Суббота, 04.05.2024, 00:02
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Социально экономические проблемы » Диплом [ Добавить статью ]

Диплом [6] Курсовая [7]
Страницы:  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Муниципальное образование в системе местного самоуправления
1.1. Местное самоуправление: определение, основные признаки и функции
1.2. Муниципальное образование - территориальное звено в системе местно-го самоуправления
1.3. Управленческая деятельность органов местного самоуправления
Глава 2. Управленческие аспекты деятельности муниципального образования “-“
2.1. Правовые и организационные основы деятельности муниципального образования “-“
2.2. Отчет по итогам работы за 2006 и 2007 годы
2.3. Итоги социального развития за 1 полугодие 2008 года
2.4. Перспективный план развития до 2012 года.
2.5. Социальная деятельность муниципального образования «-»
Глава 3. Актуальные проблемы совершенствования социальной деятельности муниципального образования
3.1. Наиболее острые социальные проблемы муниципального образования «-»
3.2. Проблемы совершенствования социальной деятельности муниципально-го образования
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена растущей потребностью российского общества в реформах. К числу таких важных преобразований относится муниципальная реформа, так как наличие сильного и социально-эффективного местного самоуправления является одним из факторов становления гражданского общества в России и ключевым, движущим элементом социального развития страны. Именно муниципальный уровень решения социальных вопросов позволяет реализовать социальные цели применительно к каждому человеку, учитывая многообразие особенностей его положения в обществе.
Социальная сфера воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования - его человеческий потенциал, человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т. е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ: Предпосылкой ана-лиза современных проблем местного самоуправления с учетом российской специфики является понимание истории его становления, достаточно хорошо выявленный в работах В. П. Безобразова, Л. А. Велихова. А. Д. Градовского, Б. Н. Чичерина, В.Н. Лешкова, А.И. Васильчикова, И.П. Белоконского, Б.Б. Веселовского, Ю.В. Готье, Н.И. Лазоревского.
Общие вопросы теории и проблемы местного самоуправления в современной России представлены в трудах В. С. Абрамова, И. А. Адигамова, Е. Г. Анимицы, М. А. Аюпова, Ю. Н. Дорожкина, 3. И. Еникеева, С. Ю. Кабашова, Р. X. Мальцева, В. И. Патрушева и др.
В работах Н. А. Волгина, В. К. Егорова, С. В. Калашникова, В. Б. Зотова и др. исследованы общие вопросы муниципального управления в социальной сфере.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: муниципальное образование “-“ Удмурт-ской республики.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: социальная политика вышеназванного образования.
ЦЕЛЬЮ данного исследования является выявление основных тенденции развития и управления социальной политикой муниципального образования “-“.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Определить роль муниципального образования в системе местного самоуправления
2. Рассмотреть организационные и правовые основы местного само-управления в муниципальном образовании “-“ Удмуртской Республики.
3. Охарактеризовать управленческую деятельность в социальной сфере муниципального образования “-“.
4. Выявить основные тенденции развития социальной сферы муниципального образования “-“.
5. Выявить актуальные проблемы совершенствования социальной деятельности муниципального образования.
ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВОЙ данного дипломного исследования являются законодательные и нормативные материалы, труды отечественных специалистов в области муниципального управления в социальной сфере: Н. А. Волгина, В. К. Егорова, С. В. Калашникова, В. Б. Зотова и других;
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Эмпирические методы: наблюдение и изучение законодательных и нормативных материалов.
2. Теоретические методы: теоретический анализ учебной литературы (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений).
СТРУКТУРА РАБОТЫ:
Дипломная работа включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список.
Во введении отражена актуальность и значимость темы исследования.
В основную часть работы включены 3 раздела:
В первом разделе раскрывается роль муниципального образования в системе местного самоуправления.
Во втором разделе рассматриваются управленческие аспекты деятельности в социальной сфере муниципального образования “-“ Удмуртской Республики.
В третьем разделе выявляются актуальные проблемы совершенствования деятельности муниципального образования.
В заключении отражены в обобщенном виде выводы проделанной работы.
Библиографический список включает 39 источников.

1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Местное самоуправление: определение, основные признаки и функ-ции

Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления.
Управление - это внешнее воздействие, «поступающее» в систему извне.
Самоуправление - это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.
Любая сложная социально-экономическая система предполагает децен-трализацию управленческих функций. Представители каждого иерархического уровня управления имеют свои обязанности, ресурсы и полномочия для их выполнения, несут определенную ответственность за принимаемые решения.
В структурах власти разграничение полномочий и ответственности между ее уровнями может осуществляться по-разному. В тоталитарном госу-дарстве подбор руководителей всех уровней (даже при формальной выборности, как это было в СССР), наделение их полномочиями и ресурсами осуществляются сверху вниз, а ответственность - снизу вверх. Местная власть в этом случае представляет собой нижний уровень государственной власти. В демократическом обществе источником власти признается народ, устанавливаются ответственность органов власти перед народом и контроль общества над властью, выборы осуществляются на альтернативной основе, разграничение полномочий и ресурсов по уровням управления регулируется законами, а местная власть функционирует на принципах самоуправления. Решающий голос в принятии решений по вопросам жизнедеятельности в границах данной территории принадлежит жителям этой территории и избираемым ими органам местного самоуправления [20, с.45].
В РФ как демократическом государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов Федерации в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования.
Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной ав-тономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседнев-ным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.
В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как одну из необходимых основ любого демократического строя, как важнейший принцип организации власти в государстве, как непременное условие формирования и развития гражданского общества.
Определение и основные признаки местного самоуправления
Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления - документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 г. В Европейской Хартии дается следующее определение местного самоуправления:
«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способ-ность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами [28, с.147].
Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону».
Что касается российского законодательства. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 1995 г. (в дальнейшем - Федеральный закон 1995 г.), гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Фе

Вводная часть. 4
Раздел I 5
Труд в системе социально-экономических отношений 5
Служба занятости России и проблема занятости от царской России до конца ХХ века: основные этапы. 7
От февральской революции до нового крепостного права 7
Социальные гарантии на рынке труда 10
Советская биржа труда 12
Безработица объявлена несуществующей 14
Организация трудоустройства в СССР в 40-80 г.г. 16
Службы занятости СССР 16
Институционная организация 16
Задачи служб занятости 16
Виды деятельности 16
Трудовое посредничество служб занятости СССР 18
Разделение компетенции служб занятости 19
Эволюция и тенденции развития 21
Безработица и занятость в России 90-х гг. ХХ в. 23
Безработица в России 90-х г.г.: экономика, идеология, политика, право. 23
Безработица в России 90-х г.г.: основные тенденции, цифры и факты 29
Раздел II 37
Теоретико-методологические подходы к анализу проблем труда, занятости и безработицы 37
Особенности формирования и функционирования рынка труда 37
Методологические подходы к анализу проблем занятости и безработицы 39
Основные концепции безработицы и занятости. 40
Характер и типы безработицы 44
Социально-экономические и психологические последствия безработицы 49
Раздел Ш 55
Законодательство о занятости населения в Российской Федерации 55
Конституция Российской Федерации 55
Закон о занятости населения в Российской Федерации 55
Подзаконные акты в сфере занятости 58
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере занятости. 59
ЗАКОН Смоленской области от 06.02.1997 N 5-з (ред. 08.12.1997) 60
Приложение к Программе содействия занятости населения Смоленской области на 2001-2003 годы. 63
Международное право в области занятости, трудоустройства и защиты от безработицы 65
Правовая организация трудоустройства в России 67
(отдельные аспекты и проблемы законодательства о занятости) 67
Понятие занятости и ее проблемы 67
Порядок регистрации и признания граждан безработными 75
Органы службы занятости (центры занятости населения) 82
Подходящая работа - что это такое? 83
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан 86
Общественные работы - помощь безработному 91
Материальная помощь безработным гражданам со стороны службы занятости. 93
Пособие по безработице как одна из социальных гарантий 96
Порядок определения размера пособия по безработице и доплат к пособию. 97
Добровольное страхование на случай потери работы 103
Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан 106
Трудоустройство инвалидов 107
Лица, освобожденные из МЛС 108
Граждане, уволенные из Вооруженных Сил РФ 109
Молодые специалисты 110
Безработные женщины 111
Особенности трудоустройства работников малых предприятий 114
Трудоустройство российских граждан за границей и иностранных граждан в России 115
Беженцы и вынужденные переселенцы 117
Раздел IV 120
Служба занятости в развитых и развивающихся странах с рыночной экономикой. 120
Промышленно развитые страны с рыночной экономикой 120
Службы занятости как инструмент политики занятости 120
Деятельность службы занятости на рынке труда 124
Эффективность деятельности службы занятости 125
Служба занятости в развивающихся странах 126
Состояние служб занятости в развивающихся странах 126
Подлинная роль служб занятости 126
Социальная функция службы занятости 128
Организация рынка труда 128
Попытка реабилитации трудового посредничества 130
Выбор деятельности и средства 130
Раздел V 133
Реализация законодательства о занятости РФ в регионах России (на примере Калужской и Смоленской областей) 133
Создание Модельного центра занятости в г. Калуге 133
Молодежная биржа труда 138
Адаптация безработных : не сломаться и обрести веру в себя. 142
Клуб ищущих работу 142
Программа «Новый старт» 144
Профориентация безработной молодежи. 146
Профессиональное обучение безработной молодежи. 149
Работа — по электронной почте 151
Практика реализации в Российской Федерации программ занятости некоторых категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите. 153
Работа для молодых 153
У безработицы — не женское лицо 158
Снял человек погоны... 162
Как помочь инвалидам 164
Канун 167
Его величество закон 170
Привыкший действовать имеет результат 170
Цель и приоритеты 173
НОВАТОРСКИЙ ПОИСК 175
Воплощение идеи 177
Безработица с дипломом 182
Рождение традиции 183
Районный центр занятости населения – базовая ячейка службы занятости. 185
Центр занятости г. Рославля 186
Человеческий фактор 186
Вчера – безработный, сегодня - предприниматель. 187
Центр занятости п. Красный 191
Здание центра занятости – лицо его работников. 191
Обычные будни борьбы с безработицей. 192
Выводы. 195
Предложения. 196
Литература 199


Вводная часть.

Одной из основных причин социальной и политической нестабильности в современной России является такое негативное явление как безработица.
Исследование данного явления, его видов, сущности, отражения в юридических документах, прежде всего в законодательных, и пути совершенствования данной законодательной базы и является основной целью данной дипломной работы.
Для того, чтобы юридически оформить методы борьбы с таким социальным злом как безработица необходимо понять ее суть. Иначе говоря, для того, чтобы ответить на вопрос: «Как с этим бороться?»,нужно прежде ответить на вопрос: «А что это такое?».
В этом нам помогут ведущие социологи России и мира, давно искавшие ответы на эти вопросы. Ответить однозначно на вопрос «что такое безработица?» невозможно, - времена абсолютных истин прошли. Исходя из этого, можно предложить несколько ответов, от которых во многом зависит позиция российского законодателя.
Марксизм и кейнсианство, например, рассматривают безработицу как явление внешнее, вынужденное по отношению к безработному гражданину, т.е. социальное зло, присущее лишь капитализму. Проще говоря, человек хочет работать, но не может, т.к. не может трудоустроиться.
Неоконсервативный (монетаристский) подход исходит, напротив, из того, что безработица не является каким-то имманентно присущим атрибутом общества с рыночной экономикой, его неизбежным, вечным злом. То есть безработица, это явление внутреннее, присущее не обществу (капиталистическому), а человеку с его индивидуальным мировоззрением (здесь уместно вспомнить М.Вебера с его протестантской этикой труда). Проще говоря, человек в капиталистическом обществе может найти работу, но он не хочет работать, т.к. работа не устраивает его по тем или иным причинам (зарплата, расстояние и т.д.).
В зависимости от симпатий законодателя к той или иной концепции строится и его работа по правовому регулированию в данной сфере. То ли необходимо усилить государственное регулирование в экономике в смысле борьбы с безработицей, то ли не усиливать, уповая на то, что рынок сам обеспечит всех граждан работой.
В данном контексте эта дипломная работа преследовала две основные цели:
1)практическая – т.е. чтобы данная работа была пособием для использования и в службах занятости, и пособием для безработных граждан, чтобы они лучше знали свои права в сфере занятости;
2)теоретическая – выявить некоторые недостатки как в законодательстве о занятости, так и в его применении на практике в России. В этом смысле одной из целей данной работы было показать образец реализации прав граждан России в области занятости на примере Калужской области.


