20987 Управление персоналом торговой организации с целью предотвращения утечки коммерческой тайны
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы коммерческой тайны организации 6 1.1. Основные научно-теоретические подходы к исследованию коммерческой тайны организации в системе научного знания 6 1.2. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне 19 ГЛАВА 2. Анализ института коммерческой тайны в Российский Федерации 30 2.1. Правовой режим института коммерческой тайны 30 ГЛАВА 3. Процесс управления персоналом в ООО «Геокосмед» с целью предотвращения утечки коммерческой тайны 40 3.1. Характеристика предприятия 40 3.2. Анализ управления персоналом в ООО «Геокосмед» с целью предотвращения утечки коммерческой тайны. Рекомендации 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Надо признать, что, на фоне весьма серьезного отношения к защите государственной и военной тайны, проблема защиты конфиденциальной информации в коммерческих организациях осознается пока еще не в полной мере. В мире бизнеса имеет место разведка, недобросовестная конкуренция, локальные конфликты и широкомасштабные «военные» действия. Владение информацией о противнике является одним из наиболее существенных факторов успеха в такой борьбе. Поэтому решение проблемы утечки конфиденциальной информации необходимо для выживания и успешного бизнеса компании. Ущерб от раскрытия конфиденциальной информации может выражаться в потере конкурентных преимуществ, упущенной коммерческой выгоде, санкциях со стороны регулирующих органов, административной и уголовной ответственности за раскрытие персональных данных, ухудшении морального климата в коллективе вследствие раскрытия информации о заработной плате работников, о планируемых кадровых перестановках и т.п. Несмотря на то, что несанкционированное раскрытие информации является во многих случаях административно и уголовно наказуемым деянием, в условиях, когда информационное законодательство РФ еще полностью не сформировано, а процессы законотворчества сильно отстают от уровня развития информационных технологий, возникают существенные трудности в обеспечении юридической защиты интересов собственников конфиденциальной информации, однако приемлемое решение всегда существует и поиск этого решения должен осуществляться в рамках стандартной схемы: «объекты – угрозы – контрмеры». Цель работы. Целью дипломной работы является исследование процесса управления персоналом с целью предотвращения утечки коммерческой тайны в ООО «Геокосмед». Задачи исследования. Для достижения поставленной работе цели решаются следующие задачи: - раскрыть основные категории исследования, - дать анализ правового режима института коммерческой тайны, - дать анализ информационной защиты коммерческой тайны в ООО «Гекосмед». Объект исследования. Объектом исследования работе выступает режим коммерческой тайны в организации. Предмет исследования. Предмет исследования – управление персоналом с целью предотвращения утечки коммерческой тайны в ООО «Геокосмед». Разработанность проблемы исследования. Изучение данной темы, находящейся на стыке наук – управления персоналом, социологии массовой коммуникации, социологии управления, психологии, потребовало привлечения релевантных источников и широкого круга литературы, в которых содержатся как теоретические концепции и подходы, так и прикладные аспекты информационного воздействия. В работе также были задействованы результаты вторичных социологических исследований . Но, несмотря на наличие как теоретических, так и практических работ в области управления персоналом с целью информационной безопасности компании. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, заключения, списка использованной литературы и трех глав.
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы коммерческой тайны организации 1.1. Основные научно-теоретические подходы к исследованию коммерческой тайны организации в системе научного знания
Эффективное функционирование института коммерческой тайны в организации – серьезная задача для любой компании. Информация занимает в жизни организации все более значительное место. Не случайно сейчас говорят об информационном обществе как новом этапе развития человечества. Безопасность интересов в информационной сфере, в свою очередь, стала определять содержание института коммерческой тайны . Для того, чтобы исследовать режим коммерческой тайны организации, необходимо дать представление о центральных понятиях дипломной работы. Коммерческая тайна представляет собой право предприятий, организаций не разглашать, не сообщать, сохранять в тайне сведения об их производственной, торговой, финансовой, научно-технической деятельности, обусловленное опасностью нанесения ущерба предприятию. В отличие от государственной коммерческая тайна не охраняется с соблюдением лицензированных методов и сертифицированных средств, которые необходимы только на стыках передачи информации от коммерческих структур государственным. Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. К сведениям, составляющим коммерческую тайну, относятся несекретные сведения, предусмотренные “Перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия“, утвержденным и введенным в действие приказом руководителя предприятия. Коммерческая тайна предприятия является его собственностью. Если она представляет собой результат совместной деятельности с другими предприятиями, основанной на договорных началах, то коммерческая тайна может быть собственностью двух сторон, что должно найти отражение в договоре. Законодательство Российской Федерации определяет коммерческую тайну как научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Данное понимание режима коммерческой тайны емко и полно описывает искомую категорию. Именно она ляжет в основу нашего исследования . Коммерческая тайна – это информация, к которой применен правовой режим. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными нормами государства и предприятия. Деятельность по обеспечению коммерческой тайны организации направлена на то, чтобы не допустить убытков от потери конфиденциальной информации. Соответственно, предполагается наличие ценной информации, из-за потери которой предприятие может понести существенные потери. В результате отметим, что объектом коммерческой тайны является информация. Категория «информация» имеет значительное количество определений. Выделим определение понятия, данное С.И. Ожеговым. Информация - «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь», в свою очередь, понятие «сведения» определяется как «известие, сообщение, знание, представление», понятия «известие», «сообщение», «знание» – соответственно как «сообщение», «известие», «совокупность сведений» . Информационная инфраструктура предприятия представляет собой искусственную среду, которая призвана обеспечивать удовлетворение потребностей организации в сборе, хранении, передаче, обработке и распространении всей необходимой ей информации. Можно выделить две основные составляющие информационной инфраструктуры предприятия: -организационную -и технологическую . Организационная составляющая информационной инфраструктуры включает индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи; системы формирования и обеспечения сохранности информационных ресурсов; системы обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационным системам, сетям связи и информационным ресурсам; индустрию информационных услуг и информационный рынок; систему подготовки и переподготовки кадров, проведения научных исследований. Технологическая составляющая информационной инфраструктуры предприятия образуется информационно-телекоммуникационными системами и сетью связи. Информационно-телекоммуникационные системы представляют собой совокупность информационно-вычислительных систем, объединенных системой передачи данных. Информационно-вычислительные системы реализуют функции автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации, а системы передачи данных позволяют осуществлять обмен этой информацией между информационно-вычислительными системами, а также обеспечивать доступ удаленных пользователей к хранящейся и обрабатываемой информации. Информационная инфраструктура предприятия способна как осуществить передачу сообщения оперативно и без искажений, так и исказить это сообщение, потерять его или несвоевременно доставить адресату. Вследствие этого она оказывает определенное влияние на информацию и должна учитываться при исследовании информационного взаимодействия между людьми . Можно сформулировать следующие основные положения данной концепции информации. 1. Информация есть сложное явление, образуемое, с одной стороны, проявлением свойства объектов живой природы (субъектов) отражать в форме психических ощущений движение объектов окружающего мира (содержательная сторона информации), а с другой – проявлением способности некоторых объектов живой природы передавать с помощью сообщений испытанные ими ощущения (образы) другим объектам живой природы (представительная сторона информации). 2. Содержательная сторона информации (сведения) субъективна, так как определяется свойствами сознания конкретного субъекта и не может непосредственно фиксироваться органами чувств. 3. Информация обладает двойным дуализмом. Во-первых, она обусловлена, с одной стороны, свойством движения объектов материального мира как атрибута материи, а с другой – свойством объектов живой природы отражать в особой форме это движение. Во-вторых, информация, с одной стороны – содержательной – субъективна и определяется особенностями сознания конкретного индивида, а с другой – представительной – объективна, так как, будучи представлена в виде сообщения, может быть воспринята органами чувств человека. 4. Представительная сторона информации в определенной степени зависит от среды распространения информации, которая в современном обществе определяется его информационной инфраструктурой. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что содержание отношения связи между явлением обеспечения коммерческой тайны организации и понятием «информация» определяется, с одной стороны, зависимостью свойств организации, составляющих объект коммерческой тайны, а также обусловливающих противодействие угрозам …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………..
--------- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аносов В. Д., Стрельцов А. А., Ухлинов Л. М. О федеральной программе выявления и пресечения преступлений в сфере компьютерной информации // Проблемы информационной безопасности, 2008, № 1. 2. Анализ законотворчества в РФ в контексте права человека на информацию // Центр Право и СМИ, 2008. - № 8. 3. Аносов В.Д., Лепский В.Е. Исходные посылки проблематики информационной безопасности /Проблемы информационной безопасности. М.: Институт психологии РАН, 2006. - С.7-11. 4. Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений: вопросы теории. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. - С. 66-71. 5. Бачило И.Л. Методика гармонизации национальных законодательств России и Беларуси. // Российская газета от 2000, 28 сентября. - № 187. 6. Информационно-психологические проблемы безопасности личности и общества /Тезисы докладов научно-практического семинара Санкт-Петербург, 26-27ноября 2007г. – СПб.: Академия национальной безопасности (СПб). - 42с. 7. Волчинская Е. К., Терещенко Л. - М.: Наука, Якушев М. В. Интернет и гласность. // Галерия, М., 2008. 8. Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б., 2003 г.: Операции информационной войны: методы, средства, технологии, краткий энциклопедический словарь — М.: Горячая линия — Телеком, 450 с.: ил. 9. Государственная тайна в Российской Федерации / Под общей редакцией М. А. Вуса // С.-П., СПГУ, 2008. 10. Грачев Г. В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях// Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. М.: 2008. 11. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Наука, 2008. 12. Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. - № 6. 13. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. (Серия: История России. Современный взгляд). М.: Алгоритм, 2000. — 735 с. 14. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 688 с. (Библиотека практической психологии). 15. Комов С. А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль. 2006. N 3. 16. Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. - М.: Наука, 2007. 17. Лопатин В. Н. Концептуальные подходы к развитию законодательства в области обеспечения информационной безопасности // Безопасность информационных технологий, 2008, № 2. 18. Лопатин В. Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации // М., Государственная Дума, 2008. 19. Маршалл А. Принципы политической экономии /М., 2003. Т.1-3. 20. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б., 2003 г.: Государственная информационная политика в условиях информационной войны, монография. — М.: Горячая линия — Телеком, 541 с. 21. Манойло А. В., Фролов Д. Б., Информационно-психологическая война в системе политических отношений информационного общества, 2003 г.: Государственная информационная политика: проблемы и технологии, Сборник статей / Отв. редактор и составитель Е. П. Тавокин — М.: Изд-во РАГС, С. 85-95. 22. Манойло А. В., Фролов Д. Б., Вепринцев В. Б., Особенности информационной политики эпохи информационного общества, СПб.: Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы, 2002 г., N 4, С. 18-22. 23. Обзор государственной политики развития ИКТ: Финальный отчет. - М.: Наука, 2002. 24. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: «Рефл-Бук», К.: «Ваклер» — 2000. — 576 с. 25. Паппэ Я. Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 2002-2000. — М.: ГУ-ВШЭ, 2000. — 232 с. 26. Панарин И. Информационная война и финансовые кризисы // VIP-Premier, 2008, N 1. 27. Пирумов В. - С., Родионов М. А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль. 2007. N 5. - С. 44-47. 28. Проблемы информационной безопасности /Под ред. А.В.Брушлинского и В.Е.Лепского. М.: Институт психологии РАН, 2006.-100с. 29. Психология и безопасность организаций / Под ред. А.В.Брушлинского и В.Е.Лепского. М.: Институт психологии РАН, 2007. – 104с. 30. Психоэкология России. Проблемы безопасности информационного пространства и психосферы страны /Материалы совещания рабочей группы и актива по разработке законодательства в сфере информационной безопасности (6 февраля 2007 г.), Санкт-Петербург /Редакторы А.А.Бойцов, А.А.Бухтояров, А.Н.Хлуновский. – СПб.: Институт медико-психологических проблем. – 47с. 31. Прохоров Е.П. Журналистика и проблемы массово-информационной безопасности. Вестник МГУ. Сер.10, Журналистика. - №1, 2006. 32. Расторгуев С. П. Информационная война. М.: Радио и связь, 2008. - С. 35-37. Цыбмал В. И. О концепции информационной войны//Информационный сборник «Безопасность». 2005. N 9. - С. 35. 33. Разработка стратегии государственной политики в области ИКТ сектор: Финальный отчет. - М.: Наука, 2002. 34. Развитие информационного общества в России: программа действий. - М.: Наука, 2004. 35. Разработка стратегии государственной политики в области ИКТ сектор: Финальный отчет. - М.: Наука, 2002. 36. Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М., Войскунский А.Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). – М.: Институт системного анализа РАН, 2007. – 52с. 37. Стрельцов А.А. О концепции информационной безопасности России. Информатика и вычислительная техника. Вып.3-4, 2005. 38. Степанов Е. Учетная карточка – как личное дело. // Кадровое дело. №3, 2003. 39. Степанов Е. Персональные данные и их защита. // Кадровое дело. №9, 2003. 40. Степанов Е. Защита информации при работе с ЭВМ. // Кадровое дело. №2, 2001 41. Куракин П. Контроль защиты информации. // Кадровое дело. №9, 2003. 1. Кузьмин. Внимание! Сведения конфиденциальные. // Российская юстиция. №4, 2002. 42. Ситникова Е. Дисциплинарная ответственность работника. // Кадровое дело. № 1, 2003. 43. Талапина Э.В. Публичные и частные правовые регуляторы информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. -М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 2006. 44. Талапина Э.В. К вопросу об информационной функции государства // Информационное общество. -2002. - № 1. - С. 20-28. 45. Фатьянов А. А. Тайна и право. Основные системы ограничений на доступ к информации в российском праве // МГИФИ, 2008. - № 1. 46. Четвертая всероссийская конференция Право и Интернет: теория и практика. - М.: Наука, 2002. -С. 77-98. 47. Толчинский Л.Г. Современные средства массовой информации как фактор, определяющий специфику духовного влияния на процесс социально-экономического реформирования (по материалам Республики Татарстан): Автореф. дисс. канд. социол. наук: 22.00.06. / Казанский финансово-экономический институт. – Казань, 2000. – 22с. 48. Цуладзе А. Политическая мифология. М.: Наука, 2003. 49. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 2004. 50. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. 51. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001 52. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 2004 53. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. – М.: Высшая школа, 2001. 54. Французова Л. Личные данные работников. // Кадровое дело. №4, 2003. 55. Удальцова М.В. Социология управления / М.В. Удальцова. – М.: Инфра-М, Новосибирск, НГАЭиУ, 2000. 56. Энциклопедический социологический словарь; Общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 2001.