Воскресенье, 05.05.2024, 22:25
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Управление персоналом » Диплом

20283 Технологии психологического влиянияна подчиненных

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Способы психического воздействия…………………………………………..7
1.1. Понятие и виды психологического влияния………………………………..7
1.2. Варварское психологическое влияние……………………………………..12
1.3. Манипуляция и ее особенности……………………………………………17
1.4. Цивилизованное психологическое влияние……………………………….20
1.5. Понятие «эффективности технологии психологического воздействия на подчиненных»……………………………………………………………………27
2. Практическая часть. Исследование эффективности технологий психологического влияния на примере…………………………………………………….34
2.1. Описание организации: Санкт-Петербургского государственного Центра занятости Курортного района Санкт-Петербурга……………………………..34
2.2. Постановка целей исследования. Разработка методики………………….37
2.3. Результаты исследование. Сравнение с другими видами показателей эффективного управления в Центре занятости Курортного района Санкт-Петербурга………………………………………………………………………..41
2.4. Интерпретация данных исследования……………………………………..47
2.5. Рекомендации по применению технологий психологического воздейст-вия в Центре занятости Курортного района Санкт-Петербурга……………...50
Заключение……………………………………………………………………….59
Список источников литературы………………………………………………...63
Приложения……………………………………………………………………...68


