Суббота, 18.05.2024, 21:38
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Управление персоналом » Диплом

20823 Влияние динамики представлений о профессии на карьерный рост

План
Введение
Глава 1. Проблема профессиональных представлений в психолого-педагогической литературе
1.1. Теоретические и общепсихологические подходы к изучению проблемы представлений о профессии
1.2. Профессиональные представления и их особенности
1.3. Представления о профессии как фактор развития карьерного роста
Выводы
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния динамики представлений о профессии на карьерный рост
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Результаты исследования
2.4. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Приложение

Введение

Данная тема является актуальной в связи с востребованностью на сегодняшний день профессий, таких как журналист и инженер. Причины востребованности этих специальностей продиктованы сформированностью и стабильностью представлений личности о профессии на начальном этапе деятельности, что существенно влияет на динамику карьерного роста. Данные специальности подразумевают высокий уровень подготовки специалистов не только в области практики, но и в области теории. Степень сформированности профессиональных представлений выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности, ее успешности в профессиональной деятельности. Профессиональные представления, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации. Стихийное развитие профессиональных представлений, не сопровождающееся их необходимой коррекцией, препятствует дальнейшему профессиональному росту.
«Представления» – междисциплинарное понятие, с разными смысловыми оттенками применяемое в философии, общей и социальной психологии, психологии личности, когнитивной психологии. В работе используется термин «представления личности» по аналогии с термином «социальные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, А.Н. Леонтьев, С. Московичи и др.), который применяется в более широком контексте для описания психологической специфики больших групп. В общей психологии данное понятие используется в узком и широком смыслах. Исторически первична и потому пока более традиционна узкая трактовка представления: это наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении. Однако даже такая трактовка указывает на одну особенность представлений, создающую основу для дальнейшего расширения объема этого понятия в психологических исследованиях. Представления могут быть не только конкретными, но и обобщенными (Психологический словарь, 1996), поэтому они играют важную познавательную роль, служат переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Посредством языка возможна дальнейшая переработка личностью своих представлений в абстрактные понятия. Иными словами, это те когнитивные образования, которые могут быть достаточно обобщенными, а следовательно, почти готовыми к вербально-логическим операциям с ними, но при этом они еще отчасти принадлежат образно-эмоциональной сфере, вследствие чего могут обладать непосредственной регулятивной силой.
Имеется немало работ, посвященных изучению как самих представлений (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.И. Донцов и др.), так и близких к ним феноменов. В одних акцентировано внимание на когнитивных составляющих картины мира личности, в других – на целостных диспозиционных образованиях (включающих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты). Это понятия стереотипа и эталона (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В. Липпман, З.И. Рябикина и др.), образа или картины мира (А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, Э. Фромм, Т. Шибутани и др.), личностных смыслов (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Дж. Келли, Д.А. Леонтьев и др.), социальных установок, диспозиций (А.Г. Асмолов, Ф. Знанецкий, М. Смит, У. Томас, В.А. Ядов и др.) ценностей и ценностных представлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Ш. Шварц и др.). Вместе с тем представления о профессии именно в качестве фактора ее карьерного продвижения изучены недостаточно.
Цeль исслeдования – изучeниe прeдставлeний личности о профeссии в качeствe фактора карьeрного роста.
Объeкт исслeдования – прeдставлeния личности о профессии.
Прeдмeт исслeдования - влияние динамики представлений о профессии на карьерный рост.
Гипотeза исслeдования: мы предполагаем, что дифференциация представлений о профессии определяют карьерный рост на начальных этапах.
Достижeниe поставлeнной цeли и провeрка гипотeзы прeдусматриваeт постановку и рeшeниe слeдующих задач.
Тeорeтичeскиe
– провeсти анализ имeющихся в научной литeратурe подходов к понятиям «прeдставлeния личности», исслeдований факторов карьeрного роста и возможной роли связи прeдставлeний в этом процeссe.
Эмпиричeскиe
– изучить прeдставлeния, касающиeся ориeнтаций на достижeниe рeзультата дeятeльности, получeния властных полномочий, стиля лидeрства, критeриeв оцeнки успeха, систeмы цeнностeй в организации;
– провeрить стабильность прeдставлeний личности на начальном этапe карьeрного роста, чтобы обосновать правомочность рассмотрeния этих личностных образований как пeрвичных по отношeнию к должностному статусу;
– провeсти анализ особeнностeй прeдставлeний работников как возможного фактора их карьeрного роста.
Мeтодичeскиe
– разработать схeму исслeдования особeнностeй прeдставлeний как фактора карьeрного роста личности;
– сформировать и обосновать выборку исслeдования;
Мeтоды исслeдования. Для рeшeния поставлeнных задач примeнялись слeдующиe мeтоды: тeорeтичeский анализ и обобщeниe литeратурных данных; опросник «Прeдставлeния о профeссии», вариант мeтодики «Нeокончeнныe прeдложeния» Ж. Нюттeна, анкета.


