Введение 4 1 Теоретические подходы к формированию системы набора и отбора персонала в российских организациях 6 1.1 Основные направления организации процесса поиска и отбора персонала 6 1.2 Определение критериев отбора кандидатов на вакантные должности 13 1.3 Сравнительный анализ методов подбора персонала в организациях 19 2 Анализ системы набора и отбора персонала в рамках кадровой полоитики ООО «Коралл» 27 2.1 Общая характеристика предприятия и анализ основных социально-экономических показателей деятельности за 2006-2008 гг. 27 2.2 Оценка кадровой политики и кадрового потенциала компании 42 2.3 Анализ системы набора и отбора персонала в ООО «Коралл» 48 3 Пути совершенствования системы набора и отбора персонала в компании ООО «Коралл» 53 3.1 Предложения по формированию профиля должности на основе стратегических целей компании ООО «Коралл» 53 3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию технологии поиска и отбора кандидатов на вакантные должности в компании ООО «Коралл» 58 4 Заключение 69 5 Список литературы 71 6 Приложения 76
ВВЕДЕНИЕ
Отбор персонала на предприятии является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, независимо от ее сферы деятельности, корпоративной культуры, этапа развития. В условиях ужесточения конкуренции возрастают требования к качеству подготовки персонала, поэтому руководители предприятий стремятся привлечь уже состоявшихся специалистов, количество которых, по понятным причинам, ограничено. От того, насколько эффективно менеджеры по персоналу справляются с привлечением людей, в организации складывается представление об ее надежности и стабильности. В то же время во многих российских организациях выявлены неэффективные способы и методы отбора персонала. Очень часто руководители основное внимание обращают на финансовые, производственные вопросы, вопросы материально-технического обеспечения или сбыта готовой продукции, не уделяя достаточного внимания персоналу, который обеспечивает работу предприятия по все этим направлениям. Целью дипломной работы является исследование системы набора и отбора персонала в организации и разработка мероприятий по ее совершенствованию. В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи: 1. Изучить современные подходы к совершенствованию процесса поиска и отбора персонала в российских организациях. 2. Дать общую характеристику предприятию и проанализировать социально-экономические показатели деятельности. 3. Проанализировать систему набора и отбора персонала в организации. 4. Сделать предложения по формированию профиля должности для специалистов, необходимых компании ООО «Коралл». 5. Разработать рекомендации по совершенствованию технологии поиска и отбора кандидатов на вакантные должности в ООО «Коралл». Объектом исследования является система набора и отбора персонала ООО «Коралл». Предметом исследования являются методы и технологии поиска отбора кандидатов на вакантные должности в торговой компании. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области управления персоналом: М. Армстронга, В.Р. Веснина, С.В. Ивановой, А.Я. Кибанова, Д. Купера, М.И. Магуры, С.К. Мордовина, А. Робертсона, В.А. Спивака и других В работе использовались методы системного подхода, сравнительно-сопоставительные методы (анализ, синтез, аналогия, классификация), статистические методы количественных показателей, а также общелогические методы построения научной концепции. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 61 источника и 13 приложений. Текст изложен на 70 листах, содержит 19 таблиц и 6 рисунков. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формируется цель, задачи, объект и цель исследования, а также перечислены источники информации. В первой главе раскрываются теоретические подходы к формированию системы набора и отбора персонала в российских организациях. Во второй главе проведен анализ системы набора и отбора персонала на примере ООО «Коралл». В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию системы набора и отбора персонала в компании ООО «Коралл». В заключении сформированы основные выводы по результатам исследования и рекомендации по совершенствованию системы набора и отбора персонала в ООО «Коралл» 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ НАБОРА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Основные направления организации процесса поиска и отбора персонала
Одним из основополагающих моментов в системе управления персоналом является набор и отбор персонала, поскольку деятельность любого предприятия неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. От того, насколько эффективно поставлена работа по поиску и отбору персонала, зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей предприятия. Система подбора персонала состоит из следующих элементов и процессов [31, С. 225]: 1. Процесс создания вакансии и формирования заявки на подбор. Инициатором создания вакансии может быть руководитель любого уровня, ключевым участником этого процесса всегда обязательно является служба персонала, поскольку в отличие от любого функционального руководителя, она обладает видением целостности бизнес-системы и способна откорректировать формируемую вакансию в соответствии со стратегией предприятия. Именно поэтому на описании вакансии и заявке на подбор персонала директор по персоналу обязательно ставит свою визу. 2. Процесс привлечения кандидатов на вакансию. Определение источников и способов работы с ними. Разработка и проведение, рекламной кампании для привлечения необходимых специалистов. 