Содержание: Введение 3 1. Теоретические основы экономической эффективности туризма 5 1.1. Сущность и значение экономической эффективности туризма 5 1.2. Экономические показатели развития туризма 9 2. Методологические основы организации управления туристским комплексом в РФ 13 2.1. Обзор рынка туризма в РФ 13 2.2. Макроэкономический уровень управления развития туризмом в РФ 17 2.3. Мезоэкономический уровень управления развитием туризма в РФ 24 3. Анализ эффективности деятельности турфирмы ООО «Аризона» 32 3.1. Анализ системы управления в ООО «Аризона» 32 3.2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО «Аризона» 36 Заключение 40 Список литературы 42
Введение К началу XXI века туризм превратился в глобальное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира. По мере развития мировой экономики, расширения объемов международной торговли, совершенствования средств транспорта, связи, повышения интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличивается количество и разнообразие контактов и поездок граждан. Соответственно повышение уровня развития культуры, науки, образования способствует росту международных поездок не только по хозяйственным, но и культурным, политическим целям. Повышение благосостояния населения разных стран, увеличение количества свободного времени, а также необходимость полного восстановления человеческого фактора способствуют росту поездок с целью отдыха. По оценкам зарубежных специалистов, в 2008г. на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8 % мирового объема ВНП, 9,8 % мирового количества рабочих мест, 12 % мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с большим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем, способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации. Российская Федерация обладает большими и разнообразными туристскими ресурсами, которые привлекали и привлекают к себе внимание иностранных туристов. Становление рыночных отношений в нашей стране стимулировало бурный процесс создания туристских фирм и рынка туризма. В последнее время, внутренний туризм в России начал выходить из стагнации, в которой он пребывал еще с советских времен. Прежде всего, эксперты отмечают развитие крупных городов, таких как Санкт-Петербруг или Москва, а также городов средней полосы. Целью курсовой работы является всесторонний анализ и изучение экономической эффективности туризма. В соответствии с целью, задачами курсовой работы являются: - изучение теоретических основ экономической эффективности туризма; - рассмотреть методологические основы организации управления туристским комплексом в РФ; - провести анализ экономической эффективности деятельности объекта исследования. Предметом исследования является рынок туристических услуг в РФ. Объектом исследования выступает турфирма ООО «Аризона» г. Санкт-Петербург. Методологической базой исследования послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы экономической эффективности туризма 1.1. Сущность и значение экономической эффективности туризма Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата. Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от: организации туризма в масштабах государства; туристского обслуживания населения региона; производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы. Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями. Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма. Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества. В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, "вытекать" из него. Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы. Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода. Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности. Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев: системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры; отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона; туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы). Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы. Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности туризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные