Четверг, 02.05.2024, 08:08
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Психология, социология

Диплом [59]

Cтраницы  : « 1 2


Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений звукопроизношения у детей с ОНР 6
1.1. Исторический обзор психолого-педагогической литературы об особенностях развития речи у детей 6
1.2. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей с ОНР 13
1.3. Общая характеристика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР. Сигматизм. 18
1.4. Основные направления работы по исправлению нарушений звукопроизношения свистящих у детей с ОНР 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с ОНР 45
2.1 Цель и задачи экспериментальной части исследования у детей с ОНР 45
2.2. Методы и приемы констатирующего этапа эксперимента 46
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 53
2.4. Содержание логопедической работы по формированию навыков словоизменения, звукопроизношения, фонематической стороны речи детей с ОНР 63
2.5. Проведение контрольного эксперимента и сравнительный анализ результатов 70
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение 86


Введение

Актуальность исследования. В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить речевую функцию. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления. Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к общению, позволяет вступить в специфически человеческий социальный контакт, что в свою очередь способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.
Различные диссонансы в психическом развитии ребенка возникают в результате отрицательного влияния на него нарушений речи, которые могут проявляться в той или иной степени, т.е. в зависимости от характера речевого расстройства, что также может негативно отражаться на деятельно-сти ребенка и его поведении.
Вызванная вследствие речевых нарушений ограниченность речевого общения может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Среди проблем вызванных различными нарушениями речи необходимо отметить такие, как психические наслоения, характерные особенности эмоционально-волевой сферы. Подобные негативные отклонения имеют предпосылки к развитию отрицательных качеств характера, таких как стеснительность, нерешительность, скрытность, негативизм, чувство неполноценности, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка, овладении навыков обучения (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Группой ведущих ученых (ГА. Каше, Р.Е. Левина, Л Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, А В. Ястребова, И.К. Колповская) было доказано существование прямой зависимости между уровнем развития детской речи и возможностью овладения грамотностью ребенком. Все это отрицательно сказывается на успеваемости, на овладении профессией (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения.
В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники большей частью пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страда-ет из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Как уже отмечалось, дети с недостатками речи, болезненно воспринимают их, из-за чего могут замыкаться или стесняться. Все это может повлиять на качество обучения.
Следовательно, воспитание правильной речи у детей дошкольного воз-раста является задачей общественной значимости, так как позволяет избе-жать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребенка по причине нарушений речевых процессов. В современной науке существует много различных средств исправления недостатков речи (упражнения, игры, художественные произведения и т.д.).
Звукопроизношение, которое представляет собой важную сторону речи, составляет основу речевого процесса. Процесс правильного формирования произношения у детей является особо сложным процессом. Трудности возникают при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих. Большинство детей подвержено задержке этого процесса. Нарушения в произношении звуков не устраняются сами по себе, но преодолеваются при правильно построенной коррекционной работе по их исправлению.
При общем недоразвитии речи у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения. Существует множество вариантов речевых нарушений, среди которых важно отметить дефекты произношения, которыми определяется качество звучащей речи.
Одним из видов нарушения звукопроизношения является нарушение произношения свистящих (сигматизм). Преодоление недостатков произно-шения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методике преодоления речевых расстройств посвящены работы таких специалистов как Е.А. Пожиленко, Т. Б., Филичева, Т. В. Туманова, С.Е.Большакова, Р.И. Лалаева, Н.А. Чевелева и, конечно же, классиков логопедии М.Е. Хватцевой, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изучен-ным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разрабо-тана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения, что определило актуальность настоящей проблемы и предопределило выбор темы дипломного исследования.
Объект исследования – дети дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – нарушение звукопроизношения свистящих у детей с ОНР.
Гипотеза работы: применение логопедических игр и упражнений позволяет исправить нарушение произношения свистящих, помогает улучшить речь дошкольников с ОНР.
Цель дипломного исследования – выявить особенности коррекционной работы по исправлению нарушения произношения свистящих у детей с ОНР.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- дать характеристику особенностей нарушения звукопроизношений у детей при общем недоразвитии речи, опираясь на теоретическую базу;
- обосновать выбор методик и направление работы по исправлению на-рушения произношения свистящих у дошкольников;
- провести опытно-экспериментальную работу по коррекции нарушений звукопроизношения свистящих у детей с ОНР;
- подвести итоги и сделать выводы по эксперименту.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений звукопроизноше-ния у детей с ОНР

1.1. Исторический обзор психолого-педагогической литературы об особенностях развития речи у детей

Речевые расстройства как болезнь рассматривались уже в самые ранние времена нашей науки. Развитие данного учения происходило в двух главных направлениях. Некоторые исследователи рассматривали нарушения речи, как наружные болезни, которые необходимо лечить хирургическим путем. Другие же ученые относились к ним, как к внутренним болезням.
Впервые было произведено серьезное научное отграничение между косноязычием (stammeln) и заиканием (stottern) в 1830 году Рудольфом Шультессом. Он объясняет косноязычие, как такое речевое расстройство, при котором отдельные звуки либо совсем не выговариваются, либо выговариваются неправильно. Заикание же отличается тем, что оно характеризуется внезапной невозможностью произнести слово или слог.
Изначально в классической медицине причины расстройства речи рассматривались как следствие поражения мозга, либо анатомического нарушения артикуляционного аппарата. Такая точка зрения впервые была затронута Гиппократом, но более полно выражена Галеном, который обращал внимание на артикуляционные особенности при произношении, т.е. участии при этом губ, зубов, носовых отверстий и т.д. Именно при нарушении функций одного из органов, участвующих в произношении, обнаруживается заикание или косноязычие. Такое учение имело силу до XIX века.
Следующая теория, которая господствовала более 2 тысяч лет, принадлежала Аристотелю. Древнегреческий ученый посвятил много времени исследованию языка и окружающей его части у различных животных. В результате он пришел к выводу, что все необходимые для произношения раздельных звуков принадлежности и свойства имеются только у человеческих органов речи. Исходя из данных

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1. Причины и тенденции наркотизации молодежи в России 7
1.2. Этапы формирования наркотической зависимости 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ 24
2.1. Наркомания и наркопреступность в России 24
2.2. Исследование проблемы наркомании 29
2.3. Социальная работа по профилактике наркомании среди молодежи 36
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ «АНТИНАРКОТА» В Г. МОСКВЕ 41
3.1 Тема наркомании в социальной рекламе 41
3.2. Разработка региональной рекламной кампании «Антинаркота» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 65



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.
Распространение наркомании остается одной из наиболее актуальных проблем современного общества, включающей медицинские (вплоть до вопроса о будущем генофонда), социальные (формирование субкультур, изменение общественной психологии), экономические, правовые, педагогические и другие аспекты. Опасный характер явлению придает его социальная устойчивость, способность приспосабливаться к применяемым мерам, постоянное изменение наркопрактик. Особенно остро стоит проблема наркотизации молодежи. Злоупотребление психоактивными веществами, в том числе наркотическими, является непременным «атрибутом» отдельных молодежных субкультур. В частности, одним из последних «достижений» наркотизма стало распространение позитивного имиджа марихуаны и постановка вопроса о легализации наркотических препаратов каанабиоидной группы.
Повышение значимости наркотизма как социальной проблемы обусловлено, во-первых, ростом потребления частью населения наркотических средств, влекущим медицинские и социальные последствия. Во-вторых, данная проблема затрагивает, по преимуществу молодое поколение, которое представляет собой будущее любого общества. Весомую роль играет также возрастание пограничных с наркотизмом преступлений.
Несмотря на создание различных структур и ведомств, разработку и реализацию на федеральном и региональном уровнях комплексных целевых программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, состояние существующей наркоситуации в стране свидетельствует о малоэффективности принимаемых мер.
На фоне отсутствия единой модели борьбы и профилактики деятельность отдельных учреждений и организаций, в первую очередь воспитательно-образовательного направления, также оставляет желать лучшего, и высшая школа не является в этом плане исключением. Антинаркотическая деятельность высших учебных заведений носит фрагментарный характер и не подкреплена должной концептуальной основой. Большинство профилактических мер в своей основе имеют репрессивный акцент, а проводимые мероприятия не охватывают достаточного числа студентов.
В свою очередь, профилактика и борьба с наркотизмом в студенческой среде необходимы и затрагивают не только интересы администрации и студентов, но и общества в целом. Именно специалисты с высшим образованием во многом определяют экономическое развитие и благосостояние страны, являются базой образовательного, культурного и духовного потенциала общества. Вследствие этого решение данной проблемы возможно на основе адекватного и целостного ее осмысления как посредством разработки концепции антинаркотических программ, так и их эффективной реализации на практике.
Общегосударственная важность в сочетании с реальной потребностью подготовки комплекса правовых, административных, информационно аналитических, лечебно-профилактических, образовательных мер направленных на снижение распространенности наркопатологии обуславливает актуальность углубленного изучения данной проблемы и определяют выбор темы исследования.
Степень изученности темы. Первые исследования наркотизма в отечественной науке начали осуществляться в 20-е гг. ХХ в. Такие авторы, как М.Н. Гернет, А.С. Шоломович, Ю.М. Лисицын и др. , разрабатывали методики обследования потребителей наркотиков, устанавливали тесную связь наркотизации с социально-бытовыми условиями, а также осуществляли поиск путей профилактики.
Первые попытки анализа социальных факторов наркотизма были реализованы в трудах А.А. Габиани . Позже данным проблемам были посвящены работы B.C. Битенского, А.Е. Личко, Г.Я. Лукачера, Т.В. Ивановой , где, помимо изучения влияния наркотических веществ на организм и психику, имел место анализ микросоциальных процессов в молодежной среде.
С 1990-х гг. рост масштабов распространения и незаконного оборота наркотических средств предопределил возрастание интереса к проблеме наркотизма, которая стала изучаться такими исследователями, как А.Л. Арефьев, Л.Е. Кесельман, В.Т. Лисовский, Е.Л. Омельченко, М.Е. Позднякова, П.Д. Шабанов, Ф. Э. Шереги, О.Ю. Штакельберг и др.
В работах Э.Г. Гасанова, Я.И. Гилинского, А.П. Дьяченко, А. В. Кудрявцева, Я.Ф. Костюковского, Л.А. Куровской, Б.П. Целинского наркотизм изучается как форма социальной девиации, в трудах У. Блюдина, Н. Гончарова, З.В. Коробкиной, В.А. Попова, Г. Сабировой, И. Тартаковской в контексте антинаркотической политики и профилактики наркотизации.
Достаточно широкий пласт исследований посвящен анализу роли социальных институтов в антинаркотической социализации молодежи. Работы P.M. Готлиб, Л.И. Романова, Л.П. Яцкова ориентированы на изучение молодежных субкультур , Е.А. Ивановой, С.А. Фролова – роли семьи , А.Н. Гаранского, А.Г. Макеева – роли школы.
На сегодняшний день появился ряд работ, затрагивающих проблемы наркотизма и наркомании в студенческой среде. Среди них необходимо отметить исследования Ю.К. Бахтина, Л.А. Поповой, В.П. Соломина, Г.И. Сопко, Н.Н. Маликовой .
Объект исследования – наркомания и наркотическая зависимость у молодежи.
Предмет исследования – противодействие и профилактика наркомании среди различных групп молодежи.
Цель исследования – проанализировать наркотическую зависимость как социальную проблему и рассмотреть возможность применения социальной рекламы для профилактики наркомании среди молодежи.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать социальные условия распространения и потребления наркотиков определенной частью молодежи РФ;
• Исследовать наркотическую зависимость как социальную проблему;
• Рассмотреть особенности социальной профилактики наркомании в школах, вузах;
• Показать роль и эффективность разъяснительной и профилактической работы СМИ, общественных организаций;
• Разработать проект использования социальной рекламы для профилактики наркомании среди молодежи г. Москвы.
Новизна исследования заключается в том, что рассмотрены и определены механизмы использования социальной рекламы для профилактики наркомании в молодежной среде.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект социальной рекламной кампании «Антинаркота» может быть использован как в Москве, так и других городах России.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Причины и тенденции наркотизации молодежи в России

Наркомания (от греч. «narke» – оцепенение и мания) - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон.
Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. «narkotikos» - усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, т.к. среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами и т.д. В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.
Кроме того, в литературе, посвященной проблеме наркомании, встречается точка зрения, что наркотик - это вещество, удовлетворяющее трём критериям:
1. Медицинский критерий: это вещество оказывает специфическое (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.) влияние на центральную нервную систему.

Оглавление

Введение
Глава 1. Мода – характерное явление современности
1.1. Мода: понятие, характеристика, сущность
1.2. История возникновения моды, основные этапы
1.3. Мода, как характерное явление современности
1.4. Основные особенности моды как современного явления
1.5. Влияние моды на жизнь современного общества
1.6. Методы и способы воздействия моды на современное общество
Глава 2. Мода как средство формирования потребительского поведения молодежи
2.1. Характеристика поведения, нравов современной молодежи
2.2. Понятие потребительского поведения молодежи: характеристика, сущ-ность
2.3. Психологические особенности потребительского поведения молодежи
2.4. Мода как средство формирования потребительского поведения мо-лодежи
2.5. Отношение современной молодежи к явлению «мода»
2.6. Сравнительная характеристика моды как средства формирования потребительского поведения молодежи в России и на Западе
Заключение
Библиография


