Содержание: Введение 3 1. Характеристика состояния и тенденций развития туристского рынка РФ 5 1.1. Обзор рынка туризма РФ 5 1.2. Анализ современного состояния внутреннего туризма 9 1.3. Проблемы развития въездного туризма в РФ 14 2. Методологические основы организации управления туристским комплексом в РФ 16 1.1. Организация управления туристским комплексом в России 16 2.2. Макроэкономический уровень управления развития туризмом в РФ 17 2.3. Мезоэкономический уровень управления развитием туризма в РФ 24 Заключение 32 Список литературы: 34
Введение К началу XXI века туризм превратился в глобальное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира. По мере развития мировой экономики, расширения объемов международной торговли, совершенствования средств транспорта, связи, повышения интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличивается количество и разнообразие контактов и поездок граждан. Соответственно повышение уровня развития культуры, науки, образования способствует росту международных поездок не только по хозяйственным, но и культурным, политическим целям. Повышение благосостояния населения разных стран, увеличение количества свободного времени, а также необходимость полного восстановления человеческого фактора способствуют росту поездок с целью отдыха. По оценкам зарубежных специалистов, в 2006г. на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8 % мирового объема ВНП, 9,8 % мирового количества рабочих мест, 12 % мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений. В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%; валютных поступлений - 14%. Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туриндустрии - 2,1 млрд. долл. США, то согласно данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) в 1995 г. в мире было зарегистрировано 576 млн. прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов. В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с большим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем, способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации. Российская Федерация обладает большими и разнообразными туристскими ресурсами, которые привлекали и привлекают к себе внимание иностранных туристов. Становление рыночных отношений в нашей стране стимулировало бурный процесс создания туристских фирм и рынка туризма. В последнее время, внутренний туризм в России начал выходить из стагнации, в которой он пребывал еще с советских времен. Прежде всего, эксперты отмечают развитие крупных городов, таких как Санкт-Петербруг или Москва, а также санаториев средней полосы. Целью курсовой работы является всесторонний анализ и изучение рынка внутреннего туризма в РФ. В соответствии с целью, задачами курсовой работы являются: - дать характеристику состояния и тенденций развития туристского рынка РФ; - изучить методологические основы организации управления туристским комплексом в РФ. Предметом исследования является рынок туристических услуг в РФ. Объектом исследования выступает организационно-экономический механизм взаимодействия предприятий туризма. Методологической базой исследования послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей.
1. Характеристика состояния и тенденций развития туристского рынка РФ 1.1. Обзор рынка туризма РФ Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом минувшего столетия, и многие эксперты пророчат ему блестящее будущее в настоящем столетии. По мнению экспертов ВТО, следующие 20 лет темпы роста международного туризма превысят 4% в год . По данным неправительственной международной организации - Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), суммарные вложения в сферу туризма оцениваются почти в 700 млрд долл., что составляет 11,3% инвестиций в экономику всех стран мира. К 2008 г., по расчетам WTTC, эта доля увеличится до 11,8% и составит 1,8 трлн долл. Туристическая индустрия использует труд 212 млн человек (10,6% общей численности занятых во всех других областях экономики, то есть в сфере туризма занят каждый 10-й работник). По данным Всемирной туристической организации, в 2006 г. число международных туристических прибытий достигло отметки в 760 млн человек. Это больше показателя 2005 г. на 10%, или почти на 70 млн путешествующих. Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) записал Россию в число туристических держав со стабильными показателями роста. На языке абсолютных цифр - по вовлеченным в туризм миллиардам долларов - Россия оказалась на 14-м месте в мире. Россия заметно обгоняет по многим совокупным показателям и радеющих за туризм соседей по бывшему соцлагерю - страны Центральной и Восточной Европы.
--------------
Список литературы: 1. Закон РФ "Об основах туристской деятельности " от 24.11.96 г. №132 2. Трудовой Кодекс РФ от 4 октября 1997 года N 70 в редакции Законов РФ от 25 июня 1998 года N 82,31 октября 1998 года N 138) (Введен в действие Законом РФ от 4 октября 1997 года N 71) 3. Положение о государственной инспекции труда при Министерстве труда РФ от 15.03.99 № 149 4. Положение о квалификационных требованиях для управленческих кадров от 12.07.95г. № 277; 5. Программа устойчивого развития промышленности РФ на период 1999-2005 годы от 19.12.98г № 839 6. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 248 с. 7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа: учебник.». - М.: Финансы и статистика, 2004- 288с. 8. Балабанов И.Т. "Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?". - М.: Финансы и Статистика, 2005. 9. Броймер Роберт А «Основы управления в индустрии гостеприимства» - М. «Аспект Пресс» 2004г - 155 с. 10. Бородина Е.И. "Финансы предприятий" учебное пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 208 с. 11. Бережная Н.В. «Управление общественным питанием» - М.: «Экономика» 2005г - 142 с. 12. Богалдин-Малых В.В. «маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично - ресторанные и развлекательные комплексы: Уч.пособ – М.: изд-во НПО: 2004 – 560 с. 13. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства: Уч.пособие – СПбГИЭУ, 2003 – 175 с. 14. Бухалков М.И. Планирование на предприятиях туризма: Уч. пособ. – Самара: Сам. ГТУ, 2005. – 392 с. 15. Гусева Е.Г. "Управление производством на предприятии" учебно-практическое пособие - М. : МГУЭСИ, 2005 - 114с. 16. Ильенкова С.Д. "Экономика и статистика фирм" - М.: Финансы и статистика, 2005. - 240с. 17. Енджейчик И. Современный туристический бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: Пер. с польского. – М.:Финансы и статистика, 2003 – 320 с. 18. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003 – 672 с. 19. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер.с англ.-М.:Дело, 2005 – 729 с. 20. Моляков Д.С. "Финансы предприятий отраслей народного хозяйства". - М.: ФиС , 2005. 21. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. "Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий” изд. "Машиностроение” - 2006 22. Реклама в туризме и отдыхе: Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Реклама»/ пер.с англ. под ред. Б.Л. Еремин. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004-495с.
|