3. Процесс отбора кандидатов. Разработка и проведение конкурсного отбора, оценки и принятие решений по кандидатам. 4. Процедура найма. Оформление кандидата на работу и включение в процесс адаптации. 5. Завершение подбора. Прохождение специалистом испытательного срока. Окончанием подбора можно считать лишь момент успешного завершения прохождения специалистом испытательного срока. Таким образом, процесс подбора персонала пересекается с процессом адаптации. Все перечисленные элементы необходимо выстраивать в систему, посредством эффективного взаимодействия всех участников и строго отвечающую потребностям бизнеса организации. Тогда это будет система подбора персонала, а не разрозненные нескоординированные действия, в результате которых задача по подбору решается не эффективно, страдает имидж организации как работодателя, кандидат уходит с дурным впечатлением о предприятии, а бизнес остается с неудовлетворенной потребностью. В то же время, как показали исследования, при формировании эффективной системы поиска и отбора кадров, отвечающей современным требованиям, многие российские предприятия сталкиваются с рядом основных проблем [8, С. 33-36]: 1. Отсутствие разработанной, подкрепленной соответствующими процедурами и документами системы поиска и отбора персонала. 2. Не установлены четкие критерии для отбора разных категорий работников. 3. Не разработаны процедуры отбора новых сотрудников. 4. Используемые методы отбора нуждаются в совершенствовании и дополнении. 5. Не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в области поиска и отбора кадров. 6. Не хватает финансовых ресурсов для организации работы в области поиска и отбора персонала. 7. Недостаточный опыт и уровень квалификации специалистов, занимающихся отбором кадров. Главной проблемой, в которой, так или иначе, отражаются все вышеперечисленные, является тот факт, что на многих отечественных предприятиях процесс поиска и отбора персонала осуществляется бессистемно, без учета опыта работы в данной области. Основным условием эффективности процесса поиска и отбора персонала является его технологичность, то есть наличие четких процедур, регламентирующих документов, стандартных форм, бланков и других материалов, используемых при отборе, отлаженная система хранения информации и открытость для систематического анализа получаемых результатов. В рамках данной работы рассмотрены факторы, влияющие на конфигурацию системы подбора персонала [30,С.39-40]: Внутренние факторы: 1. Стратегические цели компании, структура бизнеса организации. 2. Кадровая политика предприятия относительно привлечения специалистов, которая влияет практически на все элементы системы подбора персонала. Например, в основе кадровой политики может быть заложен принцип привлечения молодых специалистов с потенциалом и «выращивание» их под специфику бизнеса организации. Это означает, что система подбора персонала должна базироваться на методе Preliminaring и быть встроена в систему обучения и развития персонала компании, подготовки кадрового резерва. 3. Структура персонала организации. Комплексный фактор, состоящий из множества индикаторов: уровень образования персонала, возрастная структура, наличие или отсутствие однотипного персонала и его численность, наличие или отсутствие штучных специалистов и их численность и т.д. 4. Структура и объем потребности в персонале. Уровень текучести кадров. 5. Наличие (состояние) или отсутствие системы обучения и развития персонала, подготовки кадрового резерва. 6. Система мотивации персонала. 7. Система социально-экономической и психологической поддержки персонала. 8. Состояние охраны труда, техническое оснащение и условия работы. 9. Уровень компетентности руководителей структурных подразделений. 10. Сезонность бизнеса организации. 11. Бюджет на подбор персонала
…………………………………………………………………….. …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………..
--------- 5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-законодательные акты 1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. – М. Юрид. Лит., 1997. – 63 с. 2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М. «Труд- Центр», 2006. – 648 с. II. Учебники и учебно-методическая литература 3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. – 8-издание / Пер. с англ. Под ред. С.К. Мордовина/ М. Армстронг – СПб.: Питер, 2004. – 832 с. (Серия «Классика МВА) 4. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В.Р. Веснин – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 688 с. 5. Галенко, В.П., Как эффективно управлять организацией? / В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И. Файбушевич – 2-е изд. переработ. и доп. – М.: Баратор, 2004. – 176 с. 6. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта / И.Б. Дуракова – М.: Центр, 2002. – 156 с. 7. Жув, Д. Подбор персонала / Д. Жув, Д. Массони / Пер. с франц. под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 96 с. 8. Иванова, С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час / С.