Воскресенье, 19.05.2024, 02:01
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Управление персоналом » Диплом

20776 Антикризисное управление персоналом

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом в условиях антикризисного управления 5
1.1. Сущность и содержание антикризисного управления 5
1.2. Понятие и особенности кризисов на предпри-ятии……………………………
1.3. Особенности управления персоналом в условиях антикризисного управления 13
Глава 2. Обоснование необходимости разработки программы развития системы управления персоналом 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика отдела маркетинга 23
2.2. Анализ обеспечение предприятия трудовыми ресурсами 24
2.3. Анализ производительности труда 28
Глава 3. Содержание программы развития системы антикризисного управления.32
3.1. Расчет затрат на разработку механизмов развития системы антикризисного управления 32
3.2. Улучшение качества маркетинга…………………………………………..…...35
3.3. Предполагаемая эффективность предложенных мероприятий 49
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения 63
Введение

Все преуспевающие фирмы перспективы своего развития связывают с особой зоной внимания к кадровому менеджменту. Причина внимания к управлению персоналом – условия жесткой конкуренции, необходимость обеспечения конкурентоспособности фирмы. Конкурентоспособность характеризуется многими составляющими, но даже единственная важнейшая составляющая конкурентоспособности фирмы – конкурентоспособность товара, напрямую зависит и обеспечивается персоналом фирмы и системой управления персоналом.
При переходе к рынку происходить медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным отношения, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работника к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным номам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.
Управление персоналом – вид деятельности по руководству людьми (отдельными работниками, группами, коллективом), направленный на достижение целей фирмы, предприятия путем использования труда, опыта таланта этих людей и с учетом их удовлетворенности трудом. Основное внимание менеджера по персоналу связано с организацией этого труда и с удовлетворенностью.
Люди, работающие в организации, являются одной их самых важных ее составляющих. На сегодняшний день это утверждение становится аксиомой менеджмента. Однако для того, чтобы персонал компании стал одним из ее конкурентных преимуществ, руководителям разных уровней предстоит приложить немало усилий.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знания его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Особенно возрастает актуальность управления персоналом в условиях кризиса предприятия. В условиях нестабильной работы предприятия заметно снижается производительность труда, возрастает текучесть кадров и социальная напряженность. Поэтому управлению персоналом необходимо уделять пристальное внимание, так как перечисленные негативные тенденции могут значительно усугубить и без того непростое положение предприятия.
Цель данной работы – изучить особенности системы управления персоналом на примере реально существующего предприятия и предложить пути ее совершенствование в качестве одной из мер антикризисного управления.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и содержание антикризисного управления;
2. Обосновать значение управления персоналом на современном пред-приятии;
3. Охарактеризовать особенности управления персоналом в условиях антикризисного управления;
4. Провести анализ обеспечения предприятия трудовыми ресурсами и производительности труда;
5. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управле-ния персоналом.
Объектом практического исследования является завод «Электроцинк».
Предметом исследования являются сущность и меры антикризисного управления.
Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления предприятием

1.1. Система антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление - это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт пре¬одоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономичес¬ких систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы [39, c. 76].
Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в эколо¬гии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика - область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь антикризисное управле¬ние выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укреплении дисциплины, поиске новых технологий и пр.
Одной из характеристик всякого управления является его предмет.
В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией - это управление совместной деятельностью людей.
Антикризисное управление имеет предмет воздействия - проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, на¬ступления кризиса.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
 кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
 кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
 к кризисам можно и необходимо готовиться;
 кризисы можно смягчать;
 управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе-циальных знаний, опыта и искусства;
 кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
 управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления [35, c. 405].
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются: гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления, мотива¬ция энтузиазма, терпения, уверенности; диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях; снижение централизма для обеспечения своевременного ситу¬ационного реагирования на возникающие проблемы; усиление интеграционных про-цессов, позволяющих концент¬рировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Следует признать, что подготовка, формирование менеджеров в разных странах очень сближается и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последнее десятилетие. Менеджмент как профессия, как область знаний становится поистине интернациональным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта – дело очень ценное и полезное. И это начинают понимать все. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за границей, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и прошлом, но вполне воз-можны в будущем.
История чужого успеха или неудачи тоже бывает очень поучительна. И, конечно, научные и эмпирические обобщения, выработка общих принципов эффективного управления, типизация его различных форм и условий их применения – все это предмет серьезной работы тех, кто думает о менеджменте в научном плане, продвигает вперед управленческую мысль. Во всем этом многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории.
Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются: мобильность и динамичность в ис-пользовании ресурсов, про¬ведении изменений, реализации инновационных программ; осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений; повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций; усиление внимания к предварительным и последующим оцен¬кам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности; использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздей¬ствия дают необ-ходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации. В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться: мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избеганию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.; установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности; интеграции по ценностям профессионализма; инициативности в решении проблем и поиску наилучших ва¬риантов развития; корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику дея¬тельности менеджера, но и как обобщенную характеристику все¬го управления. Стиль антикризисного управления должен характе¬ризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.
Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управ¬ления определяется ростом его потенциала, т. е. возможностью по¬зитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования.
Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кри¬зиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов [31, c. 107].
Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления (см. рисунок 1.1). Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.
Профессионализм антикризисного управления и специальная подго-товка. В данном случае имеется в виду не только общий профессионализм управления, который, безусловно необходим, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления. Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккуму¬лирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.
Искусство управления, данное природой и приобретенное в про¬цессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Во многих кри¬зисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэ¬тому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать такие личности, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.

Рис.1.1. Факторы, определяющие эффективность антикризисного управления
Рассмотрим каждый из представленных на рисунке 1.1 факторов.
Методология разработки рискованных решений. Такая методоло¬гия должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как свое¬временность, полнота отражения проблемы, конкретность, органи¬зационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в анти¬кризисном управлении.
Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Эти факторы не могут не влиять на эффективность антикризисного уп¬равления. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно дер¬жать в поле зрения все проявления приближающегося или проходя¬щего кризиса.
Важным фактором эффективности антикризисного управле¬ния является также корпоративность, которая в организации или фирме может проявляться в различной степени. Корпоративность - это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и органи¬зационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.
Корпоративность является надежной опорой антикризисного управления. Но она не возникает сама по себе, а является результатом управления и элементом его цели, а также средством в механизме управления.
Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Но не всякое лидерство. Существует множество его оттенков и модификаций. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью.
Особую роль в эффективности антикризисного управления играют оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.
Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управле¬ния и в разработке спе-циальных программ антикризисного разви¬тия. Качество программ и стратегических установок могут быть раз¬личными. От этого не может не зависеть антикризисное управление.
Отдельным пунктом следует выделить человеческий фактор. В опреде-ленной мере он отражает факторы корпоративности и лидерства, искусства управления. Но для антикризисного управления необходимо иметь в виду, что существует понятие антикризисной команды - ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согла¬сованно и целенаправленно осуществлять программу антикризис¬ного управления. Есть хорошее выражение «... с ним я могу пойти в разведку». Разведка - это совокупность непредсказуемых экстремальных ситуаций, преодолеть которые могут только люди, верные общей идее и замыслу и безоговорочно доверяющие друг другу. Так же работает человеческий фактор и в антикризисном управлении.
Значительным фактором эффективности антикризисного управления является система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по опре¬делению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания.
Повышение уровня конкурентоспособности организации, в том числе и в условиях кризиса в решающей степени определяется качеством имеющегося персонала: его квалификацией, потенциалом, степенью сплоченности, лояльностью к организации и мотивацией к высокопроизводительному труду. Разумеется, качества отдельных руководителей играют немаловажную роль для эффективной деятельности предприятия, однако его стабильность и степень «выживаемости» зависят, прежде всего, от качеств «среднего» персонала, которые в свою очередь, определяются существующей системой управления трудом [35, c. 411-412].

1.2. Понятие и особенности кризисов на предприятии

Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса.
Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития [44]. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой

Список литературы

1. Агаева С. Н. Совершенствование кадров: сегодня и завтра // Бизнес, 2005. - №3.
2. Андреев С.В., Волкова В.К. Поиск персонала. Оформление приема на работу. - М.: Альфа-Пресс, 2007. – 105с.
3. Антикризисное управление: Учебник / Под редакцией Э.М. Короткова - М.: ИНФРА-М, 2001. – 398с.
4. Беленький В. От найма и увольнения - к управлению кадрами // ЭКО, 2005. - №9.
5. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера / Н.П. Беляцкий. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 302 с.
6. Винокуров М.А., Озерникова Т.Г. Проблемы «внутренней» и «внешней» мотивации к труду / Современные проблемы экономики региона: Сб. науч. тр. / Науч. ред. д-р экон. наук, проф. М.А.Винокуров. — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. – 256с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – 528с.
8. Гавриленко В.М. Менеджмент. Конспект лекций в схемах. - М.: Приор, 2006. – 192с.
9. Гончарова Н.Е. Организационная культура: Конспект лекций. – М.: ПРИОР, 2007. – 207с.
10. Губанов С. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки) // Экономист, 2005. - №3.
11. Гусаров Ю.В. Управление: динамика неравновесности. – М.: Экономика, 2006. – 381с.
12. Должностная инструкция. Формальность или инструмент управления? http://www.md-management.ru/management/structurerec.html. - Последний просмотр 21 августа 2008 г.
13. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 302с.
14. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭР, 2005. – 512с.
15. Жарковская Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2008 – 336с.
16. Жданов В. Управление персоналом в условиях антикризисного управления // Управление персоналом. - 2006. - №12.
17. Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление: Теория и практика. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 287с.
18. Калигин Н.А. Принципы организационного управления. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 272с.
19. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 584с.
20. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Управленческая культура организаций. – М.: Класс, 2007. – 396с.
21. Лукашевич В.В. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 255с.
22. Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. – М.: Журнал «Управление персоналом», 2007. – 216с.
23. Масленникова Н.П. Управление развитием организации. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. – 304с.
24. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 160с.
25. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. - 260с.
26. Пирсон Б., Краткий курс МБА. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления. Пер. с англ.-2-е изд.., перераб. и доп., – М.: Альпина БизнесБукс, 2008. – 498с.
27. Поршнев А.Г. Управление организацией: Практикум. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 372с.
28. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 362с.
29. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Перевод с английского. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 399с.
30. Роберт В. Эйхингер, Майкл М. Ломбардо Резюмируем знания по методике «360 градусов» // Справочник по управлению персоналом, 2007. - №7.
31. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 223с.
32. Рудавина Е.Р. Как Эффективно организовать процесс создания должностных инструкций в компании // Кадры предприятия. – 2—5. - №8.
33. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. — М.: ГАУ, 2006. - 174с.
34. Старобинский Э.К. Как управлять персоналом. — М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2004. - 372с.
35. Таль Г.К. Антикризисное управление: В 2 томах том 1: Правовые основы. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 910с.
36. Таль Г.К. Антикризисное управление: В 2 томах том 2: Экономические основы. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 1126с.
37. Управление персоналом организации. Практикум. Учебное пособие. / Под ред. А.Я. Кибанова - 2-е изд., перераб - М.:, ИНФРА-М, 2007. - 365с.
38. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова -2е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 638с.
39. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 349с.
40. Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: Нева, 2007. – 378с.
41. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. - 434с.
42. Шкатулла Д.У. Кадровая политика в современных условиях. // Библиотека журнала Кадры. - 2005. - № 47.
43. Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии. - М.: Дело, 2006. – 656с.
44. Экономический кризис и кризис на предприятии. ЗАО «ВАЛМИ», Кризис – Эксперт, crisis@valmi.vru.ru
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