10400 Анализ и совершенстовования работы по мотивации персонала (на примере ООО «РИФ «АМЕТИСТ» )
Введение 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 7 1.1. Сущность и содержание процесса мотивации персонала 7 1.2. Формы и виды мотивации 13 1.3. Опыт мотивации персонала в отечественных и зарубежных организациях 29 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «РИФ «АМЕТИСТ» 36 2.1. Общая характеристика предприятия ООО «РИФ «АМЕТИСТ» 36 2.2. Анализ качественного состава персонала на предприятии ООО «РИФ «АМЕТИСТ» 42 2.3. Анализ системы мотивации персонала в ООО «РИФ «АМЕТИСТ» 50 3. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «РИФ «АМЕТИСТ» 70 3.1. Комплекс мероприятий по улучшению системы мотивации персонала в ООО «РИФ «АМЕТИСТ» 70 3.2. Экономическая эффективность внедрения комплекса мероприятий по мотивации персонала в ООО «РИФ «АМЕТИСТ» 75 Заключение 82 Список использованной литературы 89 Приложение
Актуальность. Проблема мотивации персонала на протяжении многих лет остается одной из самых важных в ряду проблем управления персоналом. Каждый руководитель стремится к тому, чтобы персонал работал более результативно. Готовность и желание персонала выполнять свою работу является одним из ключевых факторов успеха организации. Практика показывает, что механическое принуждение к труду не может дать высокого положительного результата. Вопреки воли и желанию человека от него нельзя добиться полной отдачи. Имея определенное расположение, желание и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек персонифицирует каждую задачу. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Разработать эффективную систему форм и методов управления человеком можно, лишь зная то, что им движет, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные мотивы, как и каким способом мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Повысить результативность труда можно через познание структуры мотивов и потребностей работников, через конкретные мероприятия по выражению им признания руководителем и по стимулированию на высокие результаты, через улучшение информационной структуры и структуры принятия решений посредством улучшения общения. Результативность работников зависит не только от односторонних требований и поощрений, но и от взаимного внимания и партнерства. Проблемы мотивации довольно часто имеют центральное значение в жизни организации. Сотрудники тогда мотивированы, когда приносят пользу организации с радостью, воодушевлением, готовностью выполнять задание, увлеченностью. Все вышесказанное определило выбор темы дипломного исследования, его цели и задачи. Целью дипломной работы является всесторонний анализ, изучение и разработка проекта мероприятий по повышению мотивации сотрудников организации. В соответствии с целью, в дипломной работе были поставлены следующие задачи: - провести анализ теории развития мотивации персонала; - провести анализ системы мотивации персонала в организации; - разработать проект мероприятий по повышению мотивации сотрудников организации; - экономически обосновать предложенный проект мотивации персонала в организации. Предметом исследования является процесс управления мотивацией персонала организаций. В качестве объекта исследования выступает организация ООО «РИФ «АМЕТИСТ». Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам теории и практики управления человеческими ресурсами. Основной литературой исследования послужили труды следующих авторов. Базаров Т.И. в учебнике «Управление персоналом» на основе отечественного и зарубежного опыта предлагает эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (мотивация, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации. Соламандина Т.О. в учебнике Мотивация трудовой деятельности персонала, рассматривает актуальные проблемы трудовой мотивации персонала на современном этапе, раскрывает механизм мотивационного воздействия, подходы к формированию мотивационной системы управления персоналом, вопросы оптимизации системы вознаграждения компаний. Необходимо отметить книгу Яковлевой Т.Г. «Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда». В предлагаемом издании представлены закрытая и открытая системы оплаты труда на примере двух условных предприятий, производящих работы и услуги (в том числе интеллектуальные), а также выпускающих продукцию. Мотивационные системы оплаты труда разработаны для различных категорий персонала в основных структурных подразделениях предприятий (управлениях, департаментах, отделах, производственных, коммерческих, технических, транспортных, административных службах, цехах, бригадах и т. п.) . Основное внимание уделено процессу разработки методического документа "Положение о порядке оплаты и стимулирования труда работников", формализующего предложенные системы оплаты труда и имеющего статус внутрифирменного закона. Рассмотрены два универсальных варианта Положения о порядке оплаты и стимулирования труда работников, которые могут быть использованы без дополнительной переработки или служить основой для модификаций, учитывающих особенности любых предприятий с их специфическими организационными структурами. Каждую из предложенных систем оплаты труда можно использовать для расчета вознаграждения работников других подразделений, помимо тех, на примере которых она представлена. Представлены методы формирования и обязательные разделы в структуре Положения, требования к его оформлению. Приведены примеры документов, необходимых для расчета оплаты труда работников каждого структурного подразделения предприятия, в том числе KPI для разных структурных подразделений. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы, "Отчет по труду", "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия", статистическая отчетность кадровой службы по движению рабочих, а также результаты научных исследований, полученных автором. В работе применялись такие методы исследования как методы научной апробации, индукции и дедукции, анализа и синтеза, системного, статистического и логического анализа. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов мотивации персонала. Рассмотрены сущность и содержание процесса мотивации персонала, а так же формы и виды мотивации. Во второй главе проведено изучение системы мотивации в ООО Риф Аметист. Проведен анализ качественного состава персонала на предприятии, а так же системы мотивации персонала. Третья глава посвящена разработке и экономическому обоснованию мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «РИФ АМЕТИСТ». В заключении сформулированы выводы о проделанной работе. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 1.1. Сущность и содержание процесса мотивации персонала Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия. Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией . Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников - это сделать их не столько обладателями средств производства, сколько владельцами своей собственной рабочей силы.