11089 Основные сферы и модели взаимодействия государственного управления и местного самоуправления
Оглавление: Введение 3 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 6 1.1. Принципы, направления и формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 6 1.2. Формы и методы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти 13 2. Зарубежные модели взаимодействия государственных органов с местным самоуправлением 22 2.1. Характеристика зарубежных моделей взаимодействия государственных органов с местным самоуправлением 22 2.2. Сравнительный анализ зарубежных моделей взаимодействия государственных органов с местным самоуправлением 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение Актуальность темы курсовой работы определяется сложным и противоречивым характером взаимодействия двух до определенной степени независимых систем социального управления: государственного управления и местного самоуправления. Россия на различных этапах своего развития в той или иной мере утрачивала самоуправленческую составляющую в организации системы власти. Очередной этап сильной концентрации государственной власти приходится на период 1930-1980 гг., когда местное самоуправление было вычеркнуто из государственного устройства и заменено государственным управлением на местах. В настоящее время Россия после длительного перерыва пытается вернуться к системе публичной власти, которая включает: государственное управление, организованное по принципу «сверху - вниз», и местное самоуправление, организованное по принципу «снизу - вверх». Мощный толчок к развитию местного самоуправления в первой половине 1990-х гг. дало стремление федеральной власти сдержать центробежные тенденции, которые возникли в ряде субъектов Российской Федерации в этот период. Местное самоуправление, являясь органической частью системы сдержек и противовесов, работающей не только по горизонтали, но и по вертикали, способно создать реальный противовес сепаратистским настроениям региональных элит и способствовать укреплению принципов федерализма. С другой стороны, местное самоуправление, представляя собой уровень публичной власти, наиболее приближённый к населению, выступает одним из сильнейших социальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие общества и государства. Поэтому обеспечение развития и повышения эффективности деятельности местного самоуправления как необходимых условий становления экономически и социально развитого демократического государства в настоящее время было провозглашено целью государственной политики в Российской Федерации. Вместе с тем в процессе становления новой модели взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации отчетливо наметились несколько противоречивых тенденций. В одних субъектах Федерации наблюдается тенденция поглощения местного самоуправления государственными структурами с установлением на уровне районов, городов органов государственной власти, в других - местное самоуправление наделяется столь широкими государственными полномочиями, что практически становится государственным управлением на местах, в третьих — превращается в безвластный орган общественной самодеятельности, лишенный необходимой материальной и финансовой основы. На данном этапе муниципального строительства в Российской Федерации определяющую роль в этом процессе играют органы государственной власти, причем как негативную, так и позитивную. С одной стороны, органы государственной власти, декларируя необходимость формирования муниципальных структур, начали создавать правовые, экономические, организационные условия для развития местного самоуправления, а с другой - недостаточная проработанность ряда основных положений, определяющих эффективность деятельности органов местного самоуправления (правовые, территориальные, экономические основы), а подчас и сопротивление этому процессу со стороны органов государственной власти в ряде субъектах Федерации, не позволяют местному самоуправлению развиться до реально действующего института управления. В этой связи становится актуальной задача исследования форм и моделей взаимоотношений органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, что необходимо для выявления проблем в становлении данного института и, соответственно, нахождении путей для их разрешения. Цель курсовой работы: рассмотреть содержание и основные направления взаимодействия государственного управления и местного самоуправления. В соответствии с целью, задачами курсовой работы будут следующие: - изучение теоретических основ взаимодействия государственного управления и местного самоуправления; - анализ проблем взаимодействия государственного управления и местного самоуправления; - пути решения проблем взаимодействия государственного управления и местного самоуправления. Объектом исследования является система публичной власти, включающая государственное управление и местное самоуправление, а предметом - взаимодействие органов государственной власти и управления и местного самоуправления в Российской Федерации. Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными авторами в области общей социологии, социологии управления, социологии политики, социальной философии, кратологии, муниципального менеджмента, государствоведения и правоведения.
1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 1.1. Принципы, направления и формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей . Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.
---------------------------------- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ 2. Бабич A.M. и др. Социальная сфера в условиях перехода к рынку /Под ред. Е.Н. Жильцова. — М., 2010 – 435 с. 3. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики.М.: Финансы и статистика, 2011 – 442 с. 4. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс /Под ред. Т.Г. Морозовой и А.В. Пикулькина. — М.: Финстатинформ, 2010 – 443 с. 5. Государство и управление в США /Отв. ред. Л.М. Евенко. — М.: Мысль, 2011 – 424 с. 6. Григорьева И.А. Модели социальной политики: одна, две или больше? // Муниципальная власть. 2010. N 4. 7. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 8. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. М.: Инфра-М, 2010 – 554с. 9. Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне. М.: Финансы и статистика, 2010. 10. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. 11. Кузьминский А.И. Модели развития экономики //Экономика и жизнь. — № 31. – 2012. 12. Лапшин Н.П. Управление отраслью // Встреча. 2012. N 2. 13. Левихов Л.А. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. М.: Инфра-М, 2010 – 543с. 14. Макроэкономика /Под ред. И.П. Николаевой. — М.: Финстатинформ, 2011 – 670 с. 15. Муниципальное управление. М.: РИЦ “Муниципальная власть“, 2010. 16. Муниципальные технологии. Сборник статей. М.: Консультационная фирма “ИМС“, 2011. 17. Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. М.: МОНФ, 2010. 18. Парахина В.Н. Муниципальное управление : учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. — М. : КНОРУС, 2011 – 432с. 19. Пенкова-Люейер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: политики. 2010. N 3. 20. Попков Ю.С. и др. Системный анализ и проблемы развития городов. М.: Наука, 2012 – 569 с. 21. Рекомендации по разработке проектов создания финансово-промышленных групп //Экономика и жизнь. — 2012. — № 3. 22. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб.: Питер, 2011 – 323с. 23. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2010. 24. Управление культурой в условиях рыночной экономики / Сост. В.А. Лапшин // Актуальные проблемы культурной политики. Инф. бюллетень N 12. М., 2012. 25. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Е.В. Тишина. М.: РИЦ “Муниципальная власть“, 2011. 26. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. М.: Дело, 2010. 27. Харлоф Э. Местные органы власти в Европе. М.: Финансы и статистика, 2010 – 190с. 28. Хорее Л.Г. Основы государственной экономической политики. — М.: Изд-во «БРК», 2010 – 543с. 29. Черняк В.З. История государственного и муниципального управления в России: Учебник для вузов. М.: Изд-во РДЛ, 2011 – 434с. 30. Швецов А.Н. Государственная поддержка российских городов. М.: Едиториал УРСС, 2010 – 387с. 31. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. — М.: Аспект Пресс, 2011 – 323с.