Введение

Данная дипломная работа посвящена теме «Технологии психологического воздействия на подчиненных и их эффективность».
Актуальность исследования определяется тем, что в подавляющем большинстве российских предприятий различных форм собственности не уделяется должное внимание технологиям и эффективности управления. Однако, современные исследования (К. Левин. Динамическая психология, 2001В.П. Шейнов Психологическое влияние, 2007; Кириченко А.В. Совре-менные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях, 2003 и др.), доказывают, что методика и способы психологического воздействия руководителей на подчиненных, а также взаимовлияние членов коллектива может существенно отражаться на эффективности управления в целом, а значит, на эффективности труда и производства.
Отечественный ученый В.И. Кнорринг отмечает, что лучшее искусство управления ассимилировало мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а также методов влияния на личность и социум различных религиозных концессий. Этот перечень можно дополнить праксеологией, соционикой, эвристикой и др.
Социологические исследования подтверждают, что успех деятельности руководителя на 15% зависит от его профессионального уровня и на 85% - от умения работать с людьми, то есть оказывать правильное психологические воздействие. Поэтому существенным условием создания и развития трудовых коллективов является применение технологий психологического воздейсвия. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления является основой нездоровых взаимоотношений в коллективе, который может привести к резкому снижению производительности труда.
Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования. Главная задача сегодня состоит в необходимости нахождения опитимальных, наиболее эффективных технологий управления в коллективе и способ их оценки.
Степень изученности данного вопроса является относительно высо-кой. Однако, несмотря на значительное количество научных исследований, не разработана универсальная методика выбора и оценки эффективности видов и технологий психологического воздействия на подчиненных.
Такая проблема находит отражение в работах О.С. Анисимова, С.А. Анисимова, В.Г. Асеева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Е.Л. Доценко, Н.В. Кузьминой. В.Г. Зазыкина, И.В. Калинина, Л.Г. Лаптева, Е.Б. Михайлюк, Н.И. Семечкина, Е.В. Сидоренко, Ю.В. Синягинаи и прочих отечественных авторов. В зарубежной литературе проблематике психологического воздействия свои работы посвящали Г.Лассуэлл, Дж. Гэллап, Я.Янкелович, Э.Ноэль-Нойман и др.
Предметом изучения является психология межличностного влияния в коллективе, а объектом – непосредственные технологии психологического воздействия на подчиненных в Центре занятости Ку-рортного района Санкт-Петербурга
Цель написания данной работы – на основании изложенного выше, исследовать виды и технологии психологического влияния руководителя, разработать и обосновать оригинальный способ определения эффективности технологий психологического влияния на примере коллектива Центра занятости Курортного района Санкт-Петербурга.
Исходя из цели работы, перед нами стоят следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и виды психологического влияния
- исследовать варварское психологическое влияние и его последствия
- рассмотреть психологическую манипуляцию и ее особенности
- исследовать цивилизованное психологическое влияние
- описать примеры критериев эффективности технологии психологического воздействия на подчиненных
- проанализировать организацию управлению в Центре занятости Курортного района Санкт-Петербурга
- разработать оригинальную методику определения зависимости вида психологического воздействия на эффективность управления в Центре занятости Курортного района Санкт-Петербурга
- провести исследование по изобретенной методике и проанализиро-вать его результаты,
- сравнить результаты исследования с показателями утвержденных методик
- интерпретировать данные социально-психологического исследования,
- предложить рекомендации по применению технологий психологического воздействия в Центре занятости Курортного района Санкт-Петербурга.
На защиту выносятся следующие положения:
- психологическое воздействие руководителя на подчиненных влияет на качество и эффективность управления коллективом в целом,
- наиболее эффективными и оптимальными видами психологического воздействия являются технологии цивилизованного психологического влияния, в некоторых случаях манипуляции,
- варварское психологическое влияние нежелательно в любом коллективе, так как оно ухудшает психологическую атмосферу в организации и прочие показатели производительности труда.
Методологическую основу исследования составили теоретические и методологические принципы психологического воздействия на подчиненных развиваемые в работах Е.В. Сидоренко, Е.Л. Доценко, Н.И. Семечкина.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме; экспресс-анализ тестов и анкет, методы сравнительного анализа, классификации, объяснительных схем, математический и статистический анализ.
Научная новизна работы заключается в разработке, внедрении и проверки оригинальной анкеты-опроса для выявления доминирующих технологий управления подчиненными и оценки эффективности управления в коллективе.
Практическая значимость дипломной работы связана с разработкой комплексного последовательного подхода к организации психологического воздействия в коллективе, что может применятся в условиях работы отечественных организаций и предприятий.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования были воплощены в жизнь в Центре занятости Курортного района Санкт-Петербурга.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, десяти разделов, заключения и приложений, общим объемом 88 страниц печатного текста и библиографией, включающей 60 наименований.
Первая теоретическая глава охватывает вопросы теоретико-методологических аспектов психологического воздействия руководителя на подчиненных. В ней рассматриваются основные технологии психологического влияния, их положительные и отрицательные стороны, а также понятие эффективности технологии психологического воздействия.
Во второй, практической главе, состоящей из 30 листов печатного текста, описано предприятие и проведено социально-психологическое исследование, призванное доказать связь технологий психологического воздействия и эффективности управления.
Всего в работе размещено 3 таблицы и 6 рисуноков. Работа заканчивается выводами по всему исследованию, где приводятся основные результаты работы. Библиографический список представлен 60 наименованиями, включающем источники научной литературы отечественных изданий, а также печатных журналов, монографий, авторефератов, Интернет-изданий и др. источников. В приложениях представлены материалы, используемые при написании данной работы и способствующие раскрытию освещаемой темы.