В. Иванова – М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. – 160 с. 9. Люссато, А. Тесты по подбору персонала / А. Люссато / Пер. с франц. под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. 128 с. 10. Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами / Л.В. Карташова – М.: ИНФРА-М, 2005. – 236 с. 11. Магура, М.И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей кадровых служб и менеджеров / М.И. Магура – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2001. – 272 с. 12. Магура, М.И. Современные персонал-технологии / М.И. Магура, М.Б. Курбатова – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2001. – 376 с. 13. Мордовин, С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16 / С.К. Мордовин – М.: Инфра-М. 2000. – 288 с. 14. Мордовин, С.К. Управление персоналом: современная российская практика / С.К. Мордовин – СПб.: Питер, 2003. – 288 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»). 15. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология. Учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 298 с. 16. Психология менеджмента. Учебник для вузов / Г.С. Никифоров и др. / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2004. – 639 с. (Серия «Учебник для вузов») 17. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. – 672 с. 18. Рудавина, Е.Р. Книга директора по персоналу /Е.Р. Рудавина, В.В. Екомасов – СПб.: Питер, 2009. – 368 с. (Серия «Совет директоров») 19. Самоукина, Н.В. Управление персоналом: российский опыт / Н.В. Самоукина – СПб. Питер. 2003. – 236 с. 20. Свергун, О. HR – практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле / О. Свергун, Ю. Пасс, Д. Дьякова, А. Новикова – СПб.: Питер. 2005. – 320 с. 21. Спивак, В.А. Управление персоналом для менеджеров / В.А. Спивак – М.:Эксмо, 2007. – 624 с. 22. Управление персоналом организаций: Учебное пособие / А.Я. Кибанов и др./ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2006. – 638 с. 23. Управление персоналом: Учебное пособие / Б.Ю. Сербиновский и др. / Под ред. Б.Ю. Сербиновского, С.И. Самыгина. – М.: ПРИОР, 2006. – 468 с. 24. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня С.В. – М.: ООО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2003. – 400 с. 25. Шкатулла, В.И. Настольная книга менеджера по кадрам / В.И. Шкатулла – М.: НОРМА ИНФРА-М, 2004. – 324 с. 26. Цветаев, В.М. Управление персоналом / В.М. Цветаев – СПб: Питер, 2002. – 126 с. 27. Цыпкин, Ю.А. Управление персоналом / Ю.А. Цыпкин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 512 с.
III. Монографии 28. Половинко, В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация / В.С. Половинко – Изд-во: «Информ-Знание», 2005. – 284 с.
IV. Статьи научных сборников и периодических изданий 29. Лучшие HR-решения: [сб. ст.]. – М.: Вершина, 2007. – 272 с. 30. Белоногова, Е. Качественный рекрутинг и профессионализм менеджера по персоналу – успех компании. // Персонал-Микс, 2006. № 5(11). - С. 45-49 31. Бондар, О. Инструмент поиска работы и решения кадровых задач // Управление персоналом, 2006. № 9(63). - С. 43-46. 32. Волкова, Т. Рекрутмент: трудоустройство или менеджмент? Анализ работодателя // Управление персоналом, 2006. № 9(63). - C. 15-18. 33. Завьялова, Ж. Тесты на пробу. // Корпоративный менеджмент, 2006. № 3. - С. 18-21. 34. Ишанов, П. Что такое качественный рекруитмент // Управление персоналом, 2007. № 11(76). - С. 25-29. 35. Конюхов, Н.И. Современные концепции психологических, тестологических подходов к изучению личности // Human resources, 2007. № 5. - С. 45-49. 36. Котельникова, Е. Чему и как учиться HR-менеджеру? // Управление персоналом, 2005. № 7(72). - С. 44-46. 37. Магура, М.И. Проблема безопасности при отборе кадров // Управление персоналом, 2000. № 3(57). - С. 47-51. 38. Моргунов, Е. Метод субъективного оценивания квалификационных требований к должности / Е.Моргунов, С. Сергаев / Управление персоналом, 2000. № 8. - С. 52-57. 39. Недоводиева, А. Как оценивается резюме специалистами по подбору персонала. // Персонал-Микс, 2007. № 3(12). - С. 32-39. 40. Плетников, М. Структурное собеседование: подготовка и проведение // Управление персоналом, 2007. № 1(31). - С.46-50. 41. Ренков, А. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами. // Управление персоналом, 2004. № 7. - С. 37-41. 42. Скрипник, К. Тестирование и оценка персонала. // Управление персоналом, 2006. № 4. - С. 56-61. 43. Сурков С. Обеспечение отбора и найма персонала // Управление персоналом, 2006. № 12(77). - С. 43-46. 44. Торшина К. Тестирование при приеме на работу. // Управление персоналом, 2005. № 12(77). - С. 39-41. 45. Тюрина, А. Использование Интернет-ресурсов при подборе персонала // Справочник кадровика, 2007. № 4. - С. 107-113. 46. Фомин, В. Поиск персонала – мгновенно // Управление персоналом, 2005. № 2(67). - С. 24-25.
V. Электронные ресурсы 47. Журнал Управление персоналом - Режим доступа: www.top-personal.ru 48. Журнал Персонал Микс - Режим доступа: www.personal-mix.ru 49. Издательский дом Top Manager - Режим доступа: www.top-manager.ru 50. КАДРОВИК.РУ. Журнал, кадровый портал Национальный союз кадровиков - Режим доступа: www.kadrovik.ru 51. Консультант Плюс - Режим доступа: www.consultant.ru 52. Корпоративный менеджмент - Режим доступа: www.cfin.ru 53. Поиск работы - Режим доступа: www.job.ru 54. Работа, вакансии, резюме - Режим доступа: www.findjob.ru
|