Содержание: Введение. 2 Глава 1. Основы системы образования в России. 4 1.1. Исторические корни. 4 1.2. Современная структура системы образования. 8 1.3. Проблемные вопросы образования. 9 2. Современная система образования в Российской Федерации. 18 2.1. Анализ состояния современной системы образования. 18 2.2. Финансирование системы образования в Российской Федерации. 19 2.3. Перспективы развития системы образования РФ. 21 Заключение 29 Список литературы 31
Введение. Государственная система образования Советского Союза, несмотря на известные минусы, обеспечивала всему населению широкую доступность и высокий уровень знаний. В 1989 году в РСФСР грамотность взрослого населения была практически сплошной и составляла 99,8%. Для сравнения можно привести такие данные: в 1897 году этот показатель был 29,6%, а в 1926 году – 60,9% . В СССР практически все обучающиеся обеспечивались учебниками, очень высокой была посещаемость занятий. Профессия преподавателя считалась престижной и уважаемой. Замечателен тот факт, что после полёта в космос Юрия Гагарина в 1961 году американский президент Джон Кеннеди сказал: «Победило советское образование». Глубокий экономический кризис, охвативший постсоветскую Россию, переходящую на рыночную систему, нашёл своё выражение в резком сокращении объёма валового внутреннего продукта, росте безработицы и бедности, снижении государственных расходов на социальные нужды. Все эти факторы, к сожалению, отрицательно сказались на отечественной системе образования, привели к катастрофическому ухудшению её качественных параметров. В системе образования получили массовое распространение такие негативные явления, как коррупция, неформальные взносы родителей на содержание учебных заведений и т.п. В школах и ВУЗах значительно снизились требования к посещаемости занятий и к содержанию знаний обучаемых. Снижение образованности населения в нашей стране, в частности среди российских школьников, подтвердили результаты реализации международного проекта PISA (интернациональная программа исследований школьного обучения). Объектом этих исследований, проведённых в 2000 году специалистами ОЭСР в 32 странах мира стали знания, способности и умения учащихся 15-летнего возраста в области чтения, математики и естествознания. К глубочайшему сожалению, показатели российских школьников оказались значительно хуже их сверстников их других стран: 27-29 места по грамотности чтения, 21-25 – по математическим знаниям и 26-29 – по естественным наукам . Хуже знания оказались у бразильцев, мексиканцев, латышей, португальцев и учащихся из Люксембурга. А в числе лидеров оказались учащиеся из Южной Кореи, Японии, Финляндии, Канады, Новой Зеландии и Австралии. Целью курсовой работы является всесторонний анализ и изучение структуры системы образования и ее финансирование. В соответствии с целью, задачами курсовой работы будут следующие : - изучение теоретических основ развития и проблемы образования в России; - провести анализ финансирования современной системы образования в Российской Федерации. Методологической основой курсовой работы послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей.
Глава 1. Основы системы образования в России. 1.1. Исторические корни. Прежде, чем начать разговор о современной системе образования в России, её проблемах и перспективах, хотелось бы вкратце вспомнить об её исторических корнях. Образование в России формировалось в условиях централизации государственной власти. Создаваемые ею все виды учебных заведений являлись государственными, т.е. содержались на средства государства, и их имущество не принадлежало какому-либо отдельному лицу . Согласуясь с потребностями военно-феодального режима России XVIII в., эти учебные заведения служили целям усиления военной и экономической мощи государства. При Петре I сама учёба в ВУЗах рассматривалась как служба – обучающиеся получали жалованье, а за неисполнение своих обязанностей подвергались серьезным служебным взысканиям. Суть образовательно-профессиональной программы в этих ВУЗах состояла в приобретении обучающимися чисто профессиональных навыков и умений; общеобразовательная составляющая получаемых знаний при этом присутствовала в том объёме, сколько этого требовалось для практической деятельности: арифметика, фортификация, баллистика и т.п. Этим объясняется крайне сдержанное отношение государственной власти к развитию университетского образования, которое в связи со своей нацеленностью на культурологическую функцию образования рассматривалось как источник западноевропейского вольнодумства и демократии. Ни в том, ни в другом авторитарное российское государство не нуждалось (добавим, и не только российское, а любое авторитарное). В этой связи первый университет в России, созданный в 1724 г. указом Петра I при Петербургской Академии наук, до 1753 г. едва произвел один
|