1. Способы психического воздействия

1.1. Понятие и виды психологического влияния

Е.В. Сидоренко определяет психологическое влияние как воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
Но имеет место и обратный процесс - противостояние чужому влиянию – противодействие психическому влиянию при помощи психологических инструментов.
То есть любое психологическое влияние включает две стороны: ини-циатора и адресата. Инициатор влияния - тот из партнеров, кто пытается осуществлять психологическое влияние первым. Адресат же влияния – партнер, который испытывает на себе психологическое воздействие. Даже если в процессе общения инициатива психологического влияния будет меняться, роли участников взаимодействиями останутся прежними. Можно даже говорить о том, что в большинстве случаев межличностного общения оба человека являются одновременно инициаторами и адресатами.
Между инициатором и адресатом может устанавливаться как открытое, так и латентное, скрытое взаимодействие. Деление взаимодействия по видам основывается на характере целей влияния. Так, если цели психологического влияния на адресата не скрываются инициатором, то имеет место, открытое взаимодействие. Если же цели инициатора не раскрываются либо маскируются, то такое взаимодействие можно считать закрытым.
Психологическими средствами влияния выступают психологические (вербальные, паралингвситические, то есть интонационные и невербальные сигналы) и непсихологические инструменты (материальные, физические, организационные меры).
Как правило, психологическое влияние имеет три главные цели:
- реализация личных потребностей при помощи или при посредничестве других людей;
- для поддержания чувства личной значимости;
- для устранения в сознании ограничений в пространственном и вре-менном отношении.
По сути две вторые цели органично вытекают из первой, ведь желание самоутвердиться и расширить рамки собственного существования можно отнести к ключевым потребностям личности. Однако все три цели не тождественны.
Первая цель предполагает не только утверждение личного влияния, как потребности, но и достижение иных целей: профессиональных, деловых, коммуникативных.
Функция второй цели психологического влияния – формирование индикатора личной значимости и успешности. Так как удачное психологическое воздействие на другую личность лишний раз поднимает самооценку инициатора.
Третий же случай переводит влияние из разряда инструмента достижения потребностей, в саму потребность. Это выражается в том, что каждый человек желает сгладить свое несовершенство перед временем и иными объективными препятствиями.
В своей теории ученый также выделяет три основных вида влияния: варварское, цивилизованное и манипуляцию. При этом под цивилизованным психологическим влиянием понимается такое воздействие, которое соответствует общепринятым нормам этикета, а также нормам этике адреса. Варварское же влияние представляет собой грубое, невежественное и неэтичное давление на личность. Средним типом между этими полярными типами воздействия является психологическая манипуляция.
Варварское и цивилизованное влияние можно было сопоставить с примитивным и конвенциональным уровнями общения по А. Добровичу (табл. 1).

Таблица 1

Уровни общения по Добровичу

Уровни общения Краткая характеристика уровней
Духовный Партнер воспринимается как носи-тель духовного начала и это начало пробуждает чувство благоговения
Деловой Индивидуальные роли партнеров отходят на второй план
Игровой Партнеры «пристраиваются» друг к другу
Конвенциональный Полноценное человеческое общение
Стандартизованный Распределение обязательных ролей между партнерами
Манипулятивный Партнеры соперничают друг с другом
Примитивный Собеседник воспринимается не как партнер, а как предмет, нужный или мешающий

В делении психологического влияния на варварское, манипулятивное и цивилизованное есть единая ось - ось цивилизованности. Ее можно сравнить с классификацией уровней межличностных отношений, предложенной Е. Л. Доценко (рис. 1) , опиравшегося на типологии В. Н. Сагатовского и Г. А. Ковалева.

Рисунок 1

Шкала межличностных отношений



По Доценко, «от доминирования к содружеству происходит переход от крайне несимметричных отношений, когда один субъект властвует над другим, до равноправных, позволяющих совместно объединяться для решения возникающих проблем. Те же изменения происходят и с силой: сначала она грубая и простая, направленная напротив другого, затем становится все более мягкой, утонченной, даже одухотворенной»
Краткое описание каждого из уровней дано в табл. 2.
К психологическим средствам цивилизованного влияния относятся прежде всего слова, речь, текст. При этом оно адресовано к тем возможно-стям человека, которые ответственны за работу с этими средствами, - к разуму, интеллекту, когнитивной способности человека.
К истинно цивилизованным технологиям влияния можно отнести ар-гументацию, контраргументацию, самопродвижение и конструктивную критику. Эти виды влияния отвечают всем трем критериям цивилизованности: они способствуют сохранению и развитию дела, деловых отношений и личностной целостности участников.
Таблица 2

