя объем производства в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от привлекательности рыночной цены. Основное внимание уделяется уменьшению затрат для поддержания приемлемого уровня рентабельности. Проблема. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Актуальность разработки и реализации эффективной ценовой политики обусловливается тем, что: - цена в значительной степени формирует уровень спроса и, следовательно, объем продаж. Слишком высокая или низкая цена может негативно повлиять на рыночные перспективы продукта; - цена непосредственно определяет рентабельность всей деятельности предприятия, не только задавая уровень прибыли, но и фиксируя через объем продаж условия, при которых достигается окупаемость затрат в пределах заданного временного горизонта; - цена существенно влияет на общее восприятие продукта и его позиционирование в глазах потенциальных потребителей. Последние реагируют на цену как на сигнал, характеризующий определенное качество продукта. Цена, следовательно, является одной из составляющих имиджа товарной марки; - цена есть вынужденная точка контакта между конкурентами и в большей степени, чем другие элементы комплекса маркетинга, может служить базой для сравнения конкурирующих продуктов или товарных марок; - ускорение научно-технического прогресса и сокращение жизненного цикла продуктов означает необходимость тщательного обоснования первоначальной цены, так как ошибки при ее установлении могут перечеркнуть рыночные перспективы продукта; - большое разнообразие слабо дифференцированных товарных марок, появление новых продуктов повышают значимость правильного позиционирования по цене: даже незначительные колебания цены могут существенно изменить восприятие продукта рынком; - правовое и социальное регулирование (например, контроль за ценами, установление предельных надбавок к ним и т.д.) существенно ограничивает самостоятельность предприятия в ценовой сфере. Объект - гостиница «Спутник» Целью нашей дипломной работы является: всесторонний анализ и изучение ценообразования в гостиничном бизнесе как метод управления доходами предприятия. Чтобы этого достигнуть необходимо решить задачи: - изучение теоретических основ ценообразования и его роль в системе гостиничного бизнеса; - рассмотреть ценообразование как метод исследования; - провести анализ методов ценообразования на примере объекта исследования. Методами наших исследований: Для решения поставленных задач использовались методы
-------------------
Список использованной литературы: 1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – М.: Профиздат, 2004 – С.534. 2. Акуленок Д.Н., Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план фирмы. – М.: Гном-Пресс, 2004 – С.442. 3. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч. пособие. – М., 2004 – С.332. 4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2004 – С.312. 5. Аренков И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики - СПб.: СПбУЭФ, 2005 – С.413. 6. Арман Дайан, Фернан Букерель,Робер Ланкар и др.; Академия рынка "Маркетинг", Москва Экономика 2004 – С.212 7. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований - СПб: СПбУЭФ,2004 – С.312. 8. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие- СПб.: СПбУЭФ, 2004 – С.413. 9. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации - СПб.: СПбУЭФ, 2004 – С.331. 10. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг №2. – 2002 – С.615. 11. Ветитнев А.М. Маркетинг. 2004. № 6 . 12. Витерс Д., Випперман К. Как продать свои услуги. СПб., 2004 – С.331. 13. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. – М., 2004 – С.553. 14. Гембл П. и др. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. М., 2002 – С.312 15. Годин А.М. Маркетинг. Учебно-методическое пособие. М., 2002 – С.413 16. Голубков Е.П Проектирование элементов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом №1.- 2004 – С.514 17. Голубков Е.П. Общая характеристика методов сбора данных. Маркетинг в России и за рубежом. № 1(4), 2004 – С.112. 18. Гомилевская Г.А. Организация предпринимательской деятельности в туризме и гостиничном хозяйстве. Учебное пособие. Владивосток. Издательство ВГУЭС. 2004 – С.551. 19. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2004- С.116. 20. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. – Мн.: "Экономпресс”, 2004 – С.422. 21. Егоров А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности - М., 2004 – С.514. 22. Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях - М., 2004 – С.312. 23. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг - М.: Международные отношения, 2004 – С.413. 24. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2004 – С.441. 25. Каверина Т.П. Основы туристской деятельности. М., 2004 – С.413 26. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб, 2004 –С.413 27. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 2004 – С.413 28. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 2004 – С.443 29. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. СПб., 2004 – С.443 30. Маркетинговый анализ. Книга 3(35). Издание 2, переработанное и дополненное // под ред. Ковалев А.И., Войленко В.В., М., 2004 – С.554 31. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М., 2004 – С.112. 32. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. Саратов, 2004 – С.552 33. Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований - СПб.:СПбУЭФ, 2004 – С.554 34. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. Ростов н/Д. 2002 – С.442 35. Папирян Г.А. Экономика туризма. Ростов н/Д. 2004 – С.423 г. 36. Попова Р.Ю. Туризм // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2005 – №1(13). С. 28-31. 37. Робинсон К. Конкурентоспособность и маркетинг // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2004 – С.442 38. Ромат Е.В. Маркетинговые исследования. Сборник статей по теории и практике маркетинговых исследований. М., 2004 – С.552 39. Свиридов Д. Общие принципы маркетингового анализа рынка туристских услуг. // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2004 – С.132 40. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. Учебное пособие. СПб., 2004 – С.413 41. Туризм: нормативно-правовые акты: Сб. актов / Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2004 – С.514 42. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. М. 2004 Мир деловой книги - С.432 43. Чернов В.А. Анализ операций с клиентами турфирмы // Маркетинг №6.-2004 – С.67 44. Шведенко В.В., А.И.Тяжов. Маркетинговая концепция. – Кострома 2004 г. – С.542 45. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. – М.: Спб.: Издательский Торговый Дом "Герда”, 2004 – С.531 Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный
|