Содержание: Введение 3 1. Исторические предпосылки зарождения менеджмента 5 1.1. Историческое значение термина « менеджмент» 5 1.2. Управленческие революции 11 2. Развитие взглядов на менеджмент 22 2.1. «Одномерные» учения об управлении 22 2.2. «Синтетические» учения об управлении 24 Заключение 27 Список использованной литературы: 29
Введение В мировой и российской практике существуют разные концептуальные подходы. В ряде случаев в качестве отдельных самостоятельных областей рассматриваются вопросы стратегического управления, построения структуры и технологии управления организацией, управления персоналом и т.д. В зарубежной практике менеджмент иногда рассматривают как составную часть маркетинга. Существующее разнообразие подходов к определению содержания менеджмента и большое количество книг, затрагивающих разные аспекты менеджмента, делают необходимым прояснить позицию автора по этому вопросу. Безусловно, различные подходы имеют право на существование и полезны с точки зрения профессионального выполнения специализированных функций управления, среди которых прежде всего выделяются маркетинг, стратегия, кадры. Но, с позиции руководителя предприятия, несущего ответственность за ключевые стороны деятельности: за будущее предприятия, эффективность построения и взаимодействия органов управление, подбор и профессионализм персонала, — важна наука и практика менеджмента как совокупность находящихся во взаимосвязи элементов, ведь на практике все взаимосвязано: от квалификации и опыта руководящего персонала зависит правильность выбранной стратегии; структура управления может помогать или, наоборот, мешать реализации стратегии, а эффективность предприятия не в последнюю очередь зависит от умения построить систему мотивации и систему управления знаниями. Эти непростые задачи ставит перед собой руководитель и ищет их решение как менеджер-профессионал, естественно, опираясь на помощь и советы узких специалистов. Целью курсовой работы является всесторонний анализ и изучение зарождения и развития менеджмента. В соответствии с целью, задачами курсовой работы будут: - изучение теоретических основ менеджмента; - провести исследование методологической базы менеджмента. Методологической основой курсовой работы послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей.
1. Исторические предпосылки зарождения менеджмента 1.1. Историческое значение термина « менеджмент» В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции. «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos — народ, ago — веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления — умения с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится, как правило, на периоды демократических режимов. (И сегодня, в 90-е годы XX века, с установлением в России демократической власти, расцвели популизм, заигрывание с народом, стремление завоевать авторитет словесными обещаниями и, если хотите, демагогией.) Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практически невозможно. Другой метод управления — «рукоприкладство», т. е. умение вести за собой при помощи физического воздействия, представлявшее собой специфику тиранического режима, неограниченную власть государя, — назывался «деспотизмом» . Итак, греческое слово despoteia именовало неограниченную власть одного лица, стоящего над народом, т. е. нечто противоположное демагогии. Однако первоначально словом «деспот» обозначали также домохозяина, владельца, начальника и предводителя. Естественно, это совсем другой тип социальных отношений. Демагог имеет дело с равными себе гражданами, свободными в своем волеизъявлении. Для того, чтобы как-то выдвинуться, стать вождем, надо
|