20281 Социальные проблемы органов муниципального образования
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. Муниципальное образование в системе местного самоуправления 1.1. Местное самоуправление: определение, основные признаки и функции 1.2. Муниципальное образование - территориальное звено в системе местно-го самоуправления 1.3. Управленческая деятельность органов местного самоуправления Глава 2. Управленческие аспекты деятельности муниципального образования “-“ 2.1. Правовые и организационные основы деятельности муниципального образования “-“ 2.2. Отчет по итогам работы за 2006 и 2007 годы 2.3. Итоги социального развития за 1 полугодие 2008 года 2.4. Перспективный план развития до 2012 года. 2.5. Социальная деятельность муниципального образования «-» Глава 3. Актуальные проблемы совершенствования социальной деятельности муниципального образования 3.1. Наиболее острые социальные проблемы муниципального образования «-» 3.2. Проблемы совершенствования социальной деятельности муниципально-го образования Заключение Литература
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена растущей потребностью российского общества в реформах. К числу таких важных преобразований относится муниципальная реформа, так как наличие сильного и социально-эффективного местного самоуправления является одним из факторов становления гражданского общества в России и ключевым, движущим элементом социального развития страны. Именно муниципальный уровень решения социальных вопросов позволяет реализовать социальные цели применительно к каждому человеку, учитывая многообразие особенностей его положения в обществе. Социальная сфера воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования - его человеческий потенциал, человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т. е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ: Предпосылкой ана-лиза современных проблем местного самоуправления с учетом российской специфики является понимание истории его становления, достаточно хорошо выявленный в работах В. П. Безобразова, Л. А. Велихова. А. Д. Градовского, Б. Н. Чичерина, В.Н. Лешкова, А.И. Васильчикова, И.П. Белоконского, Б.Б. Веселовского, Ю.В. Готье, Н.И. Лазоревского. Общие вопросы теории и проблемы местного самоуправления в современной России представлены в трудах В. С. Абрамова, И. А. Адигамова, Е. Г. Анимицы, М. А. Аюпова, Ю. Н. Дорожкина, 3. И. Еникеева, С. Ю. Кабашова, Р. X. Мальцева, В. И. Патрушева и др. В работах Н. А. Волгина, В. К. Егорова, С. В. Калашникова, В. Б. Зотова и др. исследованы общие вопросы муниципального управления в социальной сфере. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: муниципальное образование “-“ Удмурт-ской республики. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: социальная политика вышеназванного образования. ЦЕЛЬЮ данного исследования является выявление основных тенденции развития и управления социальной политикой муниципального образования “-“. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Определить роль муниципального образования в системе местного самоуправления 2. Рассмотреть организационные и правовые основы местного само-управления в муниципальном образовании “-“ Удмуртской Республики. 3. Охарактеризовать управленческую деятельность в социальной сфере муниципального образования “-“. 4. Выявить основные тенденции развития социальной сферы муниципального образования “-“. 5. Выявить актуальные проблемы совершенствования социальной деятельности муниципального образования. ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВОЙ данного дипломного исследования являются законодательные и нормативные материалы, труды отечественных специалистов в области муниципального управления в социальной сфере: Н. А. Волгина, В. К. Егорова, С. В. Калашникова, В. Б. Зотова и других; МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Эмпирические методы: наблюдение и изучение законодательных и нормативных материалов. 2. Теоретические методы: теоретический анализ учебной литературы (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений). СТРУКТУРА РАБОТЫ: Дипломная работа включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список. Во введении отражена актуальность и значимость темы исследования. В основную часть работы включены 3 раздела: В первом разделе раскрывается роль муниципального образования в системе местного самоуправления. Во втором разделе рассматриваются управленческие аспекты деятельности в социальной сфере муниципального образования “-“ Удмуртской Республики. В третьем разделе выявляются актуальные проблемы совершенствования деятельности муниципального образования. В заключении отражены в обобщенном виде выводы проделанной работы. Библиографический список включает 39 источников.
1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Местное самоуправление: определение, основные признаки и функ-ции
Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления. Управление - это внешнее воздействие, «поступающее» в систему извне. Самоуправление - это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой. Любая сложная социально-экономическая система предполагает децен-трализацию управленческих функций. Представители каждого иерархического уровня управления имеют свои обязанности, ресурсы и полномочия для их выполнения, несут определенную ответственность за принимаемые решения. В структурах власти разграничение полномочий и ответственности между ее уровнями может осуществляться по-разному. В тоталитарном госу-дарстве подбор руководителей всех уровней (даже при формальной выборности, как это было в СССР), наделение их полномочиями и ресурсами осуществляются сверху вниз, а ответственность - снизу вверх. Местная власть в этом случае представляет собой нижний уровень государственной власти. В демократическом обществе источником власти признается народ, устанавливаются ответственность органов власти перед народом и контроль общества над властью, выборы осуществляются на альтернативной основе, разграничение полномочий и ресурсов по уровням управления регулируется законами, а местная власть функционирует на принципах самоуправления. Решающий голос в принятии решений по вопросам жизнедеятельности в границах данной территории принадлежит жителям этой территории и избираемым ими органам местного самоуправления [20, с.45]. В РФ как демократическом государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов Федерации в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования. Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной ав-тономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседнев-ным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия. В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как одну из необходимых основ любого демократического строя, как важнейший принцип организации власти в государстве, как непременное условие формирования и развития гражданского общества. Определение и основные признаки местного самоуправления Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления - документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 г. В Европейской Хартии дается следующее определение местного самоуправления: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способ-ность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами [28, с.147]. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону». Что касается российского законодательства. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 1995 г. (в дальнейшем - Федеральный закон 1995 г.), гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». В новой редакции того же закона от 2003 г., вступающей в силу с 1 января 2006 г. (в дальнейшем - Федеральный закон 2003 г.), говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций» [2]. Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в Федеральном законе 1995 г. акцент сделан на местное са-моуправление как на деятельность населения, а в Федеральном законе 2003 г. - как на форму осуществления народом своей власти. Представляется, что важным является и то, и другое. Отличие формулировок российских законов от Европейской Хартии местного самоуправления в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает прежде всего само население и уж затем - органы местного самоуправления. В то же время Европейская Хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и фи-нансовая, служит главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998 г. Европейской Хартии требуют учета всех ее отправных положений. Европейской Хартией установлено, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны. Конституцией же РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является ее народ, осуществляющий свою власть непосредст-венно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основные признаки местного самоуправления, отличающие его от государственной власти, наиболее точно указаны Л. Велиховым. К таким признакам он относит: - различие в характере власти. Местное самоуправление - власть подза-конная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью; - разграничение сфер компетенции... Речь идет об ограниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению; - самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном само-управлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач; - территориально-ограниченный выборный принцип. Все эти принципы в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ. Таким образом, местное самоуправление - это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.
1.1 Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
Признание местного самоуправления особой формой власти и особым общественным институтом означает признание того, что, наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом, существуют также коллективный интерес местной общины, местного сообщества, т. е. муниципальный интерес. Последний состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории. Сам термин «муниципалитет» происходит от латинских слов munis - тяжесть, тягота, бремя и capio, recipio - беру, принимаю. Иными словами, самоуправление - бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет служит своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач [11, с.65]. Ведь население и образуемые им органы могут сами гораздо лучше ре-шать задачи повышения уровня и качества своей жизни, чем государствен-ные органы при централизованном управлении местными делами. Из признания местного самоуправления следует признание важности местных интересов в реализации государственной политики. Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функ-ции местного самоуправления в современном обществе. Для оценки этой роли и функций напомним, что политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции. Первый сектор - власть (функция власти, политическая функция); второй сектор - бизнес (хозяйственная функция); третий сектор - гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий). Если под этим углом зрения взглянуть на местное самоуправление, то можно сделать вывод, что в современном обществе оно выполняет все три перечисленные функции (рис. 1.1).
Рисунок 1.1. Местное самоуправление в системе основных структур об-щества
Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая обязательные для испол-нения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции. Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………..
