Содержание: Введение 3 1. Туристический потенциал ХМАО 6 1.1.Основные туристско-рекреационные зоны ХМАО 6 1.2. Туристический потенциал ХМАО 8 2. Современное состояние и перспективы развития туризма в ХМАО 14 2.1. Современное состояние и проблемы развития туризма в ХМАО 14 2.2. Пути развития туризма в ХМАО 19 Заключение 25 Список использованной литературы: 29 Приложения Введение Индустрия туризма за последние полвека превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. За последние полвека число посещений зарубежных стран туристами выросло с 25 до 697 млн. Постоянно растущий уровень технического оснащения фирм и компаний, действующих в сфере туризма, а также в ряде смежных с ней отраслей, включая интернет-экономику, позволяет отнести значительную часть туристического бизнеса к числу передовых в организационном и техническом отношениях. Данное обстоятельство играет важную роль в обеспечении высоких темпов роста в отрасли. Причем, несмотря на уязвимость международного туризма от пагубных колебаний политической и экономической конъюнктуры, в целом он демонстрирует высокую степень стабильности, способности к восстановлению и динамичному росту в посткризисные периоды. Как одна из главных составляющих региональной экономики туризм является фактором активизации всего регионального хозяйства. Правильно организованный туризм генерирует в регионе страны рабочие места для местного населения, развивает смежные с туризмом отрасли, а также обеспечивает приток в регион денежной массы и инвестиционных средств, и, как следствие пополнение бюджета региона и государства в целом за счет налогов. В настоящее время туризм - это мощная индустрия, выделяющаяся среди других отраслей хозяйства высокой эффективностью, устойчивыми тенденциями развития и интенсивно развивающаяся в периоды относительного благополучия общества, отсутствия войн и иных катаклизмов. Наличие в России мощнейших туристских ресурсов предполагает, что у нашей страны и ее регионов имеются предпосылки для становления туризма не просто как декларативно приоритетной отрасли экономики, а как межотраслевого комплекса, реально дающего экономике социально-политические и экономические дивиденды и выгоды. Между тем теория и методология развития туристских регионов недостаточно разработана, что не позволяет на практике осуществлять целенаправленное развитие туризма на отдельных территориях. Следовательно, перед российскими туристскими регионами и отраслью в целом встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой региональной организации индустрии туризма в отдельности и способствовать тем самым дальнейшему развитию туристской территории в целом. Это позволяет говорить о том, что тема курсовой работы безусловно актуальна. Объект исследования - туристский потенциал ХМАО. Предмет исследования – организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе развития туризма. Целью курсовой работы является всестороннее изучение туристического потенциала для развития туризма в ХМАО. В соответствии с целью, задачами курсовой работы будут следующие: - изучение туристического потенциала ХМАО; - провести анализ современного состояния и перспектив развития туризма в ХМАО. Методологической основой работы послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей. Теоретические положения и прикладные вопросы развития и управления индустрией туризма нашли отражение в трудах отечественных ученых: Азара В:И., Волошина И.И., Жукова A.A., Жуковой М.А., Закорина Н.Д., Зорина И.В., Здорова А.Б:, Ильиной E.H., Кабушкина Н.И., Карповой Г.А., Кауровой А.Д., Квартального В.А., Козлова Д.А., Морозова М.А., Розановой Т.П., Сенина B.C., Чудновского А.Д. и ряда других. В работе использовались методы анализа, синтеза, аналогий и статистические методы. Практическая значимость определяется возможностью использования органами управления и коммерческими структурами автономного округа - Югры результатов исследования для обеспечения приоритетного развития туристской индустрии региона и отраслей, непосредственно связанных с туристской индустрией. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 1. Туристический потенциал ХМАО 1.1.Основные туристско-рекреационные зоны ХМАО
Исходя из существующего туристского потенциала автономного округа и имеющейся инфраструктуры туризма могут быть выделены три основные туристско-рекреационные зоны: 1) восточная: г. Когалым, г. Лангепас, г. Мегион, г. Нефтеюганск, г. Нижневартовск, г. Покачи, г. Пыть-Ях, г. Радужный, г. Сургут, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский районы. Особенностями восточной туристско-рекреационной зоны являются ее промышленный характер, относительное однообразие ландшафтов, наличие развитой городской инфраструктуры. Экологически чистые территории находятся в основном в самой восточной части Нижневартовского и южной (левобережной) части Сургутского районов. Все города зоны в настоящее время связаны автомобильными дорогами с твердым покрытием и имеют прямое автомобильное сообщение с центром автономного округа. Зона имеет достаточно развитую сеть коллективных средств размещения, объектов досуга и развлечений, пунктов общественного питания, музеев, спортивных сооружений. В данной зоне развиваются этнографический, культурно-познавательный, рекреационный и водный туризм. Важным преимуществом туристско-рекреационной зоны является сравнительная транспортная доступность ряда поселений коренных малочисленных народов Севера и историко-археологических памятников. Имеются также возможности для развития конгрессно-выставочного туризма. В восточной части Нижневартовского и южной части Сургутского районов имеются хорошие условия для развития спортивного и экологического туризма;
--------------------
Список использованной литературы: 1) Учебники, монографии, другие книги. 7. Аврах Ю.И., Журавлев ВВ. Концепция устойчивого развития курортов как основа формирования системы управления качеством санаторно-курортного продукта/Труды 5-й Международной научно-практической конференции «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития» М.: МГУС, 2004. 8. Балабанов И.Т , Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006. 9. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2007. 10. Броймер Роберт А «Основы управления в индустрии гостеприимства» - Москва. «Аспект Пресс» 2008г - с.155 11. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме.: Учебное пособие- Мн.: Экономпресс, 2008 12. Журавлев ВВ., Журавлева Л.Б., Мочалова Л.Я. Некоторые механизмы государственного регулирования курортной деятельности/Материалы VII-й Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития курортов России» 12-15 июня 2008г. Сочи, СГУТиКД, 2009. 0,2 п. 13. Карпова Г. А. «Экономика современного туризма», Москва - Санкт-Петербург,2009 14. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2008. 15. Кислица АС, Журавлев ВВ., Мороз И.М. Современные проблемы и задачи курортов в рекреационном потенциале России/Материалы Ш Международной студенческой конференции «Предпринимательство и реформы в России» Спб.: СпбГУ, 2007 16. Котлер Ф., Боуэн Дж„ Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер. с англ./Под ред. Р.Б. Ноздревой. М.:ЮНИТИ, 2007. 17. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия/Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: Наука, 2007. 18. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания.: Уч. пособие составили Ю.Н.Борисова, Н.И.Гаранин, Ю.В.Забаев, А.И.Селкин. - М.: РМАТ, 2008 –73с. 19. Питерс Т., Уотермай Р. В поисках эффективного управления, - М.: Прогресс, 2009. 20. Рыночная экономика: Учебник. - М.: Соминтэк, 2008. 21. Сенин B.C. Организация международного туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2009. 22. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник/Под ред. А.Д. Чудновского Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЮРКНИГА, 2009. 23. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. Изд. 2-е, перераб. и доп, М.: ИНФРА-М, 2008. 24. Управление современной компанией: Учебник/Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. М.: ИЫФРА-М, 2009. 25. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2009. 26. Чудновский А.Д., Жукова МА. Менеджмент туризма. М,: Финансы и статистика, 2008. 2) Журнальные и газетные статьи: 27. Круглов М, Шишков Г. Новые тенденции контроля качества услуг // Туризм. – 2009. - № 3. – с. 32 – 33. 28. Сертификация: защита для клиента // Ресторанные ведомости. – 2008 - № 7 – 8. – с. 36 – 37. 29. Федотова И. Сававукоев: «Клиент – ваша лучшая реклама» // Ресторанные ведомости. – 2008. - № 9. – с. 30 – 33. 30. Чичкина С. Переход на мировые стандарты: готовиться нужно сейчас // Туризм. – 2009. - № 6. – с. 32 – 34. 3) Нормативные материалы: 1. Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 16.05.2001 № 205-рг "О проведении в г.Ханты-Мансийске специализированной выставки "Спорт. Туризм. Гостиничное хозяйство. Ресторанный бизнес"; 2. Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 10.12.2002 № 238 "О Комитете по туризму Ханты-Мансийского автономного округа"; 3. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 24.03.2003 N 201-рп "О представлении Ханты-Мансийского автономного округа на туристских выставках"; 4. Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 7 мая 2003 года № 182-рг "О проведении конкурса на присуждение грантов Губернатора автономного округа для поддержки проектов в области внутреннего туризма и сопутствующей инфраструктуры"; 5. Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 20.05.2003 № 196-рг "О проведении 3-й специализированной выставки "Спорт. Туризм. Гостиничное хозяйство. Ресторанный бизнес"; 6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 07.04.2003 № 115-п "Об утверждении Положения о Комитете по туризму Ханты-Мансийского автономного округа".
|