Содержание: Введение 3 1. Устойчивый туризм. Сущность и определение 5 1.1. Определение и основные принципы устойчивого туризма 5 1.2. Сущность и понятие экотуризма 7 2. Экологический туризм, как вид устойчивого туризма 10 2.1. Экотуризм и его разновидности 10 2.2. Экотуризм как устойчивый туризм 13 2.3. Анализ состояния и тенденций развития экотуризма в России 18 3. Анализ тенденций развития экотуризма в Нижневартовске 22 3.1. Состояние и развитие экотрузма в Нижневартовске 22 3.2. Предпосылки развития экотуризма в Нижневартовске 25 Заключение 27 Список литературы: 29
Введение Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующим. Современное понимание экотуризма, ориентация на достижение устойчивости как конечного результата во многом заставляют пересмотреть традиционные представления о том, какие виды путешествий являются экотуризмом? При этом традиционные критерии — мотивация путешествующих и объемы туристических потоков — безусловно, важны, но сами по себе не играют определяющей роли. Основной вопрос, который должны задать себе организаторы путешествий в природу: какое воздействие на природную и культурную среду оказывают эти путешествия, к каким последствиям они приводят? Очевидно, экотуристическими не могут считаться такие путешествия, при которых выполняются лишь отдельные принципы экотуризма, и непосредственным результатом которых не является улучшение охраны природной среды. Участники некоторых приключенческих туров могут углублять свои познания о посещаемых природных территориях, но это еще не гарантирует положительное воздействие их путешествий. Так, количество туристов, приезжающих в Гималаи, с 1965 года увеличилось более чем в 25 раз. Местные жители стали активно вырубать лес — на топливо для кемпингов и многочисленных гостиниц. В результате на двух крупнейших охраняемых территориях нижняя граница леса поднялась на несколько сотен футов. Хребты, несколько лет назад утопавшие в зарослях рододендронов, превратились в бесплодные пустоши, тропы оказались замусорены, сократились популяции многих зверей и птиц. В другом районе Непала местные жители участвовали в туристической деятельности и получали доход. Однако "обратной стороной" этого процесса стало разрушение традиционной культуры и сложившейся системы занятости, социальное расслоение ("богатые становились еще богаче, бедные — еще беднее"). Таким образом, хотя посетители считали себя экологическими туристами, на деле они таковыми не являлись, поскольку результатом их посещения стала деградация природной и культурной среды. Многие путешествия по заповедникам и национальным паркам России, изначально планируемые как экотуристические, также имеют ряд серьезных промахов и недостатков. Образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо — чаще экскурсия или тур оказываются нацелены только на демонстрацию достопримечательностей, экзотических "чудес" и "красот" природы, а не на постижение экологических проблем и активное участие в их решении. В целом, "абсолютно положительных" примеров развития экотуризма не так много в мире. Скорее, можно говорить об успешной реализации тех или иных конкретных принципов экотуризма. Целью курсовой работы является всесторонний анализ и изучение экологического туризма, как вида устойчивого туризма. Задачами курсовой работы являются: - изучение устойчивого туризма; - изучить экологический туризм, как вид устойчивого туризма; - провести анализ состояния и тенденций развития экологического туризма в г. Нижневартовске. Объектом исследования выступает гостиница Самотлор г.Нижневартовск Предметом исследования выступает организационно-экономический механизм, возникающий в процессе организации экологического туризма. Методологической базой исследования выступают работы как российских, так и зарубежных исследователей.
1. Устойчивый туризм. Сущность и определение 1.1. Определение и основные принципы устойчивого туризма Устойчивость в туризме подразумевает положительный общий баланс экологических, социально-культурных и экономических воздействий туризма, а также положительное воздействие посетителей друг на друга. Таким образом, те виды туристической деятельности, которые имеют наиболее высокий суммарный положительный эффект с точки зрения экологии, экономики и социального развития, являются более устойчивыми. Устойчивый туризм - это туризм, который подразумевает неограниченно долгое поддержание ресурсов, на которых базируется. Понятие устойчивого туризма используется и в более широком контексте: "все типы туризма, основанные как на природных, так и искусственных ресурсах, которые вносят вклад в устойчивое развитие" . В качестве примера принципов устойчивого туризма (в дополнение и расширение к обозначенным ранее) можно привести принципы, принятые Шведским Агентством по защите окружающей среды: • неистощительное, устойчивое использование природных ресурсов; • сокращение избыточного потребления и отходов; • обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия; • тщательное планирование, комплексный подход, интеграция экотуризма в планы регионального развития; • поддержка местных экономик; • участие местного населения в развитии туризма и разделение ими финансовых и других преимуществ от этой деятельности; • консультирование заинтересованных лиц и общественности; • обучение персонала;
--------------
Список литературы: 1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – М.: Профиздат, 2003 – С.534. 2. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч. пособие. – М., 2003 – С.332. 3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2003 – С.312. 4. Аренков И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики - СПб.: СПбУЭФ, 2004 – С.413. 5. Арман Дайан, Фернан Букерель,Робер Ланкар и др.; Академия рынка "Маркетинг", Москва Экономика 2003 – С.212 6. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований - СПб: СПбУЭФ,2003 – С.312. 7. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие- СПб.: СПбУЭФ, 2003 – С.413. 8. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации - СПб.: СПбУЭФ, 2003 – С.331. 9. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг №2. – 2002 – С.615. 10. Ветитнев А.М. Маркетинг. 2003. № 6 . 11. Витерс Д., Випперман К. Как продать свои услуги. СПб., 2003 – С.331. 12. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. – М., 2003 – С.553. 13. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2003- С.116. 14. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003 – С.441. 15. Каверина Т.П. Основы туристской деятельности. М., 2003 – С.413 16. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 2003 – С.443 17. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. Саратов, 2003 – С.552 18. Папирян Г.А. Экономика туризма. Ростов н/Д. 2003 – С.423 г. 19. Ромат Е.В. Маркетинговые исследования. Сборник статей по теории и практике маркетинговых исследований. М., 2003 – С.552 20. Туризм: нормативно-правовые акты: Сб. актов / Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2003 – С.514 21. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. М. 2003 Мир деловой книги - С.432 22. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. – М.: Спб.: Издательский Торговый Дом "Герда”, 2003 – С.531
|