--------- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 2. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации “ от 06.10.2003 N 131-ФЗ. 3. Закон УР “О формировании органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в Удмуртской Республике“ от 1 марта 2005 г. N 400-III. 4. Закон УР “Об административно-территориальном устройстве УР“ от 26 сентября 2006 года N 46-РЗ. 5. Решение Завьяловской районной от 16 июня 2005 г. N 232 “О принятии устава муниципального образования “Завьяловский Район“. 6. Решение Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» от 27 декабря 2007 года №35 «О программе социально-экономического развития муниципального образования «Завьяловский район» на 2008 год и прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «Завьяловский район» до 2012 года». 7. Бабун Р. В., Мальковец Н. В. Самая близкая к народу власть (о местном самоуправлении для всех): Пособие для населения и общественных организаций. - М.: МОНФ, серия «Библиотека местного самоуправления». - Вып. 36, 2001. – 145 с. 8. Бойко Н. С. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в регионе / Н. С. Бойко // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2007. - № 1. – С. 33-34. 9. Вагина Л. Реформы местного самоуправления: кадры решают все! / Л. Вагина // Свободная мысль. – 2006. - № 9. – С. 106-115 10. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Н. Новг.: Изд-во Гладкова О.В., 2004.- 454с. 11. Волгин Н. А., Егоров В. К. Социальная политика в муниципальных образованиях. – М.: Альфа-Пресс, 2006. - 568 с. 12. Воронин А. Г, Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. - М.; Финансы и статистика, 2002. – 344 с. 13. Вяткин Н. А. Правотворчество органов местного самоуправления и регистрационная деятельность органов юстиции в механизме обеспечения единства правового пространства Российской Федерации / Н. А. Вяткина // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2007. - № 1. – (109). – С. 38-45. 14. Дитятковский М. Ю. Формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / М. Ю. Дитятковский // Конституционное и муниципальное право. – 2007. - № 2. – С. 33-36. 15. Ершов Ю. С. Федеральные округа России: особенности развития экономики и социальной сферы / Ю. С. Ершов, Н. М. Ибрагимов, Л. В. Мельникова // Регион: экономика и социология. – 2006. - № 4. – С. 41-55. 16. Емельянов А. Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: стратегия развития // «Черные дыры» в Российском Законодательстве / «Black Holes» in Russian Legislation. – 2007. - № 1. – С. 39-42. 17. Иванов В. В., Коробова Л. Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. - М.: Инфра-М, 2002. – 256 с. 18. Иванова В. Я., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 287 с. 19. Игнатов В. Г. и др. Экономика социальной сферы. - Ростов-н/Д.: МарТ, 2003. - 295 с. 20. Исаков В. Муниципальные образования: один из факторов сдерживания экономического развития / В. Исаков // Власть. - 2006. - № 11. - С. 69-72. 21. Ковалев В. Российская муниципальная реформа: бесконечный тупик? (О прикладных социально-политических аспектах реформы местного самоуправления в РФ) / В. Ковалев // Вопросы местного самоуправления. – 2-6. - № 4. – С. 19-25. 22. Кокуева И. Согласование экономических интересов в процессе управления экономикой региона // Власть. – 2006. - № 11. – С. 31-38. 23. Королева Е. Н. Типологизация муниципальных образований в региональных исследованиях / Е. Н. Королева // Регионология. – 2006. - № 3. - С. 40-48. 24. Кулешов И.В. Основы организации государственной и муниципальной служб РФ: Учебное пособие. Ек.: УрАГС, 2003.-112с. 25. Мадьяров А. В. Об общих началах определения перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления / А. В. Мадьяров // Конституционное и муниципальное право. – 2007. - № 2. – С. 27-32. 26. Мокрый В. С. Развитие федерального законодательства о муниципальной службе / В. С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. – № 2. – С. 39-41. 27. Ореховский П.Л. Муниципальный менеджмент. - М.: МОНФ, 2004. – 234 с. 28. Райская Н. Инвестиционная неоднородность регионов России / Н. Райская, А. Френкель, Г. Чубаков // Федерализм. – 2006. - № 4. – (44). – С. 159-170. 29. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике / Под общ. ред. д-ра социол. наук, проф. Н.С. Слепцова. М.: РАГС, 1998. 291 с. 30. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. — СПб.: Питер, 2003. – 518 с. 31. Система органов государственной власти и местного самоуправления: Учебно-методические материалы./Сост. Д.В. Осинцев. Ек.,2003.-68с. 32. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2005. — 493 с. 33. Система государственного и муниципального управления: Учебник/ Под ред. Г.В. Атаманчука. М.: Изд-во РАГС, 2005.-488с 34. Социальная политика. / Общ. ред. Н. А. Волгина. - М.: Экзамен, 2002. – 398 с. 35. Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет. Учебное пособие для муниципальных служащих. - М.: МОНФ, серия «Библиотека муниципального служащего». - Вып. 19, 2002. – 54 с. 36. Федоров Ю. В. Расстановка приоритетов социально-экономических сценариев развития города в условиях информационного дефицита / Ю. В. Федоров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 1. – с. 71-83. 37. Филиппов Ю. В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. - М.: Дело, 2000. – 328 с. 38. Финансово-экономические проблемы реформирования местного самоуправления. Стенограмма заседания секции «Финансово-экономическая политика» Научно-экспертного Совета Федерации 26 октября 2006 г. // Вопросы местного самоуправления. – 2007. - № 1. – с. 51-71. Молодой и перспективный // Деловая Репутация.