Раздел I

Труд в системе социально-экономических отношений

В жизни человеческого общества труд занимает совершенно особое место. Под трудом понимают целенаправленную деятель¬ность людей по видоизменению веществ и сил природы и при¬способлению их для удовлетворения человеческих потребностей. Рассмотрим особенности, свойства труда и элементы процесса труда.
Первая особенность труда состоит в том, что труд человека в отличие от того, что делают некоторые животные, пти¬цы, насекомые, является целесообразной деятельностью, т.е. в процессе труда человек осуществляет заранее поставленную цель.
Вторая особенность труда человека коренится в его уникальной способности создавать средства труда и орудия про¬изводства, бесконечно усиливающие, расширяющие и усложня-ющие рабочую силу, т.е. труд человека содержит творческую, со¬зидательную силу, не имеющую границ.
Отсюда вытекает третья особенность труда человека: труд является важнейшим фактором исторического развития че¬ловечества и общественного прогресса. В известном смысле есть основания считать, что труд создал самого человека, являясь са¬мой существенной частью его жизнедеятельности.
Также многообразны свойства труда, но среди них можно вы¬делить три основных: продолжительность, интенсивность, про¬изводительность.
Продолжительность труда человека, как его неотъемлемое свой¬ство, определяется многообразными историческим, социально-политическими, экономико-демографическими и иными факторами, играющими колоссальную роль в жизни общества и являю¬щимися объектом серьезных социальных катаклизмов. Достаточно напомнить, какую роль в истории рыночной капиталистической экономики сыграла борьба трудящихся за сокращение продолжи¬тельности рабочего дня, которая стала обществен

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования молодежной политики 7
1.1 Понятие молодежи, молодежной политики 7
1.2 Основы формирования молодежной политики 20
1.3 Понятие активной гражданской позиции 24
1.4 Понятие детских и молодежных общественных объединений 28
Глава 2. Анализ молодежной политики Субъекта РФ 38
2.1 Анализ исполнительных органов, занимающихся вопросами молодежной политики 38
2.2 Зарубежный опыт реализации молодежной политики 71
3. Совершенствование методов агитации молодежи к проявлению активной гражданской позиции 77
3.1 Политическое поведение и гражданская позиция молодежи 77
3.2 Предлагаемые меры по активизации молодежи 87
Заключение 102
Список использованных источников 105


Введение

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах, в том числе и в молодежной политике.
Геополитическое положение любого государства накладывает некоторые особенности на социальные, политические и экономические процессы, развития территорий, и как следствие на молодежную политику. На молодежную политику российского государства и регионов в значительной мере влияет, в том числе и такие характеристики как плотность населения, среднее расстояние между населенными пунктами, развитостью инфраструктуры в местах проживания населения, возможности свободного передвижения по территории региона и государства, экономическое положение.
Анализируя геополитические особенности, можно сделать вывод, что российское государство как никто другой нуждается в достаточно серьезной научно продуманной молодежной политике – механизма включения молодежи в развитии территории.
Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
Молодое поколение, в возрасте до 30 лет, составляет около 50 %, в том числе молодежь старше 16 лет- 22%. И именно эта категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида. Данное воздействие могло бы осуществляться с помощью создания определенных границ в рамках, которых и происходило бы становление молодого человека. Под этими границами понимается, с одной стороны необходимость ограждения молодежи от влияния уличной среды (наркомании, проституции и других социальных девиации), с другой – создание первоначально равных условий для всего молодого поколения с целью получения ими необходимых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития и возможности раскрытия своих потенциальных возможностей [31].
Однако в настоящее время в нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежная политика должна опираться на теоретические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде, связанных с занятостью, здоровьем, образованием, отдыхом молодежи и т.д.
Сделать молодежную политику эффективной адекватной современным требованиям, учитывающей особенности современного государства, общества и молодежи, наполнить ее новыми смыслами и содержанием – первоочередная задача органов по молодежной политике всех уровней власти и исполнительной и законодательной. При этом у нашего государства и у регионов есть реальная возможность занять в этой сфере лидирующее положение, обеспечив себе тем самым передовые позиции в развитии территорий.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Данная работа представляет собой анализ различных сторон социальной жизни молодежи и практики реализации молодежной политики, основанный на информационно-аналитических, статистических материалах, данных социологических исследований.
Статистические материалы, представленные в проекте, были получены от комитета по статистике, структурных подразделений администрации Субъекта РФ, иных органов исполнительной власти области (комитета по молодежной политике, комитета по культуре).
Мнение молодежи о себе и о различных аспектах социальной жизни представлено в виде анализа данных, полученных в ходе социологических исследований и мониторингов, проводившихся на территории города и района.
Информация о практике реализации молодежной политики , механизмах и путях решения молодежных проблем подготовлена на основе отчетов и аналитических материалов комитета по молодежной политике, физической культуры, спорту и туризму.
В данной работе представлен анализ статистической информации о состоянии молодежной среды в муниципальных образованиях области, роль и влияние определенных тенденций молодежной среды отдельных территорий на общее состояние молодежи области как социальной группы.
Систематизированную и обобщенную информацию о положении молодежи, процессах, протекающих в молодежной среде, основных проблемах, стоящих перед молодыми жителями области, а также о путях решения этих проблем, мероприятиях молодежной политики содержит данный дипломный проект.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода формирования системы общенациональных молодежных проектов, которые будут понятны и востребованных в молодежной среде и обществе.
Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

