Пятница, 03.05.2024, 23:58
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Социально экономические проблемы » Диплом

21340 Воспитание у молодежи активной гражданской позиции

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования молодежной политики 7
1.1 Понятие молодежи, молодежной политики 7
1.2 Основы формирования молодежной политики 20
1.3 Понятие активной гражданской позиции 24
1.4 Понятие детских и молодежных общественных объединений 28
Глава 2. Анализ молодежной политики Субъекта РФ 38
2.1 Анализ исполнительных органов, занимающихся вопросами молодежной политики 38
2.2 Зарубежный опыт реализации молодежной политики 71
3. Совершенствование методов агитации молодежи к проявлению активной гражданской позиции 77
3.1 Политическое поведение и гражданская позиция молодежи 77
3.2 Предлагаемые меры по активизации молодежи 87
Заключение 102
Список использованных источников 105


Введение

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах, в том числе и в молодежной политике.
Геополитическое положение любого государства накладывает некоторые особенности на социальные, политические и экономические процессы, развития территорий, и как следствие на молодежную политику. На молодежную политику российского государства и регионов в значительной мере влияет, в том числе и такие характеристики как плотность населения, среднее расстояние между населенными пунктами, развитостью инфраструктуры в местах проживания населения, возможности свободного передвижения по территории региона и государства, экономическое положение.
Анализируя геополитические особенности, можно сделать вывод, что российское государство как никто другой нуждается в достаточно серьезной научно продуманной молодежной политике – механизма включения молодежи в развитии территории.
Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
Молодое поколение, в возрасте до 30 лет, составляет около 50 %, в том числе молодежь старше 16 лет- 22%. И именно эта категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида. Данное воздействие могло бы осуществляться с помощью создания определенных границ в рамках, которых и происходило бы становление молодого человека. Под этими границами понимается, с одной стороны необходимость ограждения молодежи от влияния уличной среды (наркомании, проституции и других социальных девиации), с другой – создание первоначально равных условий для всего молодого поколения с целью получения ими необходимых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития и возможности раскрытия своих потенциальных возможностей [31].
Однако в настоящее время в нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежная политика должна опираться на теоретические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде, связанных с занятостью, здоровьем, образованием, отдыхом молодежи и т.д.
Сделать молодежную политику эффективной адекватной современным требованиям, учитывающей особенности современного государства, общества и молодежи, наполнить ее новыми смыслами и содержанием – первоочередная задача органов по молодежной политике всех уровней власти и исполнительной и законодательной. При этом у нашего государства и у регионов есть реальная возможность занять в этой сфере лидирующее положение, обеспечив себе тем самым передовые позиции в развитии территорий.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Данная работа представляет собой анализ различных сторон социальной жизни молодежи и практики реализации молодежной политики, основанный на информационно-аналитических, статистических материалах, данных социологических исследований.
Статистические материалы, представленные в проекте, были получены от комитета по статистике, структурных подразделений администрации Субъекта РФ, иных органов исполнительной власти области (комитета по молодежной политике, комитета по культуре).
Мнение молодежи о себе и о различных аспектах социальной жизни представлено в виде анализа данных, полученных в ходе социологических исследований и мониторингов, проводившихся на территории города и района.
Информация о практике реализации молодежной политики , механизмах и путях решения молодежных проблем подготовлена на основе отчетов и аналитических материалов комитета по молодежной политике, физической культуры, спорту и туризму.
В данной работе представлен анализ статистической информации о состоянии молодежной среды в муниципальных образованиях области, роль и влияние определенных тенденций молодежной среды отдельных территорий на общее состояние молодежи области как социальной группы.
Систематизированную и обобщенную информацию о положении молодежи, процессах, протекающих в молодежной среде, основных проблемах, стоящих перед молодыми жителями области, а также о путях решения этих проблем, мероприятиях молодежной политики содержит данный дипломный проект.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода формирования системы общенациональных молодежных проектов, которые будут понятны и востребованных в молодежной среде и обществе.
Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

1. Теоретические основы формирования молодежной политики
1.1 Понятие молодежи, молодежной политики

На сегодняшний день понятие молодежи еще остается предметом различных толкований. На протяжении истории человечества, по мере развития общества и науки, понятие молодежи постепенно менялось и уточнялось. В толковом словаре В. Даля (середина XIX в.) понятие «молодежь» определялось как «молодые люди обоего пола», а в Большой советской энциклопедии молодежь трактовалась как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [16].
В современных трактовках под молодежью принято понимать социально-демографическую группу, включающую выделенных на основе обусловленного возрастными особенностями социального положения людей, их места и функций в социальной структуре общества, интересов и ценностей.
Приведенные определения показывают, что основной и неизменной характеристикой молодежи является возрастной признак. В определении молодежи, представленном в первом российском учебнике по социальной политике этот признак является даже единственным: «Молодежь – это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели». В данном учебном пособии указывается также и возрастной интервал группы, подпадающей под понятие «молодежь» - 16 – 30 лет [2].
Однако в действительности проблема возрастной периодизации молодежи не является столь однозначной и бесспорной. На самом деле границы молодежного возраста очень подвижны. На протяжении развития общества возрастная периодизация молодежи часто менялась по мере изменения культуры, способов и форм социализации человеческого сообщества. Молодость является переходным периодом между детством и взрослостью. Исходя из этого понимания, и вытекают основные критерии выделения хронологических границ молодежи.
Перед наступлением собственно молодежной возрастной стадии обычно выделяются две стадии т.н. ранней молодости: отрочество и юность. До начала - середины ХХ века период отрочества определялся в границах 10-14 лет, период юности – в границах 14-18 лет. Период с 18 и примерно до 21-22 лет определялся как период наступления непосредственно молодежного возраста.
Однако изменения, которые принес с собой ХХ век в жизнь общества, отразились и на определении возрастных границ молодежи. С одной стороны, ХХ век стал веком массового приобщения широкого круга молодежи к получению образования (полного среднего, средне-специального и высшего). Следствием этого стало более позднее вхождение значительной части молодых людей во взрослую трудовую жизнь и, соответственно, повышение верхней границы возрастного интервала молодежной группы [27].
С другой стороны, существенные коррективы в определение возрастных границ молодежи внес феномен акселерации, особенно ярко заявивший о себе во второй половине прошлого столетия. Обозначилась новая молодежная проблема: несовпадение зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом, в связи с ростом продолжительности учебы. Обнаруженный диссонанс в темпах развития молодежи привел к пересмотру взгляда специалистов на вопрос о возрастных границах молодежи; к постепенному размыванию и отмене жестких возрастных границ молодежи. Поэтому на сегодняшний день в современном мире возрастные границы молодежи определяются достаточно условно: к ней относят людей в возрасте от 14-16 лет и до 25-30 лет [3].
Кроме возрастного признака (количественная характеристика), к основным характеристикам молодежи как социально-демографической группы относятся и качественные характеристики: особенности социального положения молодых людей, их место и функции в социальной структуре общества, а также характерные особенности их интересов, особенности их самосознания и структуры ценностей.
Эти характеристики также во многом подверглись значительным изменениям. В сравнении с молодежью начала ХХ века, современная молодежь как социальная группа во всем мире характеризуется некоторыми новыми чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Сознание молодых более адаптировано к современным реалиям, чем старшее поколение. Все это в совокупности предоставляет молодежи больше ресурсов и возможностей для успешного социального старта и ускоренного продвижения в сторону повышения своего социального статуса [ 32].
Однако все эти позитивные моменты порой не могут перевесить негативные факторы (объективные и субъективные), которые часто создают препятствия и барьеры для реализации личностных возможностей молодежью в полном объеме. В процессе социализации молодежь испытывает влияние нескольких относительно автономных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, общества сверстников, молодежных и юношеских организаций, неформальных объединений, средств массовой коммуникации и т.д. под влиянием этих факторов и в зависимости от систем воспитания и нравственных установок, характерных для данного общества, у молодых людей вырабатывается специфическое молодежное мировоззрение и стиль жизни – субкультура.
Отсутствие жизненного опыта, социальных критериев и образа жизни, которые при определенных условиях могут предрасположить молодого человека к отклоняющемуся, асоциальному поведению, крайние проявления которого выражаются во вхождении в криминальные молодежные группировки, приобщении к наркотикам, алкоголю, пустому времяпровождению и т.д. Совокупность этих угроз и опасностей, постоянно сегодня сопровождающих жизнь молодого поколения, дает серьезные основания для отнесения молодежи к группе повышенного социального риска.
Наиболее социально уязвимым является подростковый и ранний юношеский период, когда молодой человек только начинает самостоятельную жизнь. Получение профессионального образования, трудоустройство, жилищные проблемы, проведение досуга и отдыха – все эти вопросы имеют объективный характер и от их решения во многом зависит положение молодежи в обществе. В целом молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества [29].
Все эти вопросы можно успешно решать только при поддержке общества. Большинство качественных показателей, характеризующих положение молодежи как социально-демографической группы общества, включая ее правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическую активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентиры и т.п., напрямую связаны с уровнем социально-экономического развития общества. Именно поэтому во всех развитых странах молодежная политика составляет важную часть государственной политики: именно государство должно брать на себя большую часть ответственности по созданию благоприятных условий для развития молодого поколения своих граждан.
За последние годы в связи с коренной реформой социально-экономических и политических основ общества произошли весьма заметные изменения в самосознании российской молодежи. Современное юношество стало принципиально иным, чем прежние поколения. Его отличает большая открытость, но и одновременно, как подчеркивают многие отечественные исследователи, большая заземленность взглядов и интересов. Многие из них не строят и не пытаются строить свою жизнь в соответствии с определенными принципами и только приспосабливаются к определенным обстоятельствам. Значительная часть современной российской молодежи особо не утруждает себя проблемой самоопределения, большинство их желаний и целей связано с личным, главным образом, материальным благополучием, которой должно как бы свалиться на них. Представители этой части молодежи словно плывут по течению, хотят куда-то уехать, главным образом в Америку, Францию и в другие страны [32].
Во многом такая оценка самосознания современной российской молодежи является справедливой. Современная массовая культура, во многом заимствующая западные культурные образцы, оказывает громадное влияние на формирование морально-этическим ценностей и норм современной российской молодежи: «Цивилизационный слом, происходящий в России, искусственно навязывает российской молодежи самое примитивное в индустриальном обществе сознание, которое в самих США преодолено и существует лишь в мифологизированной форме в масс-культуре, чем моложе сегодня житель России, тем больше шансов у него стать носителем сознания полуграмотного и полупьяного «покорителя Дикого Запада» с «вечным пальцем на спусковом крючке» .
Эффективно противодействовать этим тенденциям возможно только в рамках продуманной и действенной социальной политики. Одним из наиболее эффективных способов на сегодня является создание возможностей для самореализации молодого поколения в процессе самодеятельности, социального творчества, предприимчивости, осуществления инновационных проектов, программ при активной поддержке государства и социальных институтов. Так, одним из направлений современной российской молодежной политики является поощрение развития всяческих форм самоорганизации молодежи. Многие политические партии и движения, например, партия «Единая Россия», имеют свои молодежные отделения. В последние годы молодежь и сама все чаще начинает создавать свои организации, самодеятельные объединения и т.д.
Круг основных проблем молодежи традиционно связан с ее спецификой как особой социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. В практическом
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Заключение

В последнее время очень много говориться о том, что молодежная политика должна быть, что она должна эффективно реализовываться, и направлена на молодежь. Но для того, чтобы это реализовать, необходимо сначала определится с сущностью молодежной политики.
Молодежь несет особую функцию, а точнее не сама молодежь, а молодежная культура. Она понимается как «феномен, связанный с процессами, посредством которых современное индустриальное общество «изымает» детей из семей и подготавливает их для успешного функционирования в более широкой социальной системе».
Для обеспечения экономической самостоятельности молодых граждан разрабатываются меры по повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, правовые основы деятельности студенческих трудовых отрядов, сезонной занятости молодежи. В том числе, разработан проект ведомственной целевой программы «Внедрение эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов на 2006-2008 годы».
В современном обществе нельзя ограничиться традиционными подходами к молодежи и детям как «социально затратным» группам. Именно через развитие социальной активности молодежи, ее гражданского самосознания, участие в школьном и студенческом самоуправлении, молодежных и детских общественных объединениях, молодежных парламентах и правительствах достижим рост политического участия и гражданского самосознания молодежи, ее социальной лояльности.
Необходимо учитывать, что для качественного образования ключевой является неразрывность процесса обучения и воспитания – это отражено в действующем законе об образовании. Вопросы воспитания молодого поколения, его участия в развитии институтов гражданского общества отражены в содержании программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 годы.
Стоит добавить, что эффективность работы в сфере молодежной политики, должна быть измеряемой, выражаться в значении ряда социально значимых индикаторов по различным векторам социально-экономического развития страны и регионов. Это: снижение безработицы среди молодежи; увеличение доли молодых людей, идентифицирующих себя как граждане России; снижение численности молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации; увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня; рост числа молодежи и детей – членов общественных объединений и др.
Результаты социологических исследований, проведённых в течение последних лет, показывают, что политическое поведение молодёжи Субъекта РФ в значительной степени фрагментировано и не имеет единых для всех представителей данной социально-демографической группы характеристик. Отдельные группы молодёжи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения Российской Федерации.
В настоящий момент, как показал опрос, молодежь г. Иркутска не является достаточно активной. Наше предложение заключается в том, чтобы предпринять ряд мер, способствующих активации молодежи:
• Информационное обеспечение (доступность информации): создание официального сайта Агентства по молодежной политике Субъекта РФ
• Поддержка детских и молодежных общественных объединений
• Проведение в ВУЗах и школах дни самоуправления, выбирать президента школы/факультета.
• Патриотические мероприятия.
А в период предвыборных агитаций можно проводить раздачу агитационных листовок (например: «Время делать выбор», «Как проголосуешь, так и проживешь» и т.д.)
На реализацию предложенных нами предложений необходимо потратить 440 000 рублей. Из которых на создание сайта потребуется 15000 рублей,
В ходе реализации предлагаемых нами мер рассчитать экономический и социальный эффект в цифрах невозможно, можно только разработать показатели, по которым по истечению некоторого срока действия программы можно оценить воздействие, которое она окажет на поведение молодежи и реализацию молодежной политики.
Главным результатом после внедрения и реализации этих программ должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие области.


Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993 г., № 237. Ст.132.
2. Федеральный Закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.07.1995 г., № 27. Ст. 2503.
3. Федеральный Закон от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.05.1999 г., № 18. Ст. 2206.
4. Федеральный закон от 14.04.1995 г. «Об общественных объединениях» //принят Государственной Думой (с изменениями на 17 мая 1997 года)
5. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 24.06.1993 г., № 25. Ст. 903.
6. Закон Субъекта РФ от 08.02.2000 г. № 12-ОЗ «О государственной молодежной политике » // Восточно-Сибирская правда 02.03.2000
7. Закон Субъекта РФ «о Государственной молодежной политике в Иркутской» (в ред. Законо от 30.10.2001 N 8/54-оз, от 18.11.2003 N 57-оз)
8. Закон Субъекта РФ «об областной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской» (в ред. Законо от 07.10.2002 N 40-оз, от 02.04.2003 N 17-оз, от 29.11.2004 N 55-оз) Принят Постановлением Законодательного собрания Субъекта РФ от 27 июня 2001 года N 9/7-ЗС
9. Закон «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Закон Субъекта РФ от 15.05.1998 N 15-оз (ред. от 16.12.2005) “О муниципальной службе Субъекта РФ“ (Принят Постановлением ЗС от 22.04.1998 N 20/5-ЗС)
10. Закон Субъекта РФ «о государственной социальной программе Субъекта РФ » от 11.07.2001 г.
11. Распоряжение главы Администрации Субъекта РФ от 17.06.2004 N 210-рг « о поддержке деятельности студенческих трудовых отрядов»
12. Постановление губернатора Субъекта РФ от 29.12.2001 г. № 181/636-п «О концепции региональной государственной молодежной политики »
13. Постановление «Об областном конкурсе детских и подростковых клубов по месту жительства на соискание грантов от администрации Субъекта РФ». Принят постановлением Законодательного собрания Субъекта РФ 19 января 2000 года N 37/6-ЗС4)
14. Постановление от 29 декабря 2001 г. постановление от 29 N 181/636-п «о концепции региональной государственной молодежной политики ».
15. Постановление от 11 мая 2004 г. N 293-п «О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской» (в ред. постановления губернатора области от 28.01.2005 N 26-п, от 21.04.2005 N 172-п
16. Постановление от 27 июня 2005 г. N 275-п Об общественном совете по вопросам молодежной политики при губернаторе Субъекта РФ.
17. Постановление от 25 марта 2004 г. N 173-п «Об утверждении положения о конкурсе авторских вариативных программ в сфере реализации государственной молодежной политики на соискание грантов администрации Субъекта РФ».
18. Обращение Совета Федерации ФС Российской Федерации № 33-СФ «К Правительству Российской Федерации по вопросу об основных направлениях государственной молодежной политики и о мерах по ее реализации» от 08.02.2006 г.
19. Положение от 27 июня 2005 г. N 118-п «Об агентстве по реализации программ общественного развития и молодежных проектов».
20. Постановление от 20 июня 2007 г. N 33/7 - ЗС « О Положении о молодежном парламенте Субъекта РФ»
21. Изменения и дополнения в закон Субъекта РФ «об областной государственной поддержке молодежных и детских организаций »
22. Доктрина по государственной молодежной политике. – М.: 2002. – С. 47
23. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Труд молодежи в общественном производстве // Социально-трудовые проблемы и пути решения. Ч 1. – М.: АТиСО, 1998. – С. 39.
24. Елькин В.А., Елькина Н.В. Государственное управление и экономическая политика. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – 304 с.
25. Социально-экономическое положение г. Иркутска, январь-декабрь 2005 г. / Федеральная служба государственной статистики. Иркутскстат. Иркутский отдел государственной статистики. – 2009. – 32 с.
26. Статистический бюллетень «Иркутская область в цифрах и графиках», январь-декабрь 2009 г. / Росстат. Территориальный орган Федеральный службы государственной статистики по Субъекта РФ. – 2006. – 12 с.
27. www.ampirk.ru
28. www.oks.ru
29. www.molodostrb.ru
30. www.youth.minstm.gov.ru
31. www.young.irkutsk.ru
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