Глава 1. Проблема профессиональных представлений в психологической литературе

1.1. Теоретические и общепсихологические подходы к изучению проблемы представлений о профессии

Автором теории социальных представлений является С. Московичи, где он представил новую возможность изучения социальных ментальных образований. У истоков этой теории находятся труды Э. Дюркгейма (описание понятия коллективного представления) М. Вебера, Г. Зиммеля, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, З. Фрейда .
Под социальным представлением С. Московичи понимает совокупность понятий, выражений и объяснений, порождаемых повседневной жизнью, которые расцениваются как современные версии здравого смысла. По определению Ж.К. Абрик представление - это организованная совокупность мнений, установок, верований и информации, относящихся к объекту или ситуации. Оно детерминировано одновременно самим субъектом (его историей, жизнью), социальной и идеологической системой, в которую он включен, и природой связей субъекта с социальной системой. По мнению Д. Жоделе, социальные представления являются модальностями практического познания, направленного на понимание и осмысление социального, материального и идеального (духовного окружения). Как таковые, они обладают специфическими характеристиками в области организации содержания, умственных операций и логики» .
Важнейшими эмпирическими структурными измерениями по Московичи социальных представлений являются информация, поле представления и установка.
Информация - это сумма знаний об объекте представления, понимаемых как степень осведомленности об объекте социального представления. Определенный уровень информированности – необходимое условие формирования представления.
Поле представления – это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Установка выражает общее (положительное или отрицательное) отношение субъекта к объекту представления.
Содержание представлений, изучавшихся в рамках концепции социальных представлений, было разнообразным: их объектом выступали научные теории и культура в целом, болезнь и здоровье, женщина и ребенок, детство, задача и партнер во внутригрупповом взаимодействии и т.д. . На сегодняшний день концепция социальных представлений обладает богатым теоретическим и экспериментальным материалом, в основном сводящимся к изучению представлений об отдельных объектах. В отечественной психологии значительное внимание уделялось такому интегративному понятию как «представление мира» или «образ мира».
Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образ реальности. Психология образа (восприятия) он рассматривает в качестве знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут и действуют . Этот подход получил свою конкретизацию и развитие в работах С.Д. Смирнова , посвященных проблеме активности психического отражения. Он отмечает, категория образа является центральной категорией психологии познавательных процессов. Целостный образ мира выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности. В образ мира входят сверхчувственные компоненты - значение и смысл .
Представление мира не является рациональной конструкцией, но отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его социальной и личной жизни .
Так как представление мира это опорное условие психической жизни, которое обычно не рефлексируется субъектом, то обнаружение, открытие его для себя происходит преимущественно в форме специфических внутренних переживаний, чувств. Это, в частности, чувство внутренней определенности, самоочевидности чего-либо, которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существованием .
Вопросу образа (как явление психики) и понятие образа (как составляющая мира теории) посвящены работы А.А. Гостева, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.И. Миракяна, В.В. Петухова, С.Д. Смирнова, и др.. В общем виде воздано должное и психическому образу в профессионально-трудовой деятельности (Завалова, Ломов, Пономаренко, Конопкин, Ошанин, Шадриков), некоторое представление об образе-регуляторе деятельности в связи с основными разновидностями результатов труда дано в работах Е.А. Климова.
А.А. Бодалев рассматривает вопросы восприятия и понимания человека человеком в зависимости от профессиональной принадлежности .
О.Г. Кукосян изучает особенности познания человека человеком в зависимости от профессиональной принадлежности .
В трудах Е. Ю. Артемьевой и Ю. К. Стрелкова рассматривается профессиональной составляющей образа мира.
Е. А. Климов изучает профессиональную относительность образа мира, которая рассматривается им в качестве частного выражения идеи групповой и индивидуальной относительности отображения объектной и субъектной реальности разными людьми: «образов мира столько же, сколько людей, и одним из факторов типизации этих образов, их большого или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда является как раз профессионально-трудовая деятельность» .
Образ мира, «представление мира» это - «опорное условие психической жизни» оно «обычно не рефлексируется субъектом» и связано с чувством «внутренней определенности, самоочевидности чего-либо, которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существование». Поэтому о том, что называют «образом мира», нельзя выспросить человека, а нужно реконструировать этот образ по косвенным источникам, в частности по высказываниям профессионала о каких-то дельных, с его точки зрения вещах, объектах.
Представление – это сложное динамичное образование, обладающее рядом пространственных и временных характеристик: целостностью, обобщенностью, полнотой, яркостью, четкостью образа. Представления в виде первичного образа-цели управляют учебной и любой другой деятельностью, они составляют основное содержание знаний, умений и навыков, особенно тех, которые связаны с профессиональной деятельностью.
Особое значение в деятельности человека имеют профессиональные представления. Их роль в качестве регуляторов профессионального самоопределения рассматривалась А.И. Донцовым, Н.В. Комусовой, Т.В. Кудрявцевым, Р.П. Мильрудом. В ряде работ В.Г. Асеева , Н.Н. Гавриленко , Л.А. Сергеевой обращалось внимание на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие. В частности, отмечается, что адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом собственных интересов, желаний и способностей .