1. Теоретические основы формирования молодежной политики
1.1 Понятие молодежи, молодежной политики

На сегодняшний день понятие молодежи еще остается предметом различных толкований. На протяжении истории человечества, по мере развития общества и науки, понятие молодежи постепенно менялось и уточнялось. В толковом словаре В. Даля (середина XIX в.) понятие «молодежь» определялось как «молодые люди обоего пола», а в Большой советской энциклопедии молодежь трактовалась как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [16].
В современных трактовках под молодежью принято понимать социально-демографическую группу, включающую выделенных на основе обусловленного возрастными особенностями социального положения людей, их места и функций в социальной структуре общества, интересов и ценностей.
Приведенные определения показывают, что основной и неизменной характеристикой молодежи является возрастной признак. В определении молодежи, представленном в первом российском учебнике по социальной политике этот признак является даже единственным: «Молодежь – это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели». В данном учебном пособии указывается также и возрастной интервал группы, подпадающей под понятие «молодежь» - 16 – 30 лет [2].
Однако в действительности проблема возрастной периодизации молодежи не является столь однозначной и бесспорной. На самом деле границы молодежного возраста очень подвижны. На протяжении развития общества возрастная периодизация молодежи часто менялась по мере изменения культуры, способов и форм социализации человеческого сообщества. Молодость является переходным периодом между детством и взрослостью. Исходя из этого понимания, и вытекают основные критерии выделения хронологических границ молодежи.
Перед наступлением собственно молодежной возрастной стадии обычно выделяются две стадии т.н. ранней молодости: отрочество и юность. До начала - середины ХХ века период отрочества определялся в границах 10-14 лет, период юности – в границах 14-18 лет. Период с 18 и примерно до 21-22 лет определялся как период наступления непосредственно молодежного возраста.
Однако изменения, которые принес с собой

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Характер и динамика гражданского общества в России
Общество свободной самоорганизации
Некоммерческие организации: региональное развитие
Экономический и финансовый аспекты деятельности НКО
Качество институтов гражданского общества
Глава 2. Гражданское общество и государство
Взаимоотношения с государством: потребность в усилении
равноправного партнерства
Правовое положение некоммерческих организаций
Глава 3. Структура гражданского общества:
институты, движения, инициативы
Защита прав граждан
Местное самоуправление - основа Российского государства и общества
Некоммерческие организации: многообразие, рост, активизация
деятельности
Бизнес ассоциации и саморегулируемые организации
Средства массовой информации как индикатор развития
гражданского общества
Благотворительность в России
Российское гражданское общество в глобальном мире
Участие гражданского общества в обеспечении качества
политического процесса
Глава 4. Направления развития гражданского общества в России.
Стратегия и необходимые действия
Потенциал роста
Варианты развития
Направления поддержки развития гражданского общества
Ресурсное обеспечение
Стимулирование частных источников финансирования НКО
и благотворителей
Государственная поддержка гражданского общества
Участие НКО в исполнении государственного и муниципального
заказа на оказание социальных услуг
Поддержка инфраструктуры НКО
Совершенствование правового регулирования
Информационное обеспечение работы некоммерческого сектора
Гражданское образование
Обеспечение участия общественности в принятии управленческих решений
Развитие местного самоуправления
Мониторинг гражданского общества
Экспертиза и мобилизация ресурса экспертного сообщества
Структура и самоорганизация некоммерческого сектора
Голос гражданского общества
Общественная палата

Глава 1. Характер и динамика гражданского общества в России

1.1. Общество свободной самоорганизации

Гражданское общество в широком смысле представляет собой сово-купность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам, их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы. Гражданское общество охватывает институты и отношения (прежде всего, семейные), к которым человек принадлежит от рождения, в силу обстоятельств, принадлежности к той или иной профессиональной или социальной группе либо экономической необходимости.
Однако современное зрелое гражданское общество - это общество свобод-ной самоорганизации. Профессиональные, культурные и иные сообщества, из которых оно состоит, открыты для тех, кто осознанно стремится к объединению на основе общих интересов. Институты гражданского общества позволяют гражданам совместно вырабатывать цели и достигать их, соединяя собственные усилия, вступая в диалог с другими общественными структурами, бизнесом и носителями власти, отстаивая свои принципы в публичном пространстве. Эти институты обеспечивают возможность самореализации, в отличие от институтов, через которые удовлетворяется потребность в доходе. Существует внутренняя связь между формированием гражданского общества и развитием сфер творческой деятельности и некоммерческого сектора экономики.
Эффективной самоорганизации граждан, особенно их взаимодействию с государством, благоприятствует придание их объединениям правовых форм общественных и других некоммерческих организаций (НКО). В то же время гражданское общество не сводится к совокупности зарегистрированных организаций. Общественная палата Российской Федерации стремится учитывать, выражать и защищать законные интересы всех самоорганизующихся гражданских структур, действующих в рамках Конституции страны.
Интересы, представленные в зрелом гражданском обществе, предельно раз
нообразны. Гражданская активность, в конечном счете, находит выражение в защи
те и реализации соответствующих прав и свобод человека. Конституцией Российс
кой Федерации гарантирован широкий круг прав гражданина, включая право на
жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени, свободу совес
ти, вероисповедания, мысли и слова, право на объединение, участие в управлении
делами государства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности
и гигиены, право частной собственности, предпринимательской и иной, не запре
щенной законом, экономической деятельности, право на социальное обеспечение,
жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование, свободу творчества,
судебную защиту и целый ряд других прав и свобод. Все они имеют отношение к

ВВЕДЕНИЕ
Общество свободной самоорганизации не возникает одномоментно и не от-делено непроходимой гранью от своих исторических корней. В России гражданское общество родилось не сегодня, его институты не были «импортированы» из-за рубежа, его истоки уходят в далекое прошлое, прослеживаясь в сельском и городском самоуправлении, элементах сословного представительства и др. Относительно зрелые формы гражданского общества в его современном понимании появились в России в поре форменную эпоху к концу XIX века. Их быстрое развитие было прервано Октябрьской революцией. Попытки установить тотальный государственный контроль над гражданской жизнью не уничтожили самоорганизацию как таковую, однако она почти полностью свелась, с одной стороны, к общераспространенным формам бытовой солидарности, а с другой - к относительно редким, но от этого не менее значимым протестным проявлениям политического характера. Именно с дис-сидентским движением в тот период стало по преимуществу ассоцииро-ваться само понятие «гражданское общество». Вместе с тем, ростки реальной самоорганизации давали о себе знать в деятельности многих официально существовавших профессиональных, молодежных, творческих, научно-технических, спортивных и других объединений.
Кардинальные политические, экономические и социальные изменения в конце XX века открыли беспрецедентные для нашей страны возможности свободной самоорганизации. Основная черта нынешнего периода развития гражданского общества - активное освоение этих возможностей. Этот процесс находится на одной из начальных стадий, идет неравномерно, зачастую противоречиво, тем не менее он, несомненно, приобрел поступательный характер.
Становление зрелого гражданского общества зависит не только от усилий его активистов и политики властей, но и от объективных обстоятельств: укоренения институтов демократического правового государства, цивилизованного рынка и частной собственности, местного самоуправления. Как показывает исторический опыт, значим фактор урбанизации и связанные с ними культурные сдвиги. 8% взрослых россиян составляют горожане в первом или втором поколении, а также сельские жители.
Уже хотя бы поэтому наивны либо некорректны чересчур прямолинейные сопоставления процессов развития гражданского общества в нашей стране и в странах Запада.
Более того, гражданское общество в России закономерно отражает и всегда будет от
ражать глубокие особенности ее богатой истории и многонациональной культуры.
Формализованные и неформализованные структуры гражданского общества
пока еще не образуют плотную общественную среду. Необходимо преодолевать их5
разобщенность, разумеется, не насаждая шаблонных моделей и образцов действий, а
помогая достижению взаимопонимания, преодолению предубеждений, росту взаимно
го доверия и реальному сотрудничеству. Формированию плотной среды гражданского
общества можно и нужно содействовать через создание благоприятных ин-формационных,
правовых, экономических и других предпосылок и условий для развития общественных струк
тур. Необходимы системные меры защиты их законных интересов, поддержка в реали
зации общественно полезных целей, в развитии взаимного диалога, равно как диалога
между ними и государством.
Анализируя состояние структур гражданского общества, нельзя не сказать о том,
что сегодня наше знание о них далеко не достаточно. Имеющиеся статисти-ческие дан
ные отражают только ту часть общественной активности, которая осуществляется орга
низациями, имеющими статус юридического лица. Но даже здесь эти данные не дают
полного представления о многообразии форм и видов общественной само-деятельнос
ти. Проводимые в стране исследования состояния гражданского общества носят фраг
ментарный, часто субъективный и разовый характер, что не позволяет отследить ди
намику происходящих в этой сфере процессов.
Необходимо вести постоянный мониторинг состояния гражданского общества и
некоммерческого сектора, проводить регулярные обследования на базе единой методо
логии. Общественная палата способна вносить существенный вклад в фор-мирование
корпуса научного и практического знания о гражданском обществе в России.
На 1 октября 2006 года в стране было зарегистрировано 665 623 некоммерческие
организации, из которых 306 603 представляли собой учреждения, включая органы го
сударственной и муниципальной власти. Остальные 359 2 единиц - это структуры
гражданского общества, оформленные в качестве зарегистрированных организаций. Их
число довольно быстро увеличивается. Так, с начала 21 года оно возросло на

Содержание:
Введение 3
1. Социальная политика государства по реабилитации людей пожилого возраста 6
1.1 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей. 6
1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике. 12
1.3. Реабилитация как составляющая ухода за больными и инвалидами 18
2. Досуг, как фактор социальной реабилитации людей пожилого возраста 33
2.1. Опыт социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста Ханты-Мансийского автономного округа 33
2.2. Организация досуга и свободного времени пожилых людей Ханты-Мансийского автономного округа 38
2.3. Реабилитационные виды досуга для пожилых людей 44
Заключение 54
Список использованной литературы: 56


Введение
В решении социально-экономических, семейно-бытовых, эмоционально-психологических проблем людей третьего возраста значимая роль принадлежит учреждениям социальной защиты населения. Если на этапе становления социальных служб на первый план выходили проблемы материальной поддержки пожилых, то сегодня, при сохранении этого направления, актуализируются вопросы развития медико-социального обслуживания, социокультурного, социально-правового, социально-консультативного, психологического характера.
Изменился и контингент обслуживаемых: в сферу внимания социальных служб попадает новое поколение пенсионеров — более образованное, с возросшими социокультурными запросами, желающие реализовать сохранившийся у них интеллектуальный и общественный потенциал.
Органам и учреждениям социальной защиты требуется не только обеспечить нуждающихся надомным обслуживанием или гуманитарной помощью; необходим качественно новый уровень социального обслуживания, связанный с развитием отделений реабилитации пожилых, отделений дневного пребывания с предоставлением услуг медицинского, психологического, педагогического характера.
Весь мировой опыт и практика социальной работы доказывают, что люди третьего возраста — социально активны, интеграция пожилых людей в социум - актуальнейшая проблема современности.
Гипотеза исследования заключается в том, что формы и технологии социальной реабилитации пожилых людей существуют как глобальные, характерные для большинства стран и регионов, так и национально-региональные, характерные для отдельных регионов.
Целью дипломной работы является всесторонний анализ и изучение досуга, как фактора социальной реабилитации людей пожилого возраста.
В соответствии с целью, задачами дипломной работы будут:
- изучение социальной политики государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста;
- провести анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли ( на примере г.Москвы).
Методологической основой дипломной работы послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей.
Изучение отечественной и зарубежной литературы позволило сделать вывод о том, что проблема социальной реабилитации пожилых людей стала перспективным междисциплинарным направлением и привлекает внимание представителей различных специальностей: философов, медиков, педагогов, психологов, социологов, юристов, экономистов, геронтологов и др., что свидетельствует о большой социальной значимости проблемы и ее осознании обществом.
В изучении проблемы социальной работы с пожилыми людьми, мы опирались на исследования, раскрывающие геронтологические, психологические, демографические, медицинские, социальные, правовые аспекты людей пожилого возраста.
Свой вклад в изучение процессов старения, старости, активного долголетия внесли И.А.Аршавский, А.А.Богомолец, И.В.Давыдовский, Т.В.Карсаевкая, А.Комфорт, А.В.Нагорный, Н.Н.Сачук, Д.Ф.Чеботарев, А.Т.Шаталов.
Социально-экономические и медико-социальные аспекты реабилитации различных групп пожилых людей исследуются в работах А.В.Дмитриева, А.А. Дыскина, В.Л.Ефименко, С.С.Либиха, B.C. Полонина, А.Р.Решетюка, Э.И Танюхиной, ВВ. Фролькиса.
Важную группу научных публикаций, связанных с данной темой, составляют работы, освещающие проблемы психосоциальной адаптации, критериев оценки адаптационных возможностей индивида. Значительный вклад в разработку социально-психологического аспекта адаптации внесли: Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин, Г. Стойнев, Н.Ф. Шахматов.
В условиях демографического старения российского общества, масштабных социально-экономических и морально-психологических изменений, происходящих в нашей стране, реабилитация пожилых людей приобретает особую остроту и актуальность.
Возрастание доли пожилых людей во всем населении страны ставит перед институтами государства и общества задачу использовать жизненный, социальный и профессиональный опыт людей старшего возраста и компенсировать их нужды. Пожилые люди зачастую испытывают состояния невостребованности и ненужности, вызванные как психофизиологическими изменениями, так и социальными трансформациями, связанными с выходом на пенсию, утратой привычного социального статуса, материально-экономическими ограничениями. Уже в раннем пенсионном возрасте резко снижается уровень социальных контактов, социальной адаптированности, профессиональная невостребованность не находит должной замены другими видами общественной деятельности, что резко изменяет психологическое состояние пожилых людей, приводя к тяжелым депрессиям, психопатиям и даже к суициду.
Неблагоприятные факторы жизнедеятельности старшего поколения предъявляют высокие требования к их адаптационным возможностям. Условия современной жизни заставляют искать новые подходы по отношению к людям третьего возраста. Выходом из сложившейся ситуации может быть комплекс консолидированных реабилитационных мероприятий с участием государства, общества и самих пожилых людей.



1. Социальная политика государства по реабилитации людей пожилого возраста
1.1 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей.
Распад Советского Союза о

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования молодежной политики 11
1.1. Молодежная политика как одно из направлений государственной политики 11
1.2. Правовые основы государственной молодежной политики 21
1.3. Органы в сфере государственной молодежной политики 30
Глава 2 Оценка эффективности и путей улучшения социальной политики в отношении молодежи на примере Московской области - муниципального района 47
2.1. Структура органов местного самоуправления муниципального района по реализации государственной молодежной политики и их задачи 47
2.2. Анализ деятельности муниципального района по реализации социальной молодежной политики 51
2.3. Механизм реализации молодежной политики 58
2.4. Пути улучшения государственной молодежной политики муниципального района 66
Заключение 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приложение 1 2

Антиплагиату - НЕТ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0