Описание уровней межличностных отношений

Уровень межличност-ных отношений Характеристика отно-шений Способы воздейсвия
Доминирование Отношение к другому, как предмету или сред-ству достижения цели Открытое, без маски-ровки, императивное воздействие – от наси-лия до внушения и при-каза
Манипуляция Отношение к другому, как «к вещи особого рода» Отношение скрытое, с опорой на стереотип. Обман, интрига, намек.
Соперничество Отношение к другому как к опасному и не-предсказуемому Открытое и скрытое воздействие, вместе с манипулированием
Партнерство Отношение к другому как к равному Согласование интере-сов, использование до-говора
Содружество Отношение к другому как самоценности Основной инструмент, не договор а согласие - консенсус

В зависимости от конкретных условий, цивилизованными могут быть и некоторые иные виды влияния, например просьба, пробуждение импульса к подражанию, внушение, заражение, игнорирование (не человека, но какой-то части его высказываний или реакций) и т. п. В настоящее время из всех средств влияния наиболее эффективными являются именно вербальные, при чем как устные, так и письменные.
К варварским видам влияния относятся нападение (во всех его разно-видностях) и принуждение. Даже если в краткосрочной перспективе эти ме-тоды влияния повышают эффективность работы, они неминуемо нарушают и разрушают деловые отношения и, главное, личностную целостность участников. Иногда люди играют в варварство или договариваются о том, что их отношения будут варварскими, по крайней мере некоторое время. Если же нет специального договора об игре или «временном» варварстве, то применение нецивилизованных методов является варварством, а человек, применяющий их, - психологическим варваром.
Манипуляция является переходной ступенью от варварства к цивилизации. Она нацелена на то, чтобы принудить человека чувствовать, думать и действовать так, как это выгодно манипулятору, но при этом так, чтобы человеку не казалось, что его принудили. Если манипуляция остается скрытой, внешне она может показаться цивилизованным методом. Однако если манипуляция открывается, она перестает отвечать всем трем критериям цивилизованности. Рассмотрим подробнее каждый из видов психологического влияния

1.2. Варварское психологическое влияние

Варварское психологическое влияние — это первая ступень собственно психологического влияния, очень близкая еще к физическому воздействию.
Психологическое нападение, как технология варварского влияния, несет в себе многие черты нападения физического, являясь символическим его замещением. Принуждение выступает как примитивное использование других людей для реализации собственных целей (рис. 2).
Варварство нападения выражается в том, что другой человек воспринимается как добыча или как препятствие, которое может помешать схватить добычу, и поэтому должно быть устранено или нейтрализовано.
Варварство принуждения состоит в том, что другой человек воспринимается как орудие, которым можно воспользоваться, или как препятствие, которое можно попробовать превратить в орудие
Ни нападающий, ни принуждающий не задумываются о сохранении и развитии дела (в долгосрочной перспективе), деловых отношений и тем более личностной целостности другого человека. Таким образом, нападение и принуждение не отвечают всем трем критериям цивилизованности и должны быть признаны варварскими.

Рисунок 2

Структура варварского психологического влияния



Психологическое нападение — это атака, внезапное воинственное действие против другого человека или группы людей. Психологическое нападение — это прежде всего словесная атака. Когда нападение и принуждение использует слова, они обращены прежде всего к эмоциональному, а не когнитивному пласту личности.
Это резкий и сокрушительный удар словом, от которого сотрясается все душевное существо. Аналогичным образом будут звучать струны скрипки или рояля, если сильно ударить по корпусу инструмента.
Нападение заставляет партнера страдать. Удар вызывает нарушение душевного равновесия на более или менее длительный период времени.
Различают импульсивное и целенаправленное психологическое напа-дение, приближенное к манипуляции. При этом само нападение может со-вершаться в виде деструктивной критики (фраза на подобии «Тебе не приходит в голову, что это глупость?»), констатации («Ты и раньше смотрел сквозь пальцы на такие нарушения!») и советов («Ты бы лучше…», «А почему бы тебе не…?»).
Принуждение - это приневоливанье (стимуляция) человека к выполнению определенных действий с помощью угроз (открытых или подразумеваемых) или лишений.
Принуждение, как технология психологического влияния, возможно только в том случае, если принуждающий действительно обладает возмож-ностями реализации угроз, то есть полномочиями в лишении адресата каких-либо благ или в изменении его жизни и работы.
В последнее время в теории менеджмента и психологии выделилось такое понятие как «моббинг». Термин «моббинг» возник в начале 80-х годов прошлого века в работе психолога и ученого-медика доктора Ханца Леймана, который провел исследование этого явления на рабочих местах в Швеции . Моббинг - это коллективный психологический террор относительно кого-то из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства, которое проводится с целью принудить его покинуть место работы. Такое явление существовало всегда. Его проявлениями могут быть последствия различных варварских технологий влияния: конфликты, «подсиживание», сплетни, интриги (свойственны и манипуляции), доносы, грубость, необоснованные решения и пр. Также элементами факторами моббинга являются: эмоциональное насилие, сексуальные домогательства, психологический садизм, формирование у подчиненных комплекса жертвы, неумение выстраивать межличностные отношения, неэффективное управление.
Моббинг - общий термин, который описывает несколько вариантов психологического влияния на рабочем месте. Различают вертикальный моббинг - когда коллектив идет войной против начальника или же руководитель устраняет неугодного ему работника («босинг» - от английского boss) и горизонтальный, который предусматривает психологическую агрессию коллектива против одного из работников. Именно этот вид моббинга в наибольшей мере отображает содержание самого термина, который происходит от английского «mob» - толпа. А еще есть «булинг» (термин, который случается преимущественно в Британии): чаще всего этим словом обозначают конфликт «один на один». Сторонники этого термина считают, что в любой коллективной агрессии все равно выделяется только инициатор. Можно еще указать сендвич-моббинг – одновременное нападение и по вертикалу, и по горизонтали служебной иерархии.
Для лучшего понимания природы этого явления нужно также учиты-вать, что моббинг может быть сознательным (намеренным) и несознатель-ным (стихийным). Сознательный моббинг - это целенаправленные действия с применением варварских технологий психологического влияния, которые имеют конкретную, четко сформулированную цель: создать человеку такие условия, чтобы он ушел с занимаемой должности. В таком случае чаще всего речь идет о корыстных мотивах - занять чью-то должность, трудоустроить своих родственников, «выслужиться» перед начальством. Несознательный моббинг - это когда человек не
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список источников литературы

1. Бурикова И. С. Психология влияния социально-политических технологий на общественное мнение : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.12 : СПб., 2004 - 199 c.
2. Бугаев М.Д. Интеллект и подверженность психологическому влиянию / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 2. С. 110-118.
3. Вайткунене Л. Психотехнические средства буржуазной пропаганды. / Коммунист, Вильнюс, 1984, 10, с. 63-67.
4. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. – М.: Дашков и К, 2009. – 136 с.
5. Волков А.А. Теория риторической аргументации. – Изд. МГУ, 2009. – 398 с.
6. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности (Теория и технология психологической защиты) : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.12 : Москва, 2000. - 360 c.
7. Денисов Э.И. Охрана здоровья и безопасность работников: правовые, этические и организационные проблемы / Безопасность жизнедеятельности. 2006. № 2. С. 8-15.
8. Добрович А. Общение: наука и искусство. – М.: АОЗТ «Яуза», 1996. – 253 с.
9. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия. / Психологический журнал. 1993, №4, с. 182—138.
10. Доценко Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия. Автореферат дисс. на соискание степени кандидата психологических наук. М.: МГУ, 1994. – 156 с.
11. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.- М.: ЧеРо, 1997. - 344 с.
12. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - 163 с.
13. Зубаревич Н. В. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2006/2007 гг. – М.: Весь Мир, 2007. – 144 с.
14. Кабаченко Т.С. Психология управления: Уч.пос. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 88 с.
15. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. М., 2008. – 106 с.
16. Кибанов А.Я. Управление персоналом. – М.: Экзамен, 2006. – 352 с.
17. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии: три стратегии психологического воздействия / Вопросы психологии, 1987, №3. – с. 41-49.
18. Кошевая И.П.. Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие. – М.: Форум, 2010. – 304 с.
19. Кульбовская Н.К.. Бедерова А.Б. Психология труда как основа управления безопасным поведением работника / Безопасность в техносфере. 2010. № 1. С. 21-24.
20. Курилов, В. И. Личность в системе управления трудом :Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени кандидата юридических наук. ; Санкт-Петербургский государственный университет. -СПб.,1998. -88 с.
21. Куртиков Н.А. Психология и социология управления. – М.: Книжный мир, 2007. – 268 с.
22. Кабаненке Т. С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия. / Психологический журнал, 1986, 4, с. 11—22.
23. Лебон Г. Психология социализма. – Спб.: Макет, 1996. – 544 с.
24. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / Пер. с нем. М.: Прогресс: Универс, 1994. - 272 с.
25. Майленова Ф.Г. Моббинг: насилие и аппарат власти в офисе // Философские науки. 2008. № 6. С. 63-68.
26. Менеджмент организации./Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М, 2005. - 124 с.
27. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. – М.: Март, 2005. – 288 с.
28. Мозер К. Психология влияния. – М.: Генезис, 2009. – 560 с.
29. Морозов А.В. Управленческая психология. – М.: Мир, 2008. – 288 с.
30. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. Т.П. Емельяновой. М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996. 478 с.
31. Наине Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
32. Обухов А.С. Введение в психологическое исследование: принципы построения программы. Школьные технологии. 2007. № 1. С. 73-81.
33. Палий И.А. Прикладная статистика. – М.: Дашков и К, 2010. – 224 с.
34. Панкратов В.Н. Манипуляция в общении и их нейтрализация. - М.: Издательство института психотерапии, 2000. – 208 с.
35. Прокушев Е.Ф. Использование зарубежного опыта регулирования социально-трудовых отношений в коллективах / Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2009. № 3. С. 40-49.
36. Психология господства и подчинения. Хрестоматия / Сост. А.Г. Чернявская – Мн.: Харвест, 1998. – 560 с.
37. Пудова Н.В., Никитин В.В. Анализ значений коэффициента ранговой корреляции Спирмена / Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 3. С. 52-56.
38. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.
39. Розанова В.А. Психология управления. М., 2008. – 86 с.
40. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков. Часть 1. – М.: Изд. Дальневосточного государственного университета. – Владивосток, 2003. – 310 с..
41. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков. Часть 2. – М.: Изд. Дальневосточного государственного университета. – Владивосток, 2003. – 260 с.
42. Сентенберг И. В., Карасик В. И. Псевдоаргументация: некоторые виды речевых манипуляций. / Речевое общение и аргументация / Экополис и культура, 1993. Вып. 1, с. 30-38.
43. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2002. – 184 с.
44. Сидоренко Е.С. Тренинг влияния и противостояния влиянию. Авторская концепция. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
45. Соловьев А. Моббинг как элемент социального конфликта / Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 12. С. 39-46.
46. Станкин М.И. Психология управления (практическое пособие). М., 2000. – 66 с.
47. Суходольский Г.В. Математические методы в психологии. – М.: Гуманитарный Центр, 2008. – 284 с.
48. Таненн Д. Общаться на работе. Как?. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с.
49. Тибо Д., Келли X. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 61-82.
50. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
51. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института психотерапии, 2005. – 496 с.
52. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии.- М., Институт психологии АН СССР, 1991.- 244 с.
53. Харламова Т.М. Психологи влияния. – М.: Флинта, 2008. – 12 с.
54. Харский К.В.Благонадежность и лояльность персонала. — СПб.: Питер, 2003. – 496 с.
55. Хоган К. Психология влияния. – М.: Вильямс, 2007. – 352 с.
56. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. - М.: Алгоритм, 2000. - 332 с.
57. Чалдин Р. Психология влияния. – СПБ.: Питер. - 1999. – 268 с.
58. Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики.- М.: Феникс, 2007. – 448 с.
59. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. Уч. пос. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 101.
60. Щекин В. Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента. М., 2008. – 66 с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