10665 Лидерство и его роль в деятельности современного менеджмента
Содержание: Введение 3 1. Теоретические основы лидерства 5 1.1. Природа и определение понятия лидерства 5 1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией 7 1.3. Лидер и менеджер 12 2. Традиционные концепции лидерства 17 2.1. Теория лидерских качеств 17 2.2. Концепции лидерского поведения 21 Заключение 25 Список использованной литературы: 27
Введение Понятие «лидер» было обнаружено в английском языке еще в XIII веке, производное от него понятие «лидерство» появилось значительно позже, лишь в начале прошлого века. Почему? Вероятно до этого времени в нем не было необходимости, то есть не существовало такого явления, которое необходимо было бы обозначить именно этим словом. Дело в том, что в XVIII веке во время промышленной революции происходит усложнение социально-экономической структуры общества, дифференциация производственных функций, а значит требует изменений и процесс управления обществом, трудовой деятельностью и т.д. Для характеристики которого уже не достаточно одного лишь понятия - «управление», ибо управленческий процесс усложняясь требует и специальных терминов, которые бы отражали различие между его элементами. Вот и появились такие слова как «администрирование», «лидерство», «менеджмент». Проблема лидерства как объект научного исследования выявляется в начале ХХ столетия. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, сточки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться. Целью курсовой работы является всестороннее изучение лидерства и его роли в деятельности современного менеджмента. В соответствии с целью, задачами курсовой работы будут следующие: - изучение природы и определение понятия лидерства; - изучение содержания понятия лидерства в управлении организацией; - провести исследование теорий лидерских качеств. Методологической основой курсовой работы послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей.
1. Теоретические основы лидерства 1.1. Природа и определение понятия лидерства Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь». Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям. Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере