Воскресенье, 19.05.2024, 00:24
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Управление персоналом » Диплом

20003 Развитие человеческого капитала учреждения культуры на примере Муниципального Учреждения культуры г. Екатеринбурга

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ………………………………7
1.1. Понятие и особенности человеческого капитала для отрасли культуры и искусства……………………………………………………….7
1.2. Особенности управления человеческим капиталом в учреждениях культуры…………………………………………………………………….14
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала………………20
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА «УРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ» Г. ЕКАТЕРИНБУРГА…………………………………………….33
2.1. Характеристика Муниципального Учреждения культуры Выставочный Центр «Уральский Центр Народных Промыслов и Ремесел» г. Екатеринбурга……………………………………………….33
2.2. Характеристика управления человеческим капиталом учреждения.52
2.3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления человеческим капиталом в учреждении…………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….77

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в период рыночных отношений предельно актуализируется роль человеческого фактора, оптимизация использования которого выступает одной из стратегических задач эффективного управленческого процесса. При этом совокупные трудовые качества человека, с помощью которых он преобразует себя и окружающий его мир, реализуются в форме человеческого капитала. Это предполагает широкую трактовку социально-экономического аспекта деятельности человека, позволяет по-новому подойти к рассмотрению системы управления человеческими ресурсами, определить и понять ведущую роль индивида в обеспечении эффективности и инновационной восприимчивости организации, в том числе и в учреждениях социально-культурной сферы.. В связи с этим появилась необходимость разработки рекомендаций по решению ряда задач управления человеческим капиталом учреждений культуры, осмысления вопросов формирования и развития совокупных способностей человека к труду, анализа состояния использования и закономерностей развития человеческого капитала, что позволит в значительной мере эффективно решить целый ряд социально-экономических проблем, актуальных для развития отрасли культуры.
Начало исследований теоретических и методологических основ концепции формирования человеческого капитала приходится на конец 50-х начало 60-х годов текущего столетия, которые нашли свое отражение в фундаментальных трудах таких известных зарубежных ученых как Г. Беккер, Т. Шульц, В. Вейсборд, Л. Турроу, М. Блауг, У. Боуен, М. Фишер, Дж. Вейзи [47, 9, 13, 38, 60], а также видных идеологов Э. Денисона, Ф. Махлупа, С. Кузнеца, Дж. Кендрика [4, 6, 17, 38, 50] и др. При этом следует отметить, что уже в работах В. Петти, А. Смита и Д. Рикардо, а также Ф. Листа, И. Фишера, Ж.Б. Сейя, Г. Тюнена, Дж. МакКуллоха [7, 24, 34, 35, 40, 43, 44, 58, 52 ] рассматривались свойства и способности человека, участвующие в производственных процессах, как важнейший источник доходов и главный фактор эффективности любой системы управления и экономического роста страны.
Большой вклад в исследование вопросов формирования, эффективного использования и дальнейшего развития совокупных созидательных способностей человека к труду внесли А.В. Филиппов, В.А. Жамин, Р.И. Капелюшников, Р.П. Колосова, В.А. Коннов, В.Г. Костаков, А.Э. Котляр, Ю.Д. Красовский, П.П. Литвяков, Ю.Г. Одегов, П.М. Павлов, С.Г. Струмилин, С. Томилин . [8, 23, 32, 38, 43, 49, 52, 58, 59 ] и другие отечественные научные деятели.
В трудах перечисленных ученых теоретически исследованы экономические и психологические аспекты формирования человеческих способностей к труду, критерии их развития и использования, тенденции и причины изменения.
Однако в настоящее время наблюдается возрастающее внимание отечественных ученых к идеям теории «человеческий капитал». Среди них особый интерес представляют работы С. Дятлова, В. Дулеповой, М. Критского, К. Сабирьяновой, Л. Сосновской, А. Сухова, Е. Цыреновой [5, 11, 32, 45, 60]. В их трактовке человеческий капитал выступает как экономическая категория. Знания, навыки и опыт рассматриваются ими как один из важнейших источников получения их владельцем определенного дохода, как главный элемент экономического роста, эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Вместе с тем остается ряд малоисследованных проблем, носящих дискуссионный характер. Авторы в своих исследованиях основной акцент делают на изучение роли и места человеческого капитала в современной экономике в целом, а не применительно к отдельной организации.
Вместе с тем в данных работах отсутствует методологический подход к исследованию элементов системы управления человеческим капиталом учреждении культуры. В недостаточной степени разработан мотивационный механизм активизации работников для наиболее полной реализации человеческого капитала в условиях совершенствования системы учреждений культуры в современных условиях.
Таким образом, большая научная и практическая значимость и нерешенность проблемы совершенствования управления человеческим капиталом в учреждении культуры в условиях современной экономики определяют актуальность темы данного исследования.
Объектом исследования явилась система управления человеческим капиталом в учреждении культуры.
Предметом исследования стали социально-экономические процессы развития человеческого капитала учреждения культуры, методологические и методические подходы к управлению им.
Гипотеза исследования состоит в том, что в условиях экономической модернизации учреждений социально-культурной сферы необходимо грамотное управление человеческим капиталом организации с с активным использование методов морального и материального стимулирования.
Цель работы состоит в изучении особенностей управления человеческим капиталом на примере Муниципального Учреждения культуры «Уральский Центр Народных Промыслов и Ремесел» г. Екатеринбурга.
Задачи:
- изучить теоретические основы управления человеческим капиталом в учреждениях культуры;
- рассмотреть особенности управления человеческим капиталом на примере Муниципального Учреждения культуры «Уральский Центр Народных Промыслов и Ремесел» г. Екатеринбурга и дать рекомендации по его оптимизации.
В процессе исследования использовались теоретический метод, методы системно-функционального и структурного анализа, методы группировок и сравнения, нормативных расчетов.
Теоретической основой исследования явились работы зарубежных и отечественных авторов и специалистов в области современного маркетинга в сфере культуры и искусства; статистические данные; материалы периодической печати и Интернет.
Научная новизна результатов исследования заключается в теоретической и методической разработке концептуальных положений управления развитием человеческого капитала учреждений культуры и в предложенных рекомендациях, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Практическая значимость проведенного исследования состоит возможности использования сделанных в работе выводов и рекомендаций в практике деятельности как в Муниципальном Учреждении «Уральский Центр Народных Промыслов и Ремесел» так в аналогичных учреждениях социально-культурной сферы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 60 источников. Работа содержит 15 таблиц, 5 рисунков и 3 приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие и особенности человеческого капитала для отрасли культуры и искусства

Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание [44, с.215]. В современной науке слово «культура» используется в трех основ¬ных значениях:
В широком смысле – как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной сре¬ды и самого человека.
В узком смысле – как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека [25, с.25].
В отраслевом смысле – как отрасль национальной экономики.
Е.Л. Игнатьева виды деятельности, включаемые в сферу культуры, подразделяет на четыре большие группы:
1. Художественное творчество. Литературное творчество. Изобразительное и прикладное искусство. Исполнительское искусство.
2. Сохранение культурного наследия. Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и куль¬туры. Музейное дело. Архивное дело. Библиотечное дело.
3. Клубная и развлекательная деятельность. Аттракционы. Шоу-бизнес. Казино.
4. Массовое создание и распространение культурных благ.
Пресса. Книгоиздание. Производство аудиовизуальной продукции: Радио. Телевидение. Интернет [25, с.50].
Сфера культуры включает несколько отраслевых систем. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы – «культура и искусство» и «средства массовой информации» (СМИ), объединяющие периодическую печать, издатель¬ства, радиовещание, телевидение и т.п.
Отрасль традиционно определяется как совокупность организаций, производящих однородную продукцию из одинакового сырья или оказывающих однородные услуги непромышленного характера, и соответ¬ствующих органов управления. Под отраслью «культура и искусство» понимают совокупность ор¬ганизаций, основная деятельность которых связана с сохранением, соз¬данием, распространением и представлением культурных благ и ценно¬стей, а также органов управления культурой.
Основное звено отрасли «культура и искусство» – учреждения культуры и искусства (далее – учреждения культуры).
Учреждение культуры – учреждение, основная деятельность ко¬торой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению [25, с.60].
Отрасль «культура и искусство» состоит из двух крупных блоков: «организации культуры» и «организации искусства». Они имеют общие цели, однородные принципы деятельности и единообразный хозяйст¬венный механизм, однако отличаются друг от друга составом решаемых задач, техническими средствами и формами работы.
К учреждением культуры относятся библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха (сады), зоопарки (зоосады) и др.
В блок «учреждения искусства» входят театры, кинотеатры, цирки, концертные организации и коллективы, другие зрелищные организации и учреждения искусств.
Каждая учреждение культуры играет свою особую роль и занимает определенное место в отрасли. Значение и функции организаций куль¬туры меняются под воздействием общественных отношений.
В 2004 году в Екатеринбурга насчитывалось 112 тысяч ор¬ганизаций культуры и учебных заведений культуры и искусств[25, с.70].
В условиях рыночной экономики понятие «кадры предприятия» следует определять, учитывая не только уровень квалификации и высокую степень стабильности трудовых отношений с коллективом, но и рядом других социально-экономических признаков.
В состав кадров предприятия не могут быть включены следующие категории работников организации, входящие в его трудовой коллектив: занятые неполное рабочее время (по собственному желанию); частично занятые (по инициативе администрации); работающие на предприятии по совместительству; сезонные и временные работники, (независимо от продолжительности контракта), надомники; лица, входящие в число излишне занятых на предприятии работников, т.е. «запасные», присутствие которых на предприятия экономически низко эффективно, но объясняется действующими в организации нормами социального партнерства; лица, проходящие испытательный срок или профессиональную адаптацию, не имеющие достаточного стажа работы на предприятии; лица, по различным причинам, получающие заработную плату более низкую, чем основная масса работников соответствующих профессий или должностей на предприятии; лица, выполняющие дополни тельные или обслуживающие функции в процессе производства; лица, склонные к нарушению трудовой дисциплины либо к потенциальной текучести.
Все остальные работники предприятия могут рассматриваться как лица, формирующие кадровый состав предприятия.
Кадры предприятия учреждений культуры – это высококвалифицированные работники, обладающие определенными производственными навыками и, как правило, высоким уровнем мастерства в избранной сфере деятельности, имеющие постоянные длительные отношения с трудовым коллективом, представляющие интерес для работодателя в качестве человеческого капитала и не склонные к нарушению трудовой дисциплины либо к потенциальной текучести, возможно являющиеся акционерами предприятия [56, с.76].
В настоящее время специалисты сферы культуры и искусства должны отвечать высоким профессиональным критериям, быть в равной степени и эрудированными культурологами, и умелыми методистами-организаторами, и квалифицированными социальными педагогами, и грамотными экономистами, и финансовыми менеджерами.
В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе». В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт» [13, с.22].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Гарант, 2010.
2. Алешкин, А.И. Законодательное регулирование и государственная поддержка культуры / А. И. Алешкин, А. А. Ильина. // Культура: управление, экономика, право. – 2009. – № 1. – С. 12-22.
3. Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг – М.: ИНФРА – М, 2002.- 345 с.
4. Ваганян, О.Г. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала коммерческих организаций / О.Г. Ваганян //Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М., 2008.- 67 с.
5. Галаева, Е. В. Современные тенденции в развитии социально–культурной сферы /Е.В. Галаева // Культура: управление, экономика, право.–2004.–№3.– С. 26-31.
6. Гасратян, К. Проблемы развития сферы культуры в России / К.Гастратян .// Вопросы экономики. – 2003. – № 10. – C. 117-129.
7. Дзарахова, Б. Ю. Экономический механизм функционирования сферы культуры / Б. Ю. Дзарахова, Л. Ф. Уляева // Экономические науки. - 2008. – № 11. – С. 274-276.
8. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. / А.И. Добрынин. - СПб.: Наука, 1999.- 211 с.
9. Дукачева, Л. В. Досуговые предпочтения. / Л. В. Дукачева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 6. – С. 84-90.
10. Жарков, А. Д. Технология культурно–досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2–е изд. пере-раб. и доп. / А.Д. Жуков – М.: Изд–во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.
11. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры. / Л.С. Жаркова – М.: АСБ, 2003. – 188 с.
12. Жарков, А. Д. Технология культурно–досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2–е изд. пере-раб. и доп./ А.Д, Жарков — М.: Изд–во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.
13. Иванов, Г.П.Экономика культуры: Учебное пособие для вузов / Г.П. Иванов и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 184 с.
14. Игнатьева, Е.Л. Экономика культуры: Учеб. пособие. 2-е изд., уточ. и доп. / Е.Л.Игнатьева. – М.: ГИТИС, 2009. – 231 с.
15. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539с.
16. Лебедева, Е. Стратегия продвижения культурного продукта / Е. Лебедева // 60 параллель. – 2003. – № 2. – С. 15-17.
17. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: Республика, 1992.- 675 с.
18. Мешканцов, А.А. Источники финансирования в сфере культуры / А.А. Мешканцов // Культура: управление, экономика, право. – № 1. – 2004. – С. 39-44.
19. Муравьева Т.В. Экономика фирмы / Т.В. Муравьева. – М.: Мастерство, 2002. – 400 с.
20. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учеб. пособие / Е.Б. Моргунов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Управление персоналом, 2005. – 550 с.
21. Мясоедова, Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия / Т.Г. Мясоедова // Менеджмент в России и за рубежом, 2008. - №3. – С. 29-37.
22. Наточий, В. В. Культурная политика в условиях рыночных отношений // Евразийское ожерелье./ В.В. Наточий – Оренбург, 2001. – С. 132-138.
23. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Оценка эффективности; Учеб. пособие для вузов / Ю.Г. Одегов, Л.В. Карташова. – М.: Экзамен, 2004. – 256 с.
24. Панкова, Д.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций / Д.А. Панкова, Е.А. Головкова. – М.: Новое знание, 2003. – 409 с.
25. Пигалов, В.И. Управление персоналом / В.И. Пигалов, К.Л. Гуленков. – М.: Протекшен Технолоджи, 2002. – 75 с.
26. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. / Б.А.Райзберг [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 479с Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 384 с.
27. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с.
28. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом: учеб. пособие для вузов./ В.А. Спивк – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.
29. Сулейманова, Л.Ш. Человеческий капитал как фактор европейской экономической интеграции / Л.Ш. Сулейманова // Вестник ТИСБИ, 2008. - №1. – С. 23-25.
30. Тульчинский, Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры. / Г.Л. Тульчинский. – СПб., 1996. – 192 с.
31. Тульчинский, Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособ. / Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Лань, 2003.
32. Управление социальной сферой: Учебник / Под. ред. В.Э.Гордина. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 289 с.
33. Управление персоналом / под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 234 с.
34. Управление персоналом: Учебник / под ред. А.И. Турчинова. – М.: РАГС, 2002. – 488 с.
35. Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 560 с.
36. Управление персоналом: Учебник для вузов / под. общ. ред. А.И. Турчинова. – М.: РАГС, 2003. – 488 с.
37. Управление персоналом в организации: Учеб. пособие для вузов / А.К. Саакян, Г.Г. Зайцев, Н.В. Лашманова и др. – СПб.: Питер, 2002. – 176 с.
38. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики: пер. с нем. /Ппод ред. Р. Марра, Г. Шмидта; МБТ МОТ. – М.: МГУ, 1997. – 480 с.
39. Управление персоналом на производстве: Учеб. пособие для вузов / под ред. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 381 с.
40. Устав МУК ВЦ «Уральский Центр народных промыслов и ремесел»
41. Фитценц, Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала/Як. Фитценц; под общ. Ред. В.И. Ярных. - М.: Вершина, 2009.- 345 с.
42. Хотинская, Г.И., Харитонова, Т.В. Анализ хозяйственной деятельности учреждения (на примере учреждения сферы услуг): Учебное пособие. / Г.И. Хотинская, Т.В. Харитонова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004 – 240 с.
43. Чижиков, В. М. Введение в социокультурный менеджмент: Учеб. пособ./ В.М. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 211 с.
44. Чижикова, Е. В. Управленческая направленность профессио-нальной структуры менеджера социально–культурной деятельности / Е.В. Чижикова // Культура: управление, экономика, право.– 2008.–№ 2.– С.14.
45. Чарная, И.В. Введение в экономику культуры: Учеб. пособие / И.В.Чарная. – М.: МГУКИ, 2009. – 126 с.
46. Шекова, Е. Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учебник. / Е.Л. Шекова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004 – 192 с.
47. Шишкин, С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. / С.В. Шишкин. – М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003. – 367 с.
48. Эванс, Дж. М. Маркетинг / Дж. М . Эванс, Б.Берман.–М.: Экономика, 1993. – 124 с.
49. Эйтхен, Д. План маркетинга / Д. Эйтхен. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – С. 34-41.
50. Экономика культуры: учеб. для вузов / А.Я. Рубинштейн [и др.]; отв. ред. А.Я. Рубинштейн. – М.: Слово, 2008. – 608 с.

Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