Введение

Понятие «мода» прочно вошло в современную жизнь. Регулярно каждый человек слышит различные вариации слова мода: модный, модненький, ультрамодный и т.д. Мода стала характеризовать не только умение красиво и со вкусом одеваться, но и накладывать серьезный отпечаток на развитие современного общества. Фактически моду можно сравнить с современной религией, так как для подавляющей массы россиян и людей во всем мире мода становится идолом, кумиром, высшим разумом.
В погоне за модными тенденциями многие люди все чаще забывают о том, что на самом деле имеет ценность и составляет смысл жизни, более того, для некоторых мода и становится смыслом жизни. Такая тенденция все чаще прослеживается в настоящее время. Модные вещи, модная музыка, модные рестораны, модные избранники – это далеко не весь перечень, составляющий жизнь современного человека, определяемый таким мощным и стремительно набирающим понятием, как «мода».
Каждый человек воспринимает моду по-своему, поэтому мода частично зависит от возраста, воспитания, убеждений человека, общих норм культуры, характера, в целом, от личности.
Мода для каждого человека является частью внутреннего мира, явле-нием психологическим, а отношение к ней, выбор-явление нравственное. В настоящий момент за модой признаются характерные феноменальные черты, которые оказывают колоссальное воздействие на психологию современного человека, его социальное сознание, поведение и вкусы.
Особенное влияние мода оказывает на современную молодежь. Как правило, это влияние носит негативный характер, так как формирует у на-стоящей молодежи потребительское отношение к миру, близким и родным людям, тем категория и понятиям, которые имеют ценность и неоспаривае-мую сущность.
Актуальность: актуальность дипломного проекта «Мода как средство формирования потребительского поведения молодежи» обусловлена огромным влиянием моды на современного человека, для которого она становится новой религией. Негативное воздействие моды особенно сказывается на молодежи, так как способствует формированию и развитию потребительского поведения молодежи.
В этом контексте комплексный анализ и исследование чрезмерного влияния моды на общество позволяет рассуждать о моде, как социально-опасном факторе, частично нарушающем нормальное психические развитие молодежи, и способствует выявлению возможных путей, ограничивающих влияние моды на современное общество, что делает анализ актуальным и своевременным.
Целью дипломного проекта является комплексный анализ и исследо-вание моды, как гротескного фактора современной действительности, оказывающего огромное, как правило, негативное влияние на формирование и развитие потребительского поведения молодежи.
Новизна исследования: в дипломном проекте представлен новатор-ский анализ и исследование моды, как социально-бытового явления совре-менной действительности, с точки зрения формирования и развития модой потребительского поведения молодежи. В дипломном проекте предлагаются возможные пути ограничения воздействия моды на современную молодежь, характеризуются негативные последствия, происходящие вследствие подмены понятий мода и реальность, мода и жизненные ценности.
Объект: объектом является мода с точки зрения масштабного явления современной действительности.
Предмет: предметом является мода как средство формирования потребительского поведения молодежи.
Задачи: в дипломном проекте «Мода как средство формирования потребительского поведения молодежи» поставлены следующие задачи:
1. Исследование и анализ моды как характерного явления современности;
2. Анализ моды, определение понятия, сущности, выявление основных характеристик;
3. Выявление основных этапов становления моды, как понятия;
4. Выявление основных особенностей моды как современного явления;
5. Анализ влияния моды на жизнь современного общества;
6. Выявление способов и методов воздействия моды на современное общество;
7. Анализ и исследование моды, как средства формирования потребительского поведения молодежи;
8. Характеристика поведения, нравов современной молодежи;
9. Выявление сущности понятия «потребительское поведение молодежи», выявление основных характеристик;
10. Анализ психологических особенностей потребительского поведения молодежи;
11. Анализ и исследование отношения современной молодежи к явле-нию «мода»;
12. Проведение сравнительной характеристики моды как средства формирования потребительского поведения молодежи в России и на Западе.
Гипотеза: в дипломном проекте «Мода как средство формирования потребительского поведения молодежи» делается следующее предположе-ние: мода оказывается негативное воздействие на современную молодежь, так как способствует формированию и развитию у нее потребительского отношения к жизненным ценностям, основным категориям бытия.
Методология: в дипломном проекте при анализе и исследовании были применены методы сбора, обработки, структуризации информации, применены методы дедуктивного и индуктивного анализа информации, абстрагирования, статистики, метод оценки, сравнения и комплексного анализа имеющейся информации, затрагивающий проблемы и вопросы формирования потребительского поведения современной молодежи в контексте исследования явления «мода».
Теоретическая база: разработкой проблемы, посвященной проблемам формирования потребительского отношения современной молодежи, влиянию на нее моды, в разное время уделяли внимание авторитетные специалисты, занимающимся исследованиями в области связей с общественностью, рекламы, социологии и т.д. При анализе были использованы следующие авторитетные научные, научно-популярные и электронные издания:
1. Китаева Елена. Ушли в тираж. Деньги и культура: кто ко-го?//Фонтанка.ru, 17 апреля 2006.
2. Культура телевидения//Независимая газета. 18 ноября 1999. №13.
3. Новый закон о рекламе//Российская газета. 15 марта 2005. №221.
4. Спиридонова Наталья. Век информации: СМИ и здоровье общест-ва//Культура здоровья, http://www.healthculture.ru, 13 февраля 2006.
5. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию: Учебное пособие для студентов вузов/И. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2004. – 154с.
6. Харрие Р. Психология массовых коммуникаций. СПб: Наука, 2003. – 345с.
7. Цвик В.Л. Телевизионные новости России: Учеб. пособие/В. Цвик, Я.В.Назарова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 411с.
8. Жан Бодрийяр. Символический обмен и смерть. - М.: «Добросвет», 2006. – 387с.
9. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2007. – 160с.
10. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. – ИНФРА-М, 2006. – 387с.
11. Килошенко М.И. Психология моды. - СПб.: Питер, 2007. – 346с.
12. Толстых В.И. Мода как социальный феномен. - СПб.: Питер, 2007.- 286с.
13. Топалов М.И. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. – М: Дело, 2008.- 312с.
14. Ятина Л.И. Полистилизм: новый этап в развитии моды//Рубеж, 2006, № 16-17.
15. Ятина Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни. Автореф. канд. дис. СПб., 2006. – 340с.
16. Гофман А. Мода и обычай//Рубеж: альманах социальных исследований.1992. Вып.3. С. 123- 142.
17. Зиммель Г. Мода//Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С. 266-291.
18. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М.: Республика, 1994. – 367с.
19. Wilson E. Adorned in Dreams: Fashion and Modernity. London: Vigaro Press, 1985. – 389с.
20. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Автореф. кан. дис. Свердловск, 1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………….………………….……….
Глава 1. Проблема насилия в семье……………….……………….…………….
1.1. Понятие и виды семейного насилия………………………………………...
1.2. Обзор литературы о распространенности, причинах и профилактики
семейного насилия……………………………………………………………
1.3. Основные характеристики понимания мужчинами насилия……….……
Глава 2. Экспериментальное исследование мужского насилия в семье……..
2.1. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования………….………………….
2.2. Методика исследования……………………………………………………..
2.3. Результаты исследований………………………………….………….……….
2.4. Выводы и предложения……………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………….………….
Приложения……………………………………………………………………….
.3
.8
.8

26
37
50
50
51
54
58
75
79
86













ВВЕДЕНИЕ

Феномен насилия в семье - явление отнюдь не новое в нашей стране. Он существовал и при царизме, и в советский период. Есть мнение, что корни данной проблемы восходят к XVI веку, когда был написан так называемый «Домострой» - свод наставлений о том, как следует обращаться с домочадцами и крепостными. Правоприменительная практика и нормы поведения в обществе закрепили за мужьями право бить своих жён. В XIX веке ряд авторов подняли вопрос о том, какое воздействие домашнее насилие оказывало на жизнь женщин в Российской Империи. Однако эти рассуждения не вышли за рамки теоретизирования .
На современном этапе каждый час в Российской Федерации от рук сво-его родственника либо нынешнего или бывшего партнёра погибает женщина. Домашнее насилие над женщинами имеет место во всех регионах РФ.
Акты насилия случаются в семьях различной социальной или этниче-ской принадлежности; эта проблема выходит за рамки частной жизни - она касается всего общества в целом.
Актуальность темы работы обусловлена богатым спектром следую-щих проблем:
1. Насилие мужчин в отношении женщин является одним из препятст-вий на пути достижения целей равенства, развития и мира. Насилие в отно-шении женщин является нарушением прав человека и основных свобод жен-щин, а также препятствует или не позволяет им пользоваться этими правами и свободами. Неспособность уже в течение длительного времени обеспечить защиту и поощрение таких прав и свобод в случае применения насилия в от-ношении женщин - это проблема, которая вызывает обеспокоенность у всех государств и должна быть решена. Объем знаний о причинах и следствиях этого явления, а также о его распространенности и мерах по борьбе с ним значительно возрос со времени проведения Найробийской конференции. Во всех обществах в той или иной степени женщины и девочки подвергаются физическому, половому и психологическому насилию, независимо от уровня доходов, положения в обществе и культурного уровня. Низкий социальный и экономический статус женщин может быть как причиной, так и следствием насилия в отношении женщин .
2. В Российской Федерации предпринимается недостаточно мер для предотвращения домашнего насилия, защиты пострадавших и привлечения виновников к ответственности . Насилие над женщинами в семье является на-рушением прав человека, одним из видов дискриминации, с которой государства обязаны бороться согласно нормам международного права. Российская Федерация является участницей ряда соглашений, налагающих на страны-участницы обязательства по защите лиц, находящихся под их юрисдикцией, от нарушений их прав, включая защиту от домашнего насилия. Сюда относится и обязательство принимать должные меры по предотвращению актов домашнего насилия над женщинами и защищать пострадавших от подобного насилия. В число таких мер должны входить (но не ограничиваться ими): формирование общественного мнения, подготовка сотрудников правоохранительных органов, принятие конкретных правовых норм, а также финансирование убежищ, телефонов доверия и других служб помощи женщинам, пострадавшим в результате домашнего насилия, в том числе и психологических служб.
С 2006 года Совет Европы начнёт кампанию по борьбе с домашним насилием в отношении женщин в 46 государствах-членах Совет Европы, среди которых и Российская Федерация. В октябре 2004 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) с тревогой отметила эскалацию домашнего насилия в Европе и приняла решение о проведении данной кампании .
3. Актуальность изучения проблемы психологического насилия в семье определяется также и тем обстоятельством, что, согласно современным научным представлениям о природе насилия, оно составляет универсальный жизненный контекст социальных процессов. Вместе с тем в общественном сознании данная проблема представлена в очень усеченной и трансформированной форме, более того проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме.
Представления о том, что насилие имеет место только в социально не-благополучных семьях, современные исследователи считают несостоятель-ным мифом конвенционального общественного сознания.
Как правило, проблемами домашнего насилия поручается заниматься участковому милиционеру. Система участковых милиционеров позволяет правоохранительным органам иметь информацию о неблагополучной обста-новке в семье, поддерживать контакты с населением и призвана оперативно реагировать на нарушения правопорядка. Однако при подобной практике милиция должна более серьезно подходить к вопросу предупреждения правонарушений в семье с привлечением специалистов-психологов.
Проблематика психологии насилия представляет собой обширную об-ласть, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии по-следнюю четверть века (Д. Левинсон, Дж. Кобрин, Д. Финкелхор, Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, и др.). В отечественной психологической науке данная проблематика имеет сравнительно незначительную представленность (Т.Я. Сафронова, Е.Т. Соколова, Е.И. Цимбал и др.).
Проблема насилия в отношении детей исследовалась С.В. Ильиной, А.Д. Кошелевой, О.С. Лобза, Е.Т. Соколовой и др.
До настоящего времени не существует единого видения данной области в психологии, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (см.: Каган В.Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии).
Одна из основных тенденций в области психологического изучения на-силия в семье состоит в разработке проблематики межличностных детско-родительских и супружеских взаимоотношений, развивающихся по типу не-адекватного (патогенного) родительствования и супружества, блокирующего нормальное функционирование семьи. Неадекватное (патогенное) родительствование и супружество представляют собой континуумы интерперсональных коммуникативных паттернов, описывающийся различными авторами как «депривация - симбиоз» (Е.Т. Соколова, С.В. Ильина, и др.), «отвержение - гиперопека» (В.И. Гарбузов) и оформляющийся в виде специфического семейного стиля жизни, приводящего к эскалации и межпоколенной трансляции насилия.
Цель работы - практическое исследование мужчин, совершивших на-силие, психологические особенности мужчин.
Объектом исследования являются «условно нормальные» мужчины и мужчины, осуществляющие насилие.
Предмет исследования: понимание о насилии в семье у мужчин.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия и виды семейного насилия.
2. Проанализировать литературу о распространенности, причинах и профилактики семейного насилия.
3. Дать основные характеристики понимания мужчинами насилия.
4. Провести экспериментальное исследование мужского насилия в с


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Манипулятивная регуляция дискурса. К истории вопроса.
1.1 Диалог как форма реализации речевой коммуникации 6
1.2 Понятие о речевом акте и коммуникативной цели 11
1.3 Регуляция общения. Стратегии и тактики 15
1.4. Манипуляция как способ достижения коммуникативной цели.
1.4.1. История манипуляции 19
1.4.2. Характерные признаки манипулятивного воздействия 22
1.5. Лесть как манипулятивное средство.
1.5.1. Понятие о лингвистике лжи 26
1.5.2. Лесть как одна из основных речевых тактик 27
1.5.3. Отличие лести от комплимента 29
1.5.4. Функционирование максим общения Г.П. Грайса и Дж.Лича в речевых единицах, содержащих лесть 32
1.6. Классификация речевых единиц, содержащих лесть 38
ВЫВОДЫ 39
ГЛАВА I I. Анализ речевых единиц, включающих лесть 40
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЯ 72









ВВЕДЕНИЕ

Общение, безусловно, является одним из важнейших компонентов человеческой жизни, его значение сложно переоценить. В настоящее время в сфере общения нередко возникает такое явление, как манипулирование адресатом. В последнее время этот процесс особенно ярко заявил о себе: человек ежедневно подвергается манипуляции не только со стороны СМИ, где манипулирование используется, например, в качестве политической пропаганды, но и в процессе общения людей друг с другом. Так как манипулирование личностью носит скрытый, косвенный характер, необходимо уметь распознавать и анализировать это явление.
Актуальность дипломной работы заключается в описании лести в качестве одной из ведущих манипулятивных тактик. Следует отметить, что в настоящее время манипуляция играет большую роль в разных типах дискурсов: политическом, дипломатическом, деловом и т.д.. В последнее время активно исследуется непрямая коммуникация, рассматривается манипуляция, проявляющаяся в неофициальном общении: обиходно-бытовой и обиходно-деловой сферах. Существует много работ, посвящённых манипуляции, но практически нет исследований, в которых разграничиваются комплимент и лесть в качестве манипулятивной тактики.
Таким образом, предметом исследования в работе является лесть в качестве манипулятивной тактики.
Основная цель работы заключается в описании регулятивных свойств лести в качестве манипулятивного средства в обиходной сфере общения. Для достижения поставленной цели в ходе работы необходимо решить ряд задач:
1. Определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как «речевой акт», «речевой ход», «манипулирование», «речевая тактика» и «речевая стратегия».
2. На основании анализа научных работ по теме предложить классификацию речевых единиц, в которых присутствует исследуемое явление, а также определить возможные параметры описания рассматриваемых контекстов.
3. Опираясь на предложенную классификацию, проанализировать речевые единицы, принадлежащие обиходно-деловой и обиходно-бытовой сферам общения, единицы, в которых реализуется лесть как манипулятивное средство.
В работе представлено описание специфики речевого воздействия, коммуникативных стратегий и тактик, феномена речевого манипулирования адресатом. Известно, что явлением скрытого управления личностью занимается ряд дисциплин, в число которых входят риторика, психолингвистика, паралингвистика и ряд других. В представленной работе манипуляция будет рассмотрена, в первую очередь, с позиции прагмалингвистики.
В работе методами исследования являются:
• дефинирование;
• интегрирование информации из разных источников;
• непосредственное наблюдение речевых явлений;
• дискурсивный анализ;
Материалом исследования служат примеры из разговорной речи современного человека. Рассмотренные примеры взяты из обиходно-деловой и обиходно-бытовой сфер общения. Исследованы следующие социальные роли: подруга – подруга, продавец – покупатель и т.д.. Участники коммуникативных ситуаций, проанализированных в работе, являются студентами московских вузов в возрасте приблизительно 19 – 23 лет. Автор работы являлся либо участником, либо непосредственным наблюдателем подобных ситуаций. В работе рассмотрены лишь те ситуации, в которых перлокутивный эффект коммуникации совпал, с точки зрения манипулятора, с эффектом ожидаемым.
Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней описана специфика лести в качестве одной из наиболее распространённых манипулятивных тактик. Материалы работы могут представлять практическую значимость для исследований в сфере прагматического анализа речевой коммуникации. Как уже было отмечено, источником материала для исследования является обиходно-бытовая и обиходно-деловая сферы общения, следовательно, анализируемые в работе примеры отражают речевые тенденции, характерные в настоящее время для неофициального общения.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей функционирования лести в обиходно-бытовой и обиходно-деловой сферах общения, а также в разграничении понятия лести как манипулятивной тактики и комплимента. Результаты исследования могут иметь практическую значимость для дальнейшего изучения прагмалингвистических аспектов разговорной речи.