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список используемой литературы

1) Алеева Е. Работники вечной волны // КоммерсантЪ Деньги, № 50, декабрь, с. 36.
2) Асеев В.Г. Основные задачи психологии на рубеже веков // Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий. Материалы науч.- практ. конф. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 3 – 7.
3) Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М., 1993. – 320с.
4) Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. дис. № канд. психол. наук: — М., 1976. — 21 с
5) Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1976. – 187 с.
6) Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1976. – С 30.
7) Войтюк Д.К. Профессиональные представления как предмет рефлексивной диагностики. // Межрегиональный сборник научных трудов <Повышение качества современного образования: Методология. Теория. Практика.>. - Новосибирск.: НИПКиПРО., 2002. - с. 82-86.
8) Гавриленко Н.Н. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: Дис. ...канд. психол. наук. – Иркутск, 1993. – 143 с.
9) Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С.128-140.
10) Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция “социальных представлений“ в современной французской психологии. - М., 1987. – С. 10.
11) Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция “социальных представлений“ в современной французской психологии. - М., 1987. – С. 25
12) Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2002. – С. 464.
13) Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. – Свердловск, 1985. – 43 с.
14) Иваницкий Валерий. Поезд ушел. Бурное развитие СМИ в России привело к индустриальному кадровому кризису // Эксперт, 2005, № 48.
15) Исаева Н.А. Профессиональные интересы и представления студентов как компоненты педагогической деятельности // Формирование компонентов педагогической деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии: Сб. науч. трудов. Тула, 1988. — С. 41–47.
16) Калмыков А. структура профессии журналиста и анализ ее составляющих // Научно-кльтурологический журнал, № 12 (114), 2005.
17) Каталог стандартов перспективных работ на российском рынке труда. - М., 1997. – С. 230.
18) Кирт Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов в процессе профессионального самоопределения: Дис… канд. психол. наук. – М., 2000. – с. 56.
19) Климов Е. А. Образ... чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психоло¬гия. - 1991. - № 4. – С. 25.
20) Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988. – 198с
21) Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995. – 352с
22) Климов Е.А. образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
23) Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. - Ростов, 1981. – 179с.
24) Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
25) Лузаков А.А. Слово и дело в управлении организацией, или Зачем предприятию нужна идеология // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар: КубГУ, 2000. №3/4. – С. 102-105.
26) Маркова А.К. Психология профессионализма М., 1996. – 257 с.
27) Муратова Е.И., Климов А.М. Введение в специальность: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 64 с.
28) Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии, 1986. — № 6. — С. 28–32.
29) Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ // Новые исследования в психологии. – 1987. – № 2. – С. 36.
30) Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ // Новые исследования в психологии. – 1987. – № 2. – С. 25 – 28.
31) Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. — 1981. — № 5. — С.133–137.
32) Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С.16.
33) Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С. 15-18.
34) Рюттенгер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992. – С. 82.
35) Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. – С.172-197.
36) Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М., 1985. – С. 151.
37) Современный философский словарь. М., Бишкек, Екатеринбург. 1996. - С. 391.
38) Ткач Д. А. Профессиональная карьера современной молодежи : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03 Саратов, 2004.
39) Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.
40) Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. М.: Инфра-М, 2002. – С. 9.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