ГЛАВА I.
МАНИПУЛЯТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДИСКУРСА.
К ИСТОРИИ ВОПРОСА.
1.1. Диалог как форма реализации речевой коммуникации
По словам Н.И. Формановской, понимание общения как деятельности с помощью такого орудия, как язык, по обмену разного рода информацией для достижения внекоммуникативных и коммуникативных целей, для взаимодействия людей в обществе – невозможно без представления о сравнительно новом направлении в языкознании, который называют коммуникативно-прагматическим (Формановская 1998). Коммуникативно-прагматический аспект представляет особую значимость для изучения языковых явлений, так как позволяет выявить актуальные тенденции, характерные для современного состояния речевого общения.
По мнению Н.И. Формановской, коммуникативный подход вскрывает такие свойства языковых единиц, которые проявляются в общении. Прагматика предполагает учёт такого значимого компонента языковых единиц, который связан с индивидом, использующим язык как орудие общения (Формановская 1998). В данной работе преобладающим подходом к изучению материала является коммуникативно-прагматический.
Для понимания сути речевой коммуникации наиболее важным является понятие диалога, так как именно в нём реализуются все составляющие человеческого общения. Диалог формируется как процесс речевой деятельности двух (и более) коммуникантов, включающий: а) знание говорящего о мире (о ситуации общения), его мнения, установки, интенции, эмоции, оценки; б) учёт по возможности таких знаний, мнений у адресата; в) ориентировку на социальные роли и статус адресата в соотношении с собственными показателями.
Н.И. Формановская предлагает следующее определение диалога: «Диалог – сложное речевое произведение, отражающее коммуникативное событие устного контактного непосредственного (преимущественно) общения, в котором партнёры вербально (а также и невербально) путём смены коммуникативных ролей говорящего и слушающего в конкретной ситуации стремятся к достижению, с помощью определённых стратегий и тактик, желаемых результатов» (Формановская 1998).
С соблюдением правил, конвенций и принципов коммуникации для достижения поставленной цели связаны стратегии и тактики общения. Они состоят из конкретных речевых ходов, соответству

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Психологические аспекты успешности профессиональной деятельности…………………………………………………………………….
1.1. Профессиональные качества специалиста как предмет теоретического исследования. Профессиональная деятельность и ее содержание............................................................................................................
1.2. Психологические особенности взаимодействия личности и профессии…...............................................................................................................
1.3. Факторы и условия, способствующие и препятствующие успешной профессиональной деятельности мастеров – консультантов салонов красоты..
1.4. Глава 2. Определение профессионально важных характеристик личности мастеров-консультантов салонов красоты ............................................................................................................................
2.1. Организация и методы исследования............................................................
2.2. Выявление личностных характеристик мастеров-консультантов салонов красоты.....................................................................................................................
Заключение........................................................................................................
Список литературы.............................................................................................
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
С переходом к рыночной экономике на российском рынке труда существенно увеличилась доля специалистов, занятых в сфере услуг. Возросла роль профессии мастеров-консультантов салонов красоты. Анализ востребованных вакансий за последние пять лет подтверждает, что «социальный заказ» на профессионалов данного вида деятельности высок.
Однако профессиональная деятельность мастера-консультанта, изучена недостаточно и при рекрутинге персонала, критерии требований существенно различаются.
Высокая потребность найти эффективных мастеров-консультантов, в условиях нестабильной экономики и конкуренции предполагает отбор и подготовку кандидатов, обладающих способностью противостоять профессиональным стрессам и выгоранию, умеющих усилить комфорт и позитивное эмоциональное настроение от посещения салона и общения с мастером, умеющих тонко чувствовать клиента.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на высокий спрос, вакансии заполняются стихийно. Не разработаны технологии профессионального психологического отбора и сопровождения профессиональной адаптации и развития персонала салонов красоты. Отмечается текучесть мастеров-консультантов.
Специфика деятельности персонала салонов красоты по сравнению с другими профессиями типа «человек-человек» состоит в том, что от работника требуется высокая коммуникативная компетентность, психическая и физическая выносливость, высокий уровень социального интеллекта, что в свою очередь предъявляет особые требования к особенностям эмоциональной структуры личности мастеров-консультантов.
Организации несут убытки, вкладывая средства в сотрудников, внутренний потенциал которых не соответствует занимаемой должности.
Представляется важным выяснить, почему сотрудники одной и той же компании, выполняя сходные задачи и находясь на одном уровне профессионального мастерства, добиваются разных результатов.
Цель работы - выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
Объект исследования – женщины, мастера-консультанты салона красоты.
Предмет исследования – психологические характеристики личности, определяющие успешность в профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
Гипотеза исследования. Профессионально успешные мастера-консультанты отличаются по ряду психологических характеристик от неуспешных мастеров- консультантов салонов красоты.
Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные подходы к проблеме профкомпетенции в современной литературе.
2. Определить критерии успешности в профессиональной деятельности мастеров-консультантов салонов красоты.
3. Выявить личностный профиль успешных и неуспешных сотрудников салонов красоты.
4. Выявить психологические характеристики успешных и неуспешных мастеров-консультантов салонов красоты.
Для решения задач исследования и доказательства гипотезы использовались следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Психодиагностический метод тестирование: определение профессиональной мотивации по методике Т. Элерса; тест «Удовлетворенность трудом»; многофакторное исследование личности Р.Б. Кеттела; самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях ( М. В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)
3. Метод математической статистики и анализа результатов t-критерий Стьюдента.
Теоретической основой исследования явились работы психологов в области деятельностного подхода, структуры содержания деятельности и влияния на различные сферы человеческой жизни занимались: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Альбуханова-Славская, Е.М. Борисова, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Н.А. Лаврова, А.К. Маркова, Р.С. Немов, Н.С. Пряжников, О.Н Родина, Н.В. Самоукина, С.В. Славнов, Х. Хекхаузен, А.Е. Чирикова, П.А. Шавир; психологии труда - Е.А. Климов, Л.А. Коростылёва, и др.; самооценки и её роли в жизнедеятельности индивида: Б.Г. Ананьев, Н.Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л.И. Божович, Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев, Н.А. Гульянова, У. Джемс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, Р. Мейли, И.Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Н.Е. Шафажинская, Т. Шибутани и проч.
Практическая значимость исследования заключается, в том, что на наш взгляд, полученные результаты данного исследования можно использовать при профессиональном отборе сотрудников не только в салоны красоты, но и любых схожих видов профессиональной деятельности.
Кроме того, с сотрудниками, которые отличаются высоким уровнем профессиональных способностей, можно проводить развивающие и коррекционные тренинги, повышающие профессионально важные личностные качества.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Профессиональные качества специалиста как предмет теоретического исследования
В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека. При исследовании профессиональной деятельности необходимо исходить из того, что профессионализация сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма – специфического свойства, характеризующего человека-профессионала.
В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы исходят из имплицитного понимания профессионализма, подразумевающего высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Однако в таком случае, необходимо уточнить понятие «профессиональная деятельность», что позволило бы избежать неоднозначности его толкования.
Под профессиональной деятельностью чаще всего понимают сложную деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер .
Профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для освоения. Именно сложность трудовых функций для человека и предает деятельности профессиональный характер .


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 8
1.1.Сущность девиантного поведения 8
1.2.Социально-психологические причины и факторы отклоняющегося поведения подростков 12
1.3.Социально-психологические условия и принципы реабилитации подростков с отклоняющимся поведением 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 31
2.1. Организация исследования и его методические основы 31
2.2.Описание результатов исследования 38
ГЛАВА 3. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ КАК УСЛОВИЯ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ 41
3.1.Описание программы психологической реабилитации и возможностей ее осуществления 41
3.2.Результаты повторной диагностики и их обсуждение 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ГЛОССАРИЙ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Приложение 1 60
Приложение 2 62
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 68
Приложение 6 69
Приложение 7 70
Приложение 8 74
Приложение 9 75



ВВЕДЕНИЕ
Общество неоднородно. Существуют различные, подчас противоречащие друг другу нормы поведения в различных сообществах, субкультурах, коллективах. Но есть нормы единые для всех. Именно их нарушение большинство членов общества определяет как отклонения. В обществе есть согласие по отношению к преступным и противоправным деяниям, суицидам, наркозависимости, алкоголизму и пьянству.
Ввиду общепризнанности разрушительности таких явлений как для личности, так и для общества, в науке и практике выработаны определенные подходы и методы работы с людьми с отклоняющимся, девиантным поведением. Социально-психологические знания и методы позволяют реадаптировать, ресоциализировать таких людей, произвести коррекцию их социального поведения.
Особую проблему составляет девиантное поведение подростков, так как оно требует особого подхода к его профилактике и коррекции в связи с возрастными особенностями личности подростка и особой роли групп и сообществ в его жизни. Переход в подростковый возраст знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в самосознании. «В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития». Ведущей деятельностью подростков, в рамках которой происходит взросление, признается деятельность общения. Для подростков характерно группирование , и связанное с ним общение в группе. Но в то же время, общение начинает выполнять специфическую функцию инструмента разрешения жизненных проблем и жизненного самоопределения, дает возможность «самоутвердиться, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела» .
Психологическая коррекция, являющаяся одной из важнейших основ психологической реабилитации, строится с учетом психологических особенностей и качеств личности. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. На сегодняшний день можно считать доказанным, что в происхождении отклоняющегося поведения существенную роль играют дефекты правового воспитания, нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, подростки с отклоняющимся поведением, как правило, стремятся к преступным сообществам, не совершают социально позитивной деятельности, не представляют себе, что такое культура отношений, руководствуются принципом силы во взаимоотношениях, и не проявляют никакого желания личностного роста, считая, что у них нет никаких психологических проблем. Эта распространенная позиция поддерживается, прежде всего, обстановкой в семье, способствующей, а, иногда и прямо толкающей подростка к правонарушениям, преступлениям, бродяжничеству, наркомании и пьянству.
Недостаток условий для личностного роста и самопознания, самопостроения и самопреодоления приводит к запущенности в собственных делах и нарастанию количества проблем с последующей психологической компенсацией и привыканием к ним. Психологическая реабилитация призвана, прежде всего, создать такие условия для «внутренней» деятельности и общения подростков, которые бы привели к развитию у них социально одобряемого поведения, скорректировали бы дефекты психологического свойства и позволили руководствоваться позитивными смыслами собственной жизни.
В самом общем виде, главная цель психопрофилактики и психореабилитации состоит в устранении факторов, оказывающих пато¬генное влияние на психику ребенка, и использовании факторов, об¬ладающих положительным, саногенным воздействием. Это, в первую очередь, оздоровление психосоциальной среды развития ребенка, то есть работа с родителями, педагогами.
Для детей и подростков повсеместно, особенно в системе образования, проводятся групповые социотренинги, направленные на снятие синдрома тревожности, агрессивности, за¬труднений в общении, коррекции неадекватной самооценки, низкого социального статуса и других нарушений взаимоотношений со стар¬шими, сверстниками. Эти программы, в сочетании с индивидуализи¬рованными программами аутотренинга, аутогенных тренировок, суггестивных программ по преодолению дурных привычек, коррек¬ции негативных социальных установок, призваны внести весомый вклад в дело профилактики трудновоспитуемости, девиантного поведения, поскольку хоро¬шо известно, что генезис отклоняющихся форм поведения тесно взаимосвязан с процессом деформации социальных связей и отчуж¬дения детей, подростков от основных институтов социализации, и потому одной из важнейших задач психолого-педагогичесгой под¬держки является преодоление этого отчуждения, включение подро¬стка в систему общественно значимых отношений, благодаря чему он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена социально-психологическим аспектам реабилитации отклоняющегося поведения подростков.
Объект настоящей выпускной квалификационной работы – социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения подростков.
Предметом настоящей выпускной квалификационной работы выступают социально-психологические условия реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.
В данной работе проверяется гипотеза: важнейшими условиями социально-психологической реабилитации подростков с отклоняющимся поведением являются: принципиальные помогающие позиции воспитателей, организация общения подростков на культурных основах, организация коллективной деятельности.
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить условия успешной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) Осуществить теоретический анализ проблемы реабилитации подростков с отклоняющимся поведением;
2) Выявить условия успешной реабилитации подростков с девиантным поведением;
3) Разработать и апробировать программу реабилитации подростков с отклоняющимся поведением;
4) Осуществить диагностическое исследование избранного контингента испытуемых на предварительном и контрольном этапах;
5) Описать результаты реализации программы реабилитации;
6) Описать результаты контрольной диагностики и сопоставить их с результатами первичной диагностики;
7) Сделать необходимые выводы.
Теоретической основой работы выступают труды Ч. Ломброзо, Э.Дюркгейма,С.А. Беличевой, И.С. Кона, Н. Смелзера, М. Мироновой, А.В. Петровского и других. Эмпирической основой данной курсовой работы выступает исследование, проведенное на контингенте испытуемых из числа опекаемых инспекцией по делам несовершеннолетних Краснооктябрьского и Дзержинского районов г. Волгограда.
Данная выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, глоссарий и приложения. Первая глава представляет собой теоретический обзор научной литературы по исследуемой проблеме. Вторая и третья главы содержат изложение данных и результатов эмпирического исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

1.1. Сущность девиантного поведения
Оценка любого поведения предполагает его сравнение с какой-либо нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. «Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сексуальной сфере». «Отклонение от нормы может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным» . И.С. Кон отмечает: «Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении». И.С. Кон указывает, что девиантное поведение проявляется в алкоголизации, наркотизме и наркомании. Кроме того, он предлагает рассматривать как девиантное агрессивное поведение, суицидальное поведение, неадекватное поведение, вызванное психическими

Содержание

Введение 3
Глава 1. Мультипликация – особый вид искусства 10
1.1. Рождение, становление, развитие мультипликации 10
1.2. Сходство и различия аниматографа и кинематографа 17
1.3. Сходства и различия аниматографа и других аудиовизуальных видов искусства 18
1.4. Основные средства влияния аниматографа: слово, образ, музыка 19
1.5. Ведущие анимационные школы: сходства и различия, основные символы и образы 20
1.6. Западная и восточная анимация: различия в восприятии западного и восточного мира 31
Глава 2. Анимация – средство психологического воспитания ребенка 34
2.1. Психология ребенка, возрастные особенности 34
2.2. Образное восприятие ребенка: характеристика, особенности 42
2.3. Влияние телевидения, визуальных средств СМИ на психическое развитие ребенка 43
2.4. Влияние и роль анимации в воспитании ребенка 49
Глава 3. Современная массовая анимация и ее роль в воспитании молодого поколения россиян 51
3.1. Развитие современной анимации, особенности анимация переходного периода 51
3.2. Сравнительная характеристика современной анимация Востока, Запада и России 53
3.3. Характер современных мультипликационных персонажей 56
3.4. Современная массовая мультипликация России: обзор современной массовой анимации 58
3.5. Анализ современных мультипликационных каналов России 60
3.6. Обзор мультфильмов, транслируемых на ведущих российских телеканалах 64
Заключение 66
Библиография 69

Введение
Анимационные фильмы являются неотъемлемой часть современного искусства. С момента появления анимация стала объектом наблюдения, как обычной аудитории, так и кинокритиков, киноведов. Такое пристальное внимание к анимации можно объяснить тем, что в анимационных фильмах всегда затрагивался глубинный пласт злободневных проблем, завуалированных в красочную, игровую форму, понятную не только специалисту, но и обывателю. Психологи еще в начале XX века пришли к выводу и научно обосновали более легкое восприятие повседневности посредством анимационных фильмов. Более того, анимация способствует формированию личности с раннего возраста, концентрации внимания, понятию и принятию реальности, формирует мышление и способность рассуждать.
Огромное влияние на становление и развитие анимации оказала американская анимация, которая до сих пор занимает лидирующие позиции во всем мире. Можно выделять анимацию Франции, Италии, России, Японии и других стран, имеющую свои особенности, отличительные черты и фирменные, свойственную только этим странам стратегию создания и воплощения анимационных фильмов. Можно выделять культовых сценаристов и анимационные фильмы различных стран, но при этом нельзя не признавать, что Америка является страной номер один в создании анимационных фильмов.
Широкое разнообразие американских анимационных фильмов может удовлетворить даже взыскательный вкус современного потребителя кинорынка, так как представляет собой органичное сочетание комиксов, полнометражных анимационных лент, анимационных сериалов и т.д. Полностью удовлетворяет американская анимация и запросы аудитории в героях: привлекательные девушки, сильные мужчины, забавные персонажи, созданные талантливыми режиссерами. Романтичные и смелые, жестокие и ранимые, красивые и уродливые герои на протяжении многих лет являются кумирами, как молодого поколения, так и взрослого поколения, уже давно выросших из детского, подросткового возраста. Широкий тираж американских анимационных фильмов сделал ее доступной не только элитарной аудитории, но и простым обывателям, что также отразилось на привлекательности американской анимации со знаком «плюс».
При этом с точки зрения интеллектуальности, душевности, безусловно, можно выделить российскую анимацию, которая всегда являлась оплотом качественного аниматографа. Российские мультфильмы выгодно отличаются от западной анимации. Их отражает неуловимое очарование, глубинные воспитательные мотивы, красота и выразительность образов. Большинство российских мультфильмов пополнили коллекцию золотого фонда аниматографа, культовые российские мультипликационные персонажи стали любимцами публики во всем мире: это и ежик, и олимпийский плюшевый медвежонок, и Заяц, и Волк и многие-многие другие.

Актуальность: актуальность дипломного проекта «Современная массовая анимация и ее роль в воспитании молодого поколения россиян» обусловлена ..................


Гипотеза: в дипломном проекте «Современная массовая анимация и ее роль в воспитании молодого поколения россиян» делается предположение о ведущей роли современной массовой анимации в воспитании молодого поколения россиян.
Методология: в дипломном исследовании были применены методы сбора обработки, структуризации информации, методы дедуктивного и индуктивного анализа информации, метод оценки и анализа имеющейся информации, затрагивающей проблемы современной массовой анимация и ее роли в воспитании молодого поколения россиян.
Теоретическая база: анализу и исследованию современной массовой анимации и ее роли в культурно-историческом контексте развития каждого государства в разное время уделяли внимание авторитетные отечественные и зарубежные ученые. При исследовании и анализе темы дипломного проекта можно выделить следующие работы:
1. Асенин С. В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. М., Искусство, 1974.
2. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский.- М. 1991.
3. Добрынина, В.И. Культура и цивилизация // Культурология. М., 1993.
4. Кривуля Н.Г. В зеркале времени: анимация 2-х Америк. М., Аметист, 2007.
5. Культурология: Учеб. для вузов./ под ред. Г.В. Драча.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.
6. Культурология ХХ век. Энциклопедия в 2-х т./ Гл. ред. С.Я. Левит.- Т.1-2.- СПб: Университетская книга, 1998.
При исследовании и анализе современной массовой анимации и ее роли в воспитании молодого поколения россиян были использованы научно-популярные статьи, электронные издания, методические пособия.
Практическая база: в дипломном проекте «Современная массовая анимация и ее роль в воспитании молодого поколения россиян» состоит из трех глав. В двух теоретических главах «Мультипликация – особый вид искусства» и «Анимация – средство психологического воспитания ребенка» применены методы сбора обработки, структуризации информации, методы дедуктивного и индуктивного анализа информации.
В третьей практической главе «Современная массовая анимация и ее роль в воспитании молодого поколения россиян» применены методы метод оценки и анализа имеющейся информации, затрагивающей проблемы современной массовой анимация и ее роли в воспитании молодого поколения россиян.
Дипломный проект может быть рекомендован для дальнейшей глубинной диссертационной разработки, может быть использован, как наглядное пособие на курсах журналистики, история, литературы, искусства, культурологии.
Структура работы: дипломный проект «Современная массовая анимация и ее роль в воспитании молодого поколения россиян» состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается тема дипломного исследования, поставленные задачи и цели, определяется объект и предмет исследования, дается характеристика примененным в дипломном проекте методам, выдвигается гипотеза, обосновывается новизна дипломного исследования, характеризуется теоретическая и практическая база.
Первая теоретическая глава «Мультипликация – особый вид искусства» состоит из шести параграфов: «Рождение, становление, развитие мультипликации», «Сходство и различия аниматографа и кинематографа», «Сходства и различия аниматографа и других аудиовизуальных видов искусства», «Основные средства влияния аниматографа: слово, образ, музыка», «Ведущие анимационные школы: сходства и различия, основные символы и образы», «Западная и восточная анимация: различия в восприятии западного и восточного мира». В первой главе определяются основные этапы рождения, становления, развития мультипликации, характеризуются сходства и различия аниматографа и кинематографа, аниматографа и других аудиовизуальных видов искусства, выявляются ведущие анимационные школы, их сходства и различия, основные символы и образы. К первой главе определяются основные средства влияния аниматографа: слово, образ, музыка, анализируются различия в восприятии западной и восточной анимации.
..............

Глава 1. Мультипликация – особый вид искусства

1.1. Рождение, становление, развитие мультипликации


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 5
1.1. Понятие «синдром эмоционального выгорания» 5
1.2. Структура синдрома эмоционального выгорания 9
Эмоциональные реакции 13
1.3 Факторы, инициирующие возникновение симптомов эмоционального выгорания 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СТЕПЕНИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ САЛОНА КРАСОТЫ 30
2.1. Программа исследования 30
2.2. Проведение исследования и интерпретация результатов 33
2.3 Выводы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение 1 63
Приложение 2 68
Приложение 3 70
Приложение 4 72


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время сфера социальных услуг характеризуется увеличением количества услуг, предлагаемых клиентам. Одной из наиболее востребованных является предоставление клиентам парикмахерских услуг. Большое количество салонов красоты повлекло за собой привлечение на работу большого количества мастеров. При этом работодатели уделяют достаточное внимание к уровню профессионализма, коммуникабельности своих сотрудников, обеспечивают их рабочие места в соответствии с санитарными требованиями. Однако внимание к психологическому состоянию мастеров-парикмахеров практически никем не уделяется. В научной литературе существует множество исследований, посвященных возможности возникновения синдрома эмоционального выгорания у специалистов, занятых в сфере социального обслуживания, однако исследований, посвященных конкретно парикмахерам не проводилось.
В соответствии с замыслом исследования нами были определены:
Цель исследования - изучение степени выраженности синдрома эмоционального выгорания у парикмахеров в ходе выполнения профессиональных обязанностей в зависимости от влияния различных социально-психологических факторов.
Объект исследования - мастера-парикмахеры салона красоты «Энигма» (было протестировано 30 человек).
Предмет исследования составили индивидуальные и групповые показатели эмоционального выгорания мастеров-парикмахеров, а также их взаимосвязь с социально-психологическими особенностями.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что парикмахеры с высоким уровнем тревожности, экстернальным локусом контроля и мотивацией на избегание неудач более подвержены формированию синдрома эмоционального выгорания и наоборот.

Задачи исследования:
- выявить степень проявления синдрома эмоционального выгорания у парикмахеров;
- выявить степень зависимости между степенью проявления синдрома эмоционального выгорания и удовлетворенностью психологическим климатом коллектива салона красоты;
- выявить степень зависимости между степенью проявления синдрома эмоционального выгорания и уровнем личностной и эмоциональной тревожности;
- выявить степень зависимости между степенью проявления синдрома эмоционального выгорания и локусом контроля;
- выявить степень зависимости между степенью проявления синдрома эмоционального выгорания и особенностями мотивации мастеров-парикмахеров;
Научная новизна состоит в следующем:
1. На основе теоретического анализа проблемы синдрома эмоционального выгорания уточнено понятие синдрома эмоционального выгорания у представителей сферы социальных услуг, в частности парикмахеров.
2. Выделены социально-психологические и личностные факторы, влияющие на проявления синдрома эмоционального выгорания у парикмахеров.

Практическая значимость исследования.
Предложенные данные могут быть использованы:
- для решения диагностико-прогностических задач;
- выявления «групп риска» среди парикмахеров;
- проведения профилактических и реабилитационных мероприятий;
Методология и методика исследования.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения о единстве личности, сознания и деятельности; системном подходе к исследованию психических явлений; социально-исторической обусловленности психики и поведения человека.
С целью решения поставленных в исследовании задач мы использовали следующие методы:
- теоретический анализ исследований и публикаций в области общей, инженерной психологии, психологии труда, медицинской психологии и смежных с ними областях, связных с проблемами исследования;
- сбор эмпирических данных (экспертный опрос, проективное интервью);
- методы качественной и количественной обработки и интерпретации данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Понятие «синдром эмоционального выгорания»

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание - это следствие воздействия на работника профессионального стресса.
Психофизиологическое изучение профессионального стресса показало, что в его основе лежит закономерность, установленная в 1908 г. Р. Йерксом и Дж. Додсоном. Они экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако при дальнейшей активации нервной системы, при увеличении стрессогенности действующих факторов показатели деятельности начинают снижаться. Следовательно, между выраженностью стресса, эмоциональной напряженностью, активацией нервной системы, с одной стороны, и эффективностью рабочей деятельности - с другой, нет однозначной зависимости. В последующем это было неоднократно подтверждено и обобщено в виде закона Йеркса-Додсона, связывающего эффективность деятельности с уровнем неспецифической адаптации. В настоящее время накоплены обширные психофизиологические данные о влиянии эмоционального стресса на профессиональную деятельность.
При среднем уровне эмоционального стресса достижения человека в деятельности относительно высоки, а при эмоциональном стрессе низкого и высокого уровней они могут быть хуже результатов, показанных в обычных условиях.
Отрицательное воздействие профессионального стресса проявляется в достаточно широком спектре психологических последствий, среди которых можно выделить первичные, вторичные и третичные.
К первичным последствиям профессионального стресса относятся различные негативные психические состояния, возникающие в процессе и в связи с условиями профессиональной деятельности. Среди них - состояния утомления и переутомления, эмоциональный стресс, психоневротические реакции, острые стрессовые расстройства, другие острые формы нарушения психической адаптации. Их особенностью является то, что они возникают непосредственно в ответ на конкретный, хорошо идентифицируемый стресс-фактор (или группу стресс-факторов), непосредственно обусловленный им. При этом определенную роль играет индивидуальная повышенная уязвимость, связанная с наличием ряда специфических личностных особенностей, таких как высокая тревожность, эмоциональная лабильность и прочие.
Вторичные последствия профессионального стресса возникают в результате неуспешных или неадекватных попыток преодоления дезадаптивного состояния, а также несвоевременности (а то и просто отсутствия) необходимых реабилитационно - восстановительных и психокоррекционных мероприятий, недостаточной психологической поддержки со стороны значимого социального окружения (семья, коллеги, руководители). К ним можно отнести состояние «профессионального выгорания», снижение работоспособности, посттравматические стрессовые расстройства, злоупотребление алкоголем, сильнодействующими лекарственными средствами, повышенную агрессивность, депрессивные состояния, явления профессиональной деформации личности, ауто- и гетероагрессивное поведение.
Наконец, третичные последствия профессионального стресса объединяют в себе целую гамму социально-психологических (включая внутрисемейные) и организационных феноменов, отражающих общее снижение качества и эффективности социального функционирования как отдельного сотрудника, так и группы в целом. Это - преждевременное увольнение со службы, текучесть кадров, ухудшение морально-психологической атмосферы в коллективе, дисциплинарные нарушения, внутрисемейные проблемы, социальная апатия и пессимизм, снижение удовлетворенности службой, повышенная конфликтность, а также суициды.

1-50 51-59
Антиплагиату - НЕТ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